К оглавлению дискуссии

На главную страницу сайта


Действительно свободный выбор

Итак, мы видим, что человек (П.Полонский, скажем), желающий сделать свободный разумный выбор между научной и религиозной мировоззренческой позицией, сделав критерием выбора получение ответа на вопрос о ЦЕЛИ существования Мира и Человека в нем, не имеет на самом деле никакого выбора. Наука в данное время не дает ответа на этот вопрос, и, похоже не только не даст его в будущем, но даже и не собирается это делать. Религия же такой ответ дает, пусть даже достаточно противоречивый местами, но все-таки дает. Она обосновывает самым простейшим способом 10 заповедей (Всевышний так повелел) и постулирует ЦЕЛЬ существования человека в мире - служить Всевышнему, выполняя Его заповеди (а для евреев - и все остальные указания Торы - числом 613, условно). Правда, о самой цели существования мира в целом имеются расхождения во мнениях, но тут вопрос решается просто - Цель Всевышнего понята нами быть не может - слишком велик Мир и Неизмерим Сам Всевышний. А с человеком по крайней мере - все ясно.

Понятно, что в условиях отсутствия выбора, П.Полонскому ничего не остается, как принять религиозную точку зрения, если уж он так озабочен пониманием ЦЕЛИ своего существования и никак иначе существовать не может. И поэтому он становится религиозным. И никакого другого способа обосновать такой выбор П.Полонский не видит и, видимо поэтому, не предлагает.

А миллионы человек этим вопросом вовсе не озабочены, и принимают жизнь как она есть, ни о чем таком не задумываясь, добывая хлеб насущный, растя детей, убивая друг друга, воруя, лжесвидетельствуя и прелюбодействуя. Ну, неинтересно им знать то, что интересно знать Пете Полонскому - для чего он живет на свете? Они надеются лишь на свои силы, а случаи неудач на своем жизненном пути списывают на разные причины, коих можно найти предостаточно. И у них нет НИКАКИХ причин становиться религиозными, хотя бы потому, что они как-то иначе понимают цель своего существования, и не разделяют высоких устремлений Пети. И даже если они глубоко страдают от последствий своих поступков, то никакой прямой связи между этим обстоятельством и пониманием ЦЕЛИ своего существования они не видят.

(Обратим внимание еще раз, что "религиозный подход" - это всего лишь не более чем гипотеза, базирующаяся на недоказуемых постулатах, как признает сам П.Полонский)

Отвлекаясь вначале от потребностей в осознании цели своего существования миллионами "простых людей", зададим себе вопрос - а какой выбор сделал бы такой человек, как П.Полонский, если бы у него действительно было из чего выбирать? То есть если бы в качестве альтернативы религиозному подходу была предложена для рассмотрения другая ГИПОТЕЗА, ясно обозначающая как цель существования самого Мира (Вселенной), так и роль человека в этом мире. Мало того, она не предлагала бы человеку поверить в существование принципиально недоказуемого так называемого нематериального мира и нематериального же Творца этого мира. Все вытекало бы совершенно логично и естественно всего из одного предположения, которое, к тому же, можно доказать по крайней мере в принципе и в перспективе. К какому бы решению склонился Полонский в таком случае?

 

"Продолжение банкета".

 

Итак, Полонского заставили принять идею о религиозном Боге всего два момента - наличие "ответа" на вопрос о душе (хотя собственно ответа он никакого не получил - ну, да, есть душа, но никто не знает что это такое!), и наличие ответа на вопрос "Почему нельзя убивать?" (мол, так повелел Бог). При этом его не смущает отсутствие ответа на вопрос, что собой представляет этот самый Бог, и он берет за исходную точку идею о сотворении Мира, по крайней мере до того момента, пока наука не найдет убедительных способов доказать всему человечеству, что мир (вселенная) возникла по совершенно иным причинам. Всему человечеству, кроме Пети, конечно. Потому что очевидно, что это объяснение он отбросит, каким бы убедительным оно ни было для остальных. Зато он примет идею о существовании "нездешней необнаружимой силы" - это ему кажется более убедительным. Ну, что ж, дело, как говорится, хозяйское.

С другой стороны, из рассуждений Полонского выходит, что если бы у него была для выбора какая-то другая разумная гипотеза, объясняющая не только сотворение мира, но и дававшая ответ на все его вопросы, то он по здравому рассуждению должен был бы выбрать ее! Ведь незачем умножать сущности без необходимости!

В конце концов, на каком основании следует предпочесть вариант объяснений происходящего в мире действием мистической "нездешней силы" другому варианту, при котором все более или менее объясняется с помощью понятных нам процессов?

И вот, уже если несмотря на все это Полонский выберет все же религиозный подход, то мы сможем сказать, что он осуществляет либо произвольный, либо какой-то подсознательный выбор.

Подсознательным мотивом может быть приверженность традиции, доставшаяся ему от праотцев ("мне вот это нравится, а я и сам не знаю, почему!")

Сознательным мотивом может быть желание базироваться на платформе, которую нельзя ни доказать, ни опровергнуть, а потому всегда иметь преимущество в споре.

Вы скажете - нет такой "другой" гипотезы и никогда не было! Да, не было. Теперь она есть. Всегда наступает такой момент, когда появляется новая гипотеза. Вот он и наступил.

А "пограничнику", нерелигиозному человеку, но все же задумывающемуся над причиной столь странной неустроенности нашего мира, мешает принять религиозную идею Полонского как раз вот это -

  1. мистика - необходимость поверить в существование того, существование чего нельзя ни ощутить, ни доказать, ни опровергнуть
  2. видимое отсутствие наград за "хорошее" поведение
  3. видимое отсутствие наказаний за "плохое" поведение
  4. невмешательство нездешней силы в случаях, когда людям очевидно, что творятся жуткие преступления против человечности.

5) невозможность принять противоречащее всему человеческому опыту положение о том, что некая неведомая сила сотворила весь этот мир из НИЧЕГО.

Между прочим, вопрос о страдающем праведнике и процветающем злодее навел кое-кого в свое время на мысль о Демиурге - о том, что там, "наверху", судя по всему, благосклонно относятся как раз к "плохому" поведению. И может быть мы вовсе не так понимаем этот мир?

Все остальное - сотворение мира, свобода воли, цель жизни - это вопросы по крайней мере на первом этапе никем не задаваемые. "Если на них будут впоследствии даны простые и понятные ответы - тем лучше!" - скажет "пограничник".

Можно, конечно, обвинять нашего "пограничника" в приземленности мышления, в поиске личной выгоды в общении с Богом…. и так далее. Но разве не здесь говорилось о том, что и среди религиозных людей подавляющее число выполняют заповеди "лё лишма" (не во Имя), то есть в эгоистических или близких к ним целях? Так чего же мы можем требовать от пограничника, который вообще не религиозен? Начнет пробовать, получит эффект (ответ), укрепится в уверенности, что его не обманывают, и - вперед! К "лишма", то есть исключительно из уважения…

*

Таким образом, в результате нашего обсуждения мы можем сделать вывод, что когда люди вспоминают (или упоминают) о Боге, то чаще всего они не интересуются вопросом о сотворении мира. Для них гораздо важнее, оказывает ли этот гипотетический Бог (а как мы поняли обоих философов - это именно гипотеза, причем недоказуемая) какое-то влияние на жизнь людей, и если да, то какое именно.

Что же касается вопроса о сотворении мира, то по мере того, как наука будет этот вопрос изучать, выяснятся новые подробности, и скорее всего религиозным философам придется модифицировать свои рассуждения в соответствии с новыми научными данными, как собственно и рекомендовал им делать РАМБАМ. Так, догадка Галилея о том, что Земля вертится едва не поставила христианскую философию на грань разрушения. Однако всегда находится достаточное количество людей, которые готовы делать вид, что верят во что угодно, только чтобы не отличаться от остальных - раз, и не нести за свои действия никакой ответственности - два.

***

Поэтому попробуем встать на позицию человека, который еще не сделал свой выбор, но перед которым не два варианта, из которых был вынужден выбирать П.Полонский, а три. Это -

1. Наука, которая не занимается вопросами этики и в принципе не ставит перед собой таких вопросов как "Почему нельзя убивать?"

2. Религия (иудаизм), которая как раз и занимается этикой и дает определенный ответ на этот вопрос (хотя и на недоказуемой основе) и

3. Геотеизм - реалистическая гипотеза, претендующая на свою способность отвечать на вопросы этическо-духовного плана.

От принятия первого пункта мы, естественно, должны отказаться - но ведь и сама наука не желает нам в этом вопросе помогать.

Остаются пункты 2 и 3 (религия или геотеизм). Вот их мы вместе с этим не религиозным человеком и можем обсуждать (конечно, при условии, что он на самом деле желает получить ответы на все эти вопросы).

(Повторяю для определенности, что с религиозным человеком на эту тему и разговаривать незачем, он свой выбор сделал, и этот выбор его вполне устраивает.)

"Творец мира"

По образу и подобию сотворил Он ...

1. Таким образом, в отличие от религии, которая считает, что сознательное управляющее воздействие на человека, земной мир и мир в целом производится той же самой Сущностью, которая весь этот мир и создала (неизвестно зачем, кстати), геотеизм разделяет эти две функции - Создание и Непосредственное Управление (в частности, всеми нами).

2. Согласно мировоззрению (космологии) геотеизма мир НЕ СОЗДАН Кем-то, каким-то Сверхорганизмом ("нездешней силой"). Он сам и есть этот самый Сверхорганизм (СО), состоящий из очень большого числа вселенных, объединенных в различные образования, являющиеся для СО тем же, чем для нас являются разные органы нашего тела.

Этот СО находится и живет в своем (гораздо большем, чем он сам) мире, который, скорее всего, неизмеримо старше, чем сам СО. Кто создал СО?

Скорее всего - его собственные родители. По образу и подобию своему.

3. Что собой представляет сам СО мы, возможно, никогда не узнаем, но не по причине ПРИНЦИПИАЛЬНОЙ невозможности это узнать из-за ПРИНЦИПИАЛЬНОЙ его необнаружимости, а исключительно в силу физических причин (размеры). Однако я пока не вижу в этом никакой трагедии - вопрос чисто академический на данном этапе. А вот НЕакадемическим является вопрос мировоззренческий - из представлений геотеизма исключается мистика.

4. В результате мир оказывается устроенным иерархически (что не противоречит обычно наблюдаемому его строению в наших масштабах), и на СО не возлагаются задачи СОЗНАТЕЛЬНОГО управления абсолютно всеми процессами во всех вселенных. Все автоматизировано точно так же, как и все процессы в нашем собственном организме.

5. Управленческие же вопросы решаются автоматически на каждой следующей ступени иерархии. Если на данной ступени иерархии возможны условия для существования на нем сложной системы обработки информации (разум), то управление может иметь элементы разумности.

Но точно так же, как мы сами не осуществляем сознательного (то есть по собственной воле выполняемого) управления каждой молекулой в собственном организме (хотя это наш собственный организм), так и Сверхорганизм (СО), являющийся по-существу "творцом" своих отдельных частей и органов, не осуществляет СОЗНАТЕЛЬНОГО их "творения" и управления ими.

С другой стороны, это и не стихийное взаимодействие между различными частями всей системы, а строго согласованное. Разница с религиозным взглядом лишь в том, что религиозная философия считает, что если что-то хорошо согласовано по конструкции и действует строго согласованно вообще, то это обязательно должно управляться разумным началом, в то время как это может быть просто в сильной степени автоматизированная система. Любое живое существо (включая растения) - это именно такая система.

А религиозный философ, не имея возможности разобраться в действии и конструкции такой системы, просто называет ее одним общим термином "животная душа", и считает, что этим он все объяснил, а саму эту "душу" и ее "принцип действия" объявляет принципиально непознаваемой.

Я здесь не спорю с религиозным подходом, у него для этого есть свои основания. Я лишь пытаюсь обозначить РАЗНИЦУ в двух подходах.

Поэтому принцип "По образу подобию", видимо, обладает достаточной всеобщностью. (Все сказанное не противоречит и представлениям Макса за тем лишь исключением, что я не считаю на данном этапе возможным фантизировать о типе и характере информации, передаваемой по каналам иерархических связей.)

6. В связи со всем этим - вопрос "Зачем Творец создал наш мир" становится попросту бессмысленным. Творец (СО) и есть сам этот наш мир (и множество других миров, из которых СО состоит.) Отдельная же часть СО (вроде нашего земного мира и всей Солнечной системы) вовсе не обязательно является условием существования всего СО (как вы сами можете постричь волосы и от вас, что называется, не убудет). Мы входим в состав СО, но конкретно без нас он вполне может прожить. Наша вселенная, как малая клеточка всего СО, была создана не "зачем", в в ходе естественных для СО процессов его жизнедеятельности, и, скорее всего, безо всякого сознательного участия с его стороны.

7. Вся эта картина была бы совершенно безрадостной, если бы ближайшей к нам высшей иерархической ступенью не был бы Геос, частью которого мы все и являемся.

PS. Догадка Вернадского про "ноосферу" была видимо правильной, он только на том уровне развития науки не мог понять, на каком носителе эта самая "ноосфера" существует, и был вынужден использовать более общие аналогии.

 

AlexRezn

А зачем СО-то понадобился? Где тут соблюдение принципа Оккама?

Точно так же, как сказано, что наш мир с нами вместе создан ни за чем, а есть просто малая составная часть порожденного в макро-мире СО, можно и сказать, что он часть бесконечного набора вселенных, создающихся и распадающихся в вечности. Результат тот же.

По-крупному вы правы - в данный момент НЕТ НЕОБХОДИМОСТИ вводить еще одну сущность - СО. Ведь ее введение ничего не меняет ПРАКТИЧЕСКИ с точки зрения отношений человека с Геосом - как Высшей по отношению к нему, ближайшей и единственной Инстанцией. Да, это так.

AlexRezn

Зачем СО выдумывать? выглядит просто как реверанс в сторону понятия Творца в религиозной модели. Дескать, есть, но маленько по-другому.

Не то чтоб реверанс... Это попытка представить себе до возможного максимума иерархическую структуру мира, принимая практическую его бесконечность в пространстве (а раз так, то и во времени). Если мы стоим на точке зрения возникновения "из ничего" одной единственной нашей Вселенной, мы неминуемо должны прийти либо к признанию "нездешней силы" (к чему я пока как ученый не готов), либо к какой-нибудь теории Большого Взрыва также из "Ничего" (из "сингулярной точки физического вакуума"). К этому я не готов ни как ученый, ни как нормальный человек.

А иерархическое устройство мира мне кажется наиболее естественным его устройством.

Во-первых, я это имею возможность наблюдать в определенных пределах, ограниченных лишь средствами наблюдения. И эти средства постоянно совершенствуются.

Во-вторых, у меня нет никаких теоретических причин эту иерархию как-то ограничивать, ни снизу, ни сверху. Сам электрон, видимо, состоит из тысяч, если не из сотен тысяч гораздо более мелких частиц (Гинзбург предложил их назвать "преонами") с пропорционально меньшими размерами, а сами преоны - из "гравитонов", в десятки тысяч раз меньших, чем преон. То же самое и "вверх по лестнице" масштабов. Вселенных - миллионы (имхо). А в мире в целом - их бесконечное количество.

В-третьих - структура объектов Вселенной не слишком похожа на хаотические образования. Сейчас мы уже знаем, что видов галактик не так уж и много, и объекты вселенной каким-то образом взаимодействуют между собой. Эта точка зрения уже получает признание у физиков (Реомар Ровинский. "Развивающаяся вселенная" - есть в Сети).

Опять же не то чтоб "реверанс". Если мои представления способны объяснить нерелигиозному человеку, ЧТО на мой взгляд следует понимать под словом Творец, которое употребляется в религии, когда говорится о сотворении мира, то не вижу в этом большой беды. Зато становятся объяснимыми слишком многие места в "Тании", которые люди либо вынуждены принимать на веру, либо просто их не понимают, либо каждый сам себе что-то толкует одному ему кажущееся понятным (в частности - о непрерывно продолжающемся творении мира, о том, что Творец "везде и нигде", о том, что представляет собой этот загадочный непереводимый "цимцум" и пр.) То есть геотеизм не отрицает понятия "Творец", но не вкладывает в это понятие мистического смысла. Введенное таким образом понятие "Творца" напрочь снимает сам вопрос "Зачем и кому потребовалось создавать мир?" Но, повторяю, для обоснования этики этот ответ нам не нужен. .

Для обоснования этики геотеизму нужно понимание, что функции ТВОРЕНИЯ МИРА и функции УПРАВЛЕНИЯ ТВОРЕНИЕМ в той или иной мере разделены, и представление о том, что Творец управляет ростом каждой травинки с одной стороны предельно упрощено для донесения до ребенка мысли о Единстве системы управления миром, а с другой стороны - формально не противоречит действительности, так как любая сложная иерархическая система пронизана множеством автоматически действующих систем с обратной связью. Для обоснования этики геотеизму важно понимание того, что ближайшая к нам высшая иерархическая система вполне возможно разумна, и что мы все являемся ее частью.

Так что это не реверансы, а попытка объяснить, что религиозные представления можно считать совместимыми с представлениями о мире нерелигиозного человека, если иметь в виду вот это, и вот это… В общем, это то, о чем в свое время говорил Бомбардир - вы это называете вот так, и представляете себе дело вот таким образом, а я то же самое называю вот эдак и на мой взгляд это работает несколько иначе ("маленько по-другому"). Я и в этом не вижу никакой беды - в истории не только представления науки корректировались, но и религиозные тоже. И, как следствие этого, я вижу определенную пользу. Если наука на вооружении атеизма служит борьбе с религией, то наука в руках геотеизма служит их взаимопониманию.

Выбор

Теперь, наконец, мы можем уже встать на исходную позицию П.Полонского - позицию светского человека, который желает сделать разумный (сознательный) выбор между разными точками зрения.

Точку зрения науки П.Полонский уже отставил ранее - она в этих вопросах не помощник. Но с этим, возможно, спешить не надо - хоть и не помощник, а навредить таки может. Это лет 200 назад можно было быть уверенным, что наука никогда не найдет убедительной аргументации против идеи сотворения мира 6000 лет назад. Но в настоящее время темпы развития науки резко возросли, и что станет делать религия (идеи которой должны подкрепляться с помощью ссылок на сотворение мира неким Творцом), если наука представит убедительные доказательства возникновения мира пару миллиардов лет назад, например, да еще плюс к тому объяснит причины эволюции? Не очень надежная позиция…

Понятно, что религиозному человеку не нужны доказательства, даже когда ему предъявляют неопровержимые контраргументы. Но мы здесь говорим не о религиозных людях, а о тех, кто еще находится в состоянии ВЫБОРА. Какие же позиции остаются для выбора такому человеку, если он ХОЧЕТ ОБОСНОВАТЬ свою этику?

Остаются две - религиозная и геотеистическая.

Вернемся опять в начало нашего знакомства с П.Полонским.

Полонский пишет:

(2) Вторым доводом, который был для меня очень важным, был вопрос: "Если Бога нет, то почему нельзя убивать?". Конечно, я отнюдь не считаю себя по сравнению с окружающими меня людьми человеком слабым или не имеющим внутри себя достаточно прочных моральных устоев (а скорее считаю наоборот). Но при этом я давно осознал для себя, что на самом деле не могу чисто материалистически объяснить себе, почему убивать аморально. (Я не говорю здесь о таких примитивных доводах, как "если ты будешь убивать, то тебя посадят в тюрьму" или "если мы будем убивать, то весь мир вокруг нас разрушится". Такие доводы подходят для слабых, но не для сильных людей. ) Понятно, конечно, что это справедливо в отношении любого другого этического закона: "Почему нельзя воровать, если никто не заметит?", "Почему нельзя изменять мужу/жене, если он/она все равно не узнает?" и т. д. Иначе говоря, слова Достоевского "Если Бога нет, то все дозволено" являются для меня очень весомыми, я "кожей чувствую" их важность.

В некоторый момент раздумий над этими вопросами я понял для себя, что без Бога не могу обосновать свою этику. Но поскольку я ХОЧУ обосновать свою этику - то я выбираю религиозную точку зрения.

Мы видим, что П.Полонский пытается подвести некую разумную базу (для облегчения выбора между двумя недоказуемыми гипотезами) под свои представления. Но откуда в нем сами эти представления, о которых он говорит - "я с этим не могу согласиться, я это чувствую.."?

Эти представления на него не с неба свалились, он их не в московском детском саду усвоил. Они были переданы ему от еврейских отца и матери, от религиозных бабушки и прабабушки, по всей цепочке поколений, каждое из которых жило по Торе. (Геотеизм объясняет, каким образом происходит такая передача, но это не так важно сейчас). И, даже родившись в атеистической среде, он автоматически (подсознательно) оценивает происходящее вокруг него по религиозным критериям. В какой-то момент он решил СОЗНАТЕЛЬНО подойти к этому вопросу, ну и…какое же решение он должен был принять? Ясное дело, какое. Круг замкнулся.

И я знаю человека, с той же предисторией, что и Полонский (только русского с русской предисторией), действительно научного работника, который во время перестройки потерял веру в генеральную линию партии по пути к коммунизму и перешел в религию. Но, естественно, в христианство, хотя знал об иудаизме достаточно.

Далее мы пытались понять - зачем Полонскому понадобилось обсуждать вопрос о некомпетентности науки, если наука вообще не занимается разработкой этических проблем? Скорее надо было бы уже сравнивать религиозную точку зрения с секулярными этическими учениями? И тогда это было бы легче обосновать - ведь точки зрения людей могут быть разными, а общей для всех людей может быть лишь такая, которая стоит над ними всеми!

…..На самом деле для Полонского важно получить ответ на ТРЕТИЙ вопрос, который он НЕ задал в разделе 1.6, но который крайне важен для человека вообще - о ЦЕЛИ существования его самого и мира в целом. Вот на ЭТОТ вопрос человеческая этика ответа действительно не дает, а наука - тем более.

И Полонский ВЫВОДИТ ответ на этот вопрос из самого Акта Творения мира "нездешней Силой", называемой нами Богом. "Ведь если Он сотворил мир и в нем - человека, значит Ему это было зачем-то нужно? - рассуждает Полонский. И наша задача в том, чтобы осознать, чего именно Он от нас хочет".

Таким образом, хотя сама по себе Цель Творения (мира и человека в нем) остается неясной, и может быть различным образом интерпретирована, но для П.Полонского важно само ее наличие. (А другие точки зрения эту цель вообще не признают). То есть, если мир был сотворен, значит его кто-то сотворил, а если он сотворен столь сложным и гармоничным, то Нездешняя Сила очевидно довольно-таки сознательна. А раз не только созданы все сложнейшие структуры, но и сложнейшие процессы в них происходят точно и упорядоченно, значит Нездешняя Сила продолжает Миром управлять. Все ясно?

Что сделано по-существу?

Для ответа на важнейший вопрос человеческого бытия привлечена новая Сущность, существование которой ни доказать ни опровергнуть невозможно по самому ее определению. Сущность этой Сущности противоречит всему практическому человеческому опыту последних трех тысяч лет. С ее помощью можно объяснить что угодно, но нельзя удостовериться в ее существовании. На самом деле это ничем не лучше, чем объяснение типа "Потому что мир так устроен!", но все таки чуть более конкретно выглядит.

Правомерно ли это?

Да, правомерно. До тех пор правомерно, пока никакого другого объяснения происходящему в мире не найдено….

*

Что же такое геотеизм в конце концов?

Прежде всего окончание "-теизм" не свидетельствует о том, что его сторонник верит в то, что Геос является Богом.

Как мы уяснили для себя под словом "Бог" большинство людей понимают именно мистическую (то есть принципиально необнаружимую) "нездешнюю Силу", оказывающую на людей воздействие самыми разнообразными способами. Некоторые религии считают, что эта Сила и создала мир и непрерывно им управляет. Другие религии разделяют эти функции, третьи вообще не интересуются этими функциями…. Но в любом случае эта сила - мистическая. Она якобы СУЩЕСТВУЕТ, но она везде и нигде.

Вторым обязательным атрибутом представления о Боге религий разного рода является способ взаимодействия с ним - принесение жертв, молитва с самыми разнообразными целями, те или иные ритуалы, которым придается религиозное значение, значение "святости", связи с Богом. Неуважение к ритуалу есть проявление неуважения к Богу, за что Бог может примерно наказать (но почему-то делает это не всегда, наверно - на то воля Божья).

Третьим обязательным атрибутом представления о Боге является его ВСЕСИЛЬНОСТЬ. Один из современных (уважаемых) религиозных философов однажды сказал примерно следующее: "Если я не предполагаю Всесильность в Боге, то этот Бог мне неинтересен - следует найти кого-то посильнее, и молиться ему." Он не смог понять, что тем самым он выразил точку зрения египетских жрецов времен Моше - молиться и уважать надо самого сильного.

Все остальные атрибуты настолько сильно различаются, что трудно найти что-то общее.

Геотеизм не признает мистической "нездешней Силы", ничего не говорит о небходимости молитв, жертвоприношений и ритуалов-священнодействий (*), и отрицает всесильность Геоса, которого считает Единственной Высшей Инстанцией по отношению к человеку. Поэтому даже формально геотеизм - не религия, а его "-теизм" не более, чем отражение этой главной его идеи - о Единственной Высшей по отношению к человеку Инстанции, в виде которой мистический Бог и предстает перед религиозным человеком.

Тем не менее из представлений геотеизма о взаимоотношении Геоса и Человека как частей единого организма следует целый комплекс обязательств Человека по отношению к Геосу, и необходимость их выполнения.

(*)Второй пункт (о ритуалах) геотеизм признает в той или иной мере необходимым. "Отключение" от действительности несколько раз в день на короткое время, и сосредоточение своих мыслей на том, выполнял ли ты в течение последнего небольшого отрезка времени (несколько часов) все правила-обязательства по отношению к себе и к Геосу, представляется в наше время совершенно необходимым. Простое перечисление этих правил при небольшой тренировке позволит мысли "зацепиться" за не вполне корректное собственное поведение. Это не есть молитва, это не "медитация с целью слияния с Высшим", это простейший самоконтроль, и этого более чем достаточно, если бы каждый человек его выполнял. Установка на выполнение этого действия в конкретные часы позволяет иногда прервать происходящее с тобой, и тем самым выявить неправомерность собственных действий.

Третий пункт (Всесильность) вообще говоря является "условным". Во-первых на протяжении последних 3000 лет Всесильный Бог религий никак эту свою всесильность людям не демонстрировал. На нее "списывали" кое-что, но так, чтобы совсем уж явно - нет, не проявлялся. Однако и слово "всесильный" также весьма условно применяется людьми. Всем известен термин "всепогодная авиация", однако никто ведь не требует, чтобы она действительно летала в любую погоду.

*

Таким образом геотеизм объясняет, что разного рода явления, считавшиеся ранее проявлением мистической "нездешней Силы", на самом деле имеют причиной реальную связь между Геосом и Человеком. Представление (а тем более - знание) о существовании Геоса и его отношениях с человеком вполне достаточно для обоснования этики. Интересно отметить, что основные этические нормы ближе всего находятся к этическим нормам иудаизма.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫМ ЖЕ КАЧЕСТВОМ геотеизма (от всех прочих религий и учений) является его простой и ясный ответ на один из самых главных вопросов человеческого бытия - в чем состоит смысл существования человека на земле и в чем его роль. Его роль - будучи органом чувств (и действий) Геоса служить ему в этом качестве, и служить максимально точно, не причиняя ему ни каких неприятностей. Это прямо вытекает из всей концепции геотеизма, и не требует сложных и запутанных объяснений. Это доступно для понимания даже ребенку.

Вопрос же о сотворении мира и происхождении жизни являются предметом исследования науки, и привлекается религиозными философами только для обоснования собственных этических платформ.

В геотеизме это является излишним.

Литература:

Л.Китросский.

Вера: знание или выбор?

http://www.machanaim.org/tanach/_weekly/shemot00.htm

Архив статей-комментариев

http://www.machanaim.org/tanach/in_w.htm


К оглавлению дискