NAZAD This Page VPERED Home Page

Родословная семьи Авраама
Вавилонские башни
Первый прямой контакт Авраама с Вс-вышним

Путь Авраама

Для того, чтобы лучше понять историю Авраама, нужно попытаться представить себе общество того времени. Повышение культуры и технологии привело к совершенствованию мозга; у отдельных людей в течение их жизни возникали мозговые структуры достаточно сложного вида благодаря необходимости запоминания очень большого количества информации. В свою очередь, сложность этих структур позволила отдельному человеку эффективно логически рассуждать. Но самое главное с точки зрения нашего исследования это то, что столь усовершенствованный мозг стал способен принимать информацию, исходившую от Геоса.

До этого момента отрезки шумоподобного сигнала, которые был способен принимать мозг, были слишком коротки, чтобы после "сжатия" превысить шумы (см. “Мозг человека” в книге “Геотеизм”).

Развитие культуры при отсутствии развитой письменности требовало запоминания очень большого количества литературных произведений - сказок, преданий, легенд. Тибетские монахи, несмотря на наличие письменности, даже в наше время специально тренируют память на запоминание сверхбольших (по нашим понятиям) отрезков текстов. В результате в мозгу создаются сверхбольшие структуры, на определенном уровне своего развития способные принять настолько длинный отрезок шумоподобного сигнала, что он превысит уровень естественных шумов. В этот момент может установиться связь с Геосом.

Именно такой момент мы называем “озарением” или “просветлением”.

В дальнейшем изобретение письменности и книгопечатания сделало ненужным запоминание сверхбольших текстов, и у подавляющего большинства людей стала невозможной прямая связь с Геосом. Сегодня можно слышать мнение, что “Бог перестал говорить с людьми”. Это не так. Это люди потеряли возможность его слышать.

В лице человека по имени Авраам человечество (если не считать Ноя) впервые в истории нашей цивилизации получило такой "приемник информации". С одной стороны, Авраам был высокоразвитым человеком, способным к анализу имевшихся у него в распоряжении фактов, а с другой стороны, по-видимому, его мозг был способен уже принимать информацию, исходившую от Геоса.

Если считать началом нашей цивилизации момент сотворения Адама, то Потоп произошел через 1656 лет. Примем момент изготовления Адама за нулевую точку.

Согласно еврейской традиции (подчеркиваю - Традиции, потому что на точном знании никто не настаивает, и допускается множество различных толкований и объяснений процесса сотворения Мира и человека, в том числе и с привлечением современных научных данных), эта же точка во времени принимается за нулевую, но называется временем сотворения Мира.

Этому моменту предшествовали шесть дней Творения, и никто из мудрецов не берет на себя ответственность точно сказать, что это были за "дни" и почему там не было "ночи". А раз так, то эти шесть дней не стоит и учитывать, так как потом пошли годы.

В настоящее время весь мир считает время от момента рождения Иисуса Христа - личности не менее мифической и легендарной со многих точек зрения; не один историк и философ пытался доказать его существование, но не слишком преуспел в этом. В любом случае момент рождения Христа - дата условная, а момент появления Адама по нашей версии - вполне реальная. Однако весь мир считает "по Христу". Название этому периоду (после Христа) тоже дали условное - "новая эра", хотя предыдущая была вовсе не такая уж “старая” - к моменту рождения Христа цивилизации было всего 3760 лет. А если вычесть допотопные времена, то и того меньше - всего 2104 года. Поэтому следовало бы назвать период после Христа эрой "христианской", и писать так: сегодня 2000 год х.эр. Одно время в России почти так и делали, но большевики сочли это неприличным, и заменили на слова "наша эра". Чья она такая "наша" уточнять не стали.

Для облегчения ориентации в датах нам нужно запомнить всего одну цифру разницы между х.эрой и "нормальным" временем, отсчитываемым от сотворения Адама - 3760 лет.

*

Так вот, в 1948 году “от сотворения мира” в Ур-Касдим - одном из городов древнего шумерского государства в Месопотамии (на территории нынешнего Ирака в Двуречье, в долине рек Тигр и Евфрат), в семье сравнительно богатого и известного человека по имени Терах родился сын, которого назвали Авраам. Вообще-то его назвали Аврам, но считается, что впоследствии, после встречи с представителем Вс-вышнего на земле, его имя стало Авраам. Во избежание путаницы будем его сразу называть Авраам, это сейчас непринципиально, и интересно только для еврейских знатоков Торы.

Кроме Авраама у Тераха было еще двое сыновей, старшего звали Аран, а среднего - Нахор. Люди, даже читавшие христианскую Библию, пробегают это место, обычно не обратив большого внимания на имена, а это - немаловажно, так как для нас имеет значение не только судьба Авраама, но и всей его семьи, из которой он вышел.

Дело в том, что Терах был не совсем обычным человеком. (Его родословная прослеживается в Торе, а на рисунке изображена родословная семьи Тераха, из которой произошел Авраам)

 


Родословная семьи Авраама

Тора утверждает, что папаша Терах был прямым потомком Ноаха (в девятом колене), и при этом не исключено, что по "чистой" материнской линии, хотя прямых указаний на это нет. Во всяком случае, ген властолюбия у него был, и довел этот ген Тераха до положения министра при тогдашнем "правительстве" или что-то вроде того. Правил в те времена царь по имени Нимрод (есть мнения, что Нимрод и Хаммурапи - одно и то же лицо).

Хотя министерская должность и приносила Тераху какой-то доход, но основным занятием его было изготовление деревянных и каменных фигурок многочисленных божков-идолов, которым поклонялись все подданные Нимрода. Ничего в этом особенного не было, весь мир тогда был таким. Так что был наш Терах обычным идолопоклонником. Новорожденный Авраам и оба других сына Тераха были уже десятым поколением после Ноаха. И, тем не менее, в семье Тераха прослеживались еще некоторые наследственные качества прямой линии Адама, в первую очередь - очевидные для всех богатырская сила и рост. И, кроме этого, такое важнейшее качество как долгожительство - сам Терах умер в 205 лет, а дед Тераха Саруг жил 230 лет! (И это в то время, когда средний возраст жителей тех мест не превышал примерно 70-90 лет).

Уже с малых лет Авраам обнаружил недюжинные способности и склонность к осмыслению мира, в который он попал. Известно из Устной Торы, что в возрасте трех-пяти лет Авраам, задумавшись над проблемами управления этим миром, пришел к выводу, что такой сложный и гармонично устроенный "механизм" не может существовать и функционировать без какой-то внешней управляющей и все оживляющей Силы. Эту Силу Авраам назвал Единым Богом, в противовес божкам, выставленным на продажу в отцовской лавке. Представить себе эту Силу он, понятно, не мог, а мог лишь наблюдать за ее проявлениями. К его чести нужно сказать, что и до сих пор люди не в состоянии выяснить, что это за Сила такая.

"Мидраш рассказывает" (Вейсман), что с Авраамом произошла история, аналогичная той, которая спустя несколько сотен лет произошла в Египте с фараоном и Моше. Астрологи предсказали Нимроду рождение человека, который победит Нимрода. И царь приказал умерщвлять всех родившихся мальчиков. Попытались отнять сына и у Тераха, но он откупился жизнью сына одной из своих рабынь. После чего ("Мидраш рассказывает") Авраама скрывали в удаленной пещере. Логично предположить (учитывая, что тот же "Мидраш" утверждает знакомство Авраама с Ноахом), что Авраама отвезли учиться в школу, основанную сразу после потопа сыном Ноаха Шемом, и в дальнейшем руководимую его правнуком Эвером. В этой школе (“ешиве” на языке иврит) сохранялись сведения о Едином Боге Адама, и это, конечно, было очень близко душе Авраама. "Мидраш рассказывает", что сам Ноах передал Аврааму сведения о Потопе, так как в то время Ноах был еще жив, и умер, когда Аврааму "стукнуло" 58 лет. Школа эта представляла собой до определенной степени "эзотерическое" заведение, куда брали далеко не всех, потому что окружающий мир представлял собой царство идолопоклонников. Да иначе и быть не могло.

Известные нам мидраши не сообщают ничего о периоде обучения Авраама в этом заведении, и до некоторой степени понятно, почему. Потому что не вполне ясно, до чего Авраам додумался сам, а что именно ему внушил Эвер. Однако ясно, что поскольку в доме Тераха говорили на арамите - местном наречии, то Авраам должен был изучить иврит, как язык Адама. Затем ему нужно было изучить "древнюю историю" от Адама до Потопа, и "новейшую" от Потопа до Нимрода.

Маленький Авраам сразу понравился Эверу своей живостью ума и мягкостью характера. А так как Авраам был по существу одним из последних по линии клонированных, Эвер решил, что он вполне годится на роль отца нового народа, способного установить на земле более справедливые формы правления, чем те, что Эвер наблюдал в царстве Нимрода. И Эвер постепенно передал Аврааму основные представления о справедливом с его точки зрения общественном устройстве. Это знание было в значительной мере "теоретическим", на практике Авраам мало что мог из него использовать, но, тем не менее, старался. Впоследствии он передал это знание через Иосифа новому народу, который сформировался затем в Египте. Но об этом - после.

А пока Авраам был еще ребенком, у него в результате обучения возникли какие-то общие представления о месте человека в мире и о его обязанностях. Но в общую систему эти представления сложились после увиденного им впервые в жизни обычного кукольного спектакля, показанного бродячими артистами. Куклы были "на веревочках", и во время спектакля маленький Авраам не видел ни веревочек, ни артистов; поэтому он думал, как и все дети, что куклы - живые.

Как это часто бывает, после окончания спектакля артисты вышли показаться публике с куклами в руках. И тут Авраама "осенило". Он ясно представил себе, что и весь мир может быть устроен так же: кто-то Большой и Невидимый (некая Сила) дергает за невидимые ниточки, и управляет поведением людей и их судьбой, разыгрывая спектакль мировой истории с заранее известным Ему (но не зрителям!) финалом. В самом конце Добро победит Зло, ну и так далее. Основы иудаизма были СФОРМУЛИРОВАНЫ В ОДНУ СЕКУНДУ, осталось разработать детали. НА РАЗРАБОТКУ ЭТИХ "ДЕТАЛЕЙ" УШЛА ВСЯ ОСТАВШАЯСЯ ЖИЗНЬ АВРААМА и жизнь многих поколений мудрецов.

Позже Авраам обнаружил, что если выполнять определенные указания, как бы исходящие от источника этой Силы, то жизнь человека и его семьи складывается не самым худшим образом, хотя и с некоторыми трудностями. В дальнейшем Авраама беспокоил лишь один вопрос: "Как научиться по возможности более точно распознавать и толковать полученные им от Бога сигналы?"

"Мидраш рассказывает", что через много лет Нимрод (поскольку ничего опасного для него не происходило) издал указ, отменяющий предыдущий. Понятно, однако, что ничего и не должно было происходить, пока предполагаемый "победитель Нимрода" не подрастет и не войдет в силу, а до этого даже по тем временам должно было пройти лет двадцать. Поэтому более логично предположить, что после выдачи Нимроду мнимого сына Тераха "знамения" исчезли, Нимрод мог успокоиться и перестать уничтожать собственный народ. Скорее всего, это было какое-то небесное явление вроде кометы, а небесные явления когда-то исчезают сами собой. Но эти 20 лет Авраам вполне мог скрываться в ешиве Шема и Эвера.

Отметим, что с момента Потопа (1656г) до рождения Авраама и знамения Нимроду (1948г) прошло чуть меньше 300 лет, и этим знамением могла быть та самая комета, которая вызвала Всемирный Потоп. Вспомним, что примерно за 300 лет до Великого Потопа была его репетиция – потоп поменьше. Интересно и другое – этой кометой, вполне возможно, была известная нам комета Галлея. Период ее обращения вокруг Солнца около 76 лет, и если отсчитать 44 периода от 1531 года, с которого эта комета наблюдается регулярно, то мы получим как раз год рождения Авраама. В результате же естественного несовпадения орбит на этот раз ничего подобного не произошло.

Когда Авраам подрос, и смог вернуться домой, он перешел к более активным действиям. Он стал агитировать покупателей отцовской лавки не покупать божков в силу полной бессмысленности этого. Папаша Терах был очень встревожен и настроениями сына и убытками от его "деятельности", но, как всякий хороший отец, надеялся, что он "исправится".

Вавилонские башни

В связи с историей Потопа приходят на память пирамиды Египта и зиккураты Вавилона; ученые считают зиккураты остатками башен типа Вавилонской. Найдены несколько остатков таких башен. Но Вавилонская была самая большая и известная. Остатки города Ура Касдимского (где жил вначале Авраам) сильно смахивают на основание гигантской башни типа пирамиды.

Царю Нимроду было, конечно, известно о египетских пирамидах. От Потопа до времени начала строительства Вавилонской башни прошло всего 300 лет; память о Потопе была еще жива. И нового Потопа боялись ужасно. Хотя Вс-вышний и сказал Ноаху, что "Он больше не будет", но где гарантия? Известно было, что Вс-вышний наказал людей Потопом за грехи, так что - меньше грешить стали во времена Нимрода, известного своей жестокостью? Скорее наоборот.

Поэтому строительство "противопотопных убежищ" в то время было столь же актуально, как в наше время - строительство убежищ противоатомных.

Этим объясняется высочайшее развитие астрономии в Древнем Египте. Ведь египтяне не были народом-мореходом, как финикийцы или даже греки. Для сельскохозяйственных работ и прогноза разлива Нила столь сложные наблюдения за звездным небом совершенно не нужны. Тем не менее, именно в Египте и именно жрецы занимались сложнейшими астрономическими наблюдениями. Еще более непонятно развитие астрономии в Средней Азии и Вавилоне - там-то уж точно никто никуда не плавал, разве что по пустыне караваны двигались, но они шли по известным тропам, от оазиса к оазису. Безо всякой астрономии и навигации. А ведь вещами, не нужными практически, в те времена никто заниматься бы не стал. А занимались, и очень даже. Почему? Ждали очередного Потопа, хотели узнать о нем заранее. Поэтому и комет так боялись. Ведь, кажется, можно было бы им приписать и радостное знамение?! Ан - нет... Опыт напоминал!

Итак, ознакомившись с конструкцией египетских пирамид, в Вавилоне поняли, что это именно противопотопные сооружения. Внутри пирамиды были сделаны очень грамотно - ходы шли снизу вверх, и вода по ним до самого верха подняться не могла, даже если бы закрыла пирамиду "с головой". Как в кессоне была бы обстановочка. Проблему поступления воздуха внутрь решить было можно с помощью труб на поплавках. Известны уже были и водоросли, производящие кислород даже при отсутствии света. Еды тоже можно было запасти на нескольких человек. Вход в пирамиду не был слишком низко у земли, чтобы не занесло песком, и не был слишком высоко, чтобы обеспечить "кессонность", полную герметичность даже для воздуха, что и было доказано раскопками. Таким образом, из пирамиды можно было свободно выйти, когда уйдет вода, и момент выхода был тоже ясен - отверстие должно было само открыться.

Форма пирамиды, видимо, была рассчитана не только на погружение, но и на прямой удар приливной волны (если таковая случится), чего бы не выдержала никакая другая конструкция.

Таким образом, пирамида - это "неподвижная подводная лодка", типичное противопотопное сооружение для тех, кто внутри. А для тех, кто снаружи?

У них, конечно, не было надежды спастись на вершине пирамиды, если вода поднимется выше нее. Но во время мини-потопа вода не поднялась на такую высоту. Некоторые ученые удивляются, куда делась облицовка пирамид, следы которой обнаружены в нескольких местах? А никуда она не делась, ее и не было никогда. Пирамиды выполняли функцию убежища для остальных людей, не царской фамилии, размещавшихся просто на уступах пирамиды. Ну, а если вода выше - что ж поделать?

А что написано в Торе? А в Письменной Торе на этот счет всего одна фраза (все остальные "объяснения" в размере томов - это от мудрецов): "И сказали они: "Давайте построим себе город и башню, и вершина ее до неба и сделаем себе имя, чтобы не рассеялись мы по лицу всей земли". Вот и все.

Башня с вершиной до неба - это как раз тот редкий случай, когда мудрецу выгодно понять текст буквально. (Университет в Хайфе тоже упирается вершиной в небо, и даже выше - облака часто проходят ниже него). Плюс тут еще "сделаем себе имя - явно гордыня человеческая просматривается. И хотя нигде не сказано, что они собирались воевать с самим Богом - это уже легко домыслить.

А в свете ранее сказанного - все просто, и с Богом воевать не надо. Да, конечно, элемент недоверия к словам Бога был: ведь Он обещал Ноаху, что больше потопа не будет. Но!

Эти люди вообще "пришли с востока"! Тора на это специально указывает. К племени Ноаха они не принадлежали, знать о Боге ничего не знали, а сам Ноах не занимался миссионерством среди шумеров. Во избежание неприятностей. Эти люди ничего не знали об обещаниях Бога Ноаху. Они действовали по собственному разумению, а оно им подсказывало, что Потоп может повториться. Если уже два было (большой и маленький), то может быть и третий. (Бог троицу любит, как говорят в России, разливая "на-троих"). Именно в этом смысле и могут быть поняты слова "сделаем себе имя" - и после Потопа останемся, и в веках в памяти благодарного человечества. При чем тут Господь Бог вообще?

Одного не учел Нимрод - Египет был несейсмической зоной, а в Вавилоне землетрясения не редкость. Обратите внимание, что во время знаменитых "египетских казней" землетрясения не было, хотя уж что-что, а это "развлечение" Геосу вполне было по силам устроить. Однако - не было. Несейсмическая зона. Вероятнее всего, Вавилонская башня и остальные (зиккураты) не выдержали землетрясения.

Древние легенды вообще имеют одну часто встречающуюся особенность. Конфетка правды, то есть истинных событий, на которых основана легенда, завернута в многослойный фантик придуманных вокруг них подробностей. И нужно уметь развернуть этот фантик, отделить выдуманное (и не столь важное) от реального. Иначе конфетка слипнется с фантиком, и есть ее будет неприятно и даже вредно.

В истории о Вавилонской башне красивая сказка о возникновении различных языков из-за смешения их по воле Бога, возможно, всего лишь "фантик", который никого обычно не интересует, кроме пятилетних детей. Но, выбросив этот фантик за ненужностью, мы игнорируем реальные факты о строительстве в те времена огромных башен типа египетских пирамид. И лишь археологические раскопки, проводимые людьми, которые очень внимательно и трепетно относятся к легендам, дают возможность убедиться в обоснованности легенд. Из этого вовсе не следует, что и история о смешении языков обязательно правдива на все сто процентов. Мы еще вернемся к этому вопросу.

Строительство Вавилонской башни (башен) датируется примерно 2000 годом. К этому времени Аврааму было 52 года и "Мидраш рассказывает", что он жил еще в Ур-Касдиме, где строили эту (или такую же) башню. К моменту эмиграции семьи Тераха в Харан Аврааму было уже 70 лет. Следовательно, если история с нимродовской печью (об этом чуть позже!) произошла незадолго до "эмиграции" семьи Тераха в Харан, то перед этим Авраам успел "отмотать" в тюрьме свою "десятку". Значит, история с идолами в царском дворце произошла, когда Аврааму было уже почти 60 лет! Таким образом, практически весь кусок жизни Авраама между его юношескими проказами в лавке отца и 60-ю годами нам совершенно неизвестен. Ясно одно, что торговать идолами в лавке отца он не считал возможным. А пошел во дворец по просьбе отца помочь ему, так как к тому времени Тераху уже было 130 лет и он уже, возможно, не в полной силе был.

Некоторые авторитеты, пользуясь простой логикой и здравым смыслом, утверждают, что Авраам “подался в пастухи”. В те времена это был весьма надежный источник дохода. Не простые пастухи, конечно. У Тераха было достаточно денег, чтобы "вложить их в животноводство", он наверняка имел стада овец вблизи города, это было нормально по тем временам, и за стадами следили (кроме пастухов) специальные люди. Авраам мог стать одним из них, работая на своего же отца. Иначе совершенно невозможно понять, откуда Авраам узнал многие секреты (да и просто правила) обращения со стадами, впоследствии сделавшие его одним из самых богатых людей в земле Ханаанской.

Начало строительства башни пришлось примерно на то время, когда Авраам стал пасти стада. Он уходил из города Ур на очень продолжительное время, появляясь в нем только в случае необходимости. Во время одного из таких посещений он увидел начало строительства Башни. Ясное дело, он спросил о причинах, и ясное дело, ему назвали эту причину - на случай очередного Потопа!

Авраам знал о Потопе "из первоисточника" и понимал, что от кары Вс-вышнего не уйдешь. Он попытался объяснить это строителям, но успеха большого не имел. С чем и удалился.

Один из мидрашей утверждает, что Авраам при этом проклял строителей, и именно он посоветовал Вс-вышнему смешать их языки. Однако, если мы вспомним, что Авраам по натуре был само воплощение "хеседа" (доброты), то вряд ли он стал бы проклинать людей, прямо не причинивших ему никакого вреда. В те времена он еще не был фанатиком, Вс-вышний ему прямо не открывался, так что и проклясть он никого по сути дела не мог. А Письменная Тора приписывает идею смешения языков лично Вс-вышнему, так что неприлично нам думать, что Вс-вышний был плагиатором. Скорее всего, этот мидраш был придуман каким-то мудрецом уже во время вавилонского плена, в состоянии сильной озлобленности на вавилонян. "Глупые вавилоняне! Ничего не могут понять!" Это - из Талмуда.

Некоторые мудрецы утверждают, что слова Торы "...в то время на земле был один язык" означают, что этим языком был иврит. Вряд ли и это соответствует действительности. Известно, что район Двуречья в те времена был населен шумерами. Это был народ, появившийся там после Потопа внезапно, по преданиям - спустившийся с гор в долины, и по внешности мало походивший на семитскую расу; скорее шумеры напоминали гималайские племена, уцелевшие после Потопа. Письменность шумеров весьма отдаленно походила на ивритскую. Более вероятно, что иврит сохранялся в маленьких общинах-школах типа общины Шема-Эвера, а общим языком тех мест был шумерский (аккадский).

Объяснение текста Торы и здесь довольно простое. В начале строительства Башни Нимрод обходился своими силами, и все люди были местные, то есть говорили между собой на одном языке. Но через некоторое время Башня поднялась выше, строителей стало нехватать, и Нимрод (как это делали многие правители во все века) нагнал на "стройку века" людей со всей огромной страны, из соседних регионов, говоривших на других языках или наречиях. Авраам в это время был "в поле", и ни о чем таком не знал. Когда же произошло землетрясение, он поспешил в Ур, беспокоясь о собственной семье.

Прибыв в город, он обнаружил руины огромной башни, и большое количество разных людей, говоривших на совершенно непонятных ему языках. Из этого он сделал "прямой вывод" о вмешательстве Вс-вышнего и смешении языков, и впоследствии всем рассказывал об этом.

Первый прямой контакт Авраама с Вс-вышним

Однажды, когда Аврааму уже было 60 лет, а Тераху около 130-ти и он уже неважно себя чувствовал, отец взял Авраама с собой во дворец Нимрода на очередную церемонию идолопоклонства. И там, на глазах отца, Авраам перебил (сжег?) дорогие статуэтки божков и бежал из дворца. Тераху ничего не оставалось делать, как рассказать Нимроду обо всем. Авраама нашли и привели во дворец. Однако и во дворце Авраам не постеснялся заявить о своих убеждениях самому Нимроду. Авраама посадили в тюрьму, где он просидел 10 лет, размышляя о Едином Боге. Но и после этого он не пожелал признать богов Нимрода, а настаивал на том, что Вс-вышний - Един. Тогда Нимрод приказал его бросить в печь для обжига известняка. Тут Вс-вышний явил чудо, и Авраам остался в живых.

Эта история повторилась сотни лет спустя, когда во время вавилонского пленения вавилонский же царь Навухаднецар приказал сжечь в такой же печи уже трех евреев-праведников - пророков Вс-вышнего, не пожелавших отступиться от веры. И с тем же отрицательным результатом - не получилось. Вмешался Вс-вышний. Не знаю как вы, а на месте Навухаднецара любой, наверное, тут же признал бы Бога Авраама.

"Мидраш рассказывает" (Вейсман), что Авраам вышел живым из печи, а затем в нее бросили его брата Арана, который заявил, что он верит в того же бога, что и его брат Авраам. Но второго чуда не произошло, и Аран сгорел. Говорят, что Аран был известным колдуном. Не помогло.

С момента Потопа прошло уже более трехсот лет. Сыновья Ноаха на земле необычайно размножились, и не последнюю роль здесь играла средняя продолжительность жизни Ноаха и его потомков. Сын Ноаха Шем жил 600 лет и пережил Сару и Авраама. А его правнук Эвер жил 464 года и учил еще Иакова, внука Авраама. Наследственность Адама и Хавы давала себя знать в полной мере. Чистые линии имели продолжительность жизни заметно большую.

Но откуда могли взяться "нечистые" линии? Ведь кроме Ноаха никто не уцелел?

Не надо забывать, что Ноах взял с собой все свое семейство, а не только трех сыновей. Там было еще и множество слуг, из местных жителей, не адамовской линии. Он и не мог поступить иначе! Он спасется, а слугу - бросит? Хорош был бы праведник!

Но дети, которые происходили по "чистой линии" от Адама, имели продолжительность жизни пропорционально большую, и чем больше потомство отходило от линии Адама, тем меньше была продолжительность жизни. Для Тераха и его сыновей это уже было очевидно.

Тора говорит о семействе Ноаха как единственном уцелевшем, имея в виду линию, идущую от Адама. Это важно понимать. Потому что научные данные свидетельствуют о том, что шумеры уцелели, возможно, где-то в Гималаях, и спустились с гор после Потопа на территорию Ирака.

Итак, после гибели Арана, своего старшего сына, Терах понял, что ему нечего больше делать в городе Ур-Касдим при дворе Нимрода. Он собрал все свое семейство и ушел в направлении Средиземного моря, подальше от греха. Добравшись до города Харан, он осел там и прожил в нем до конца жизни.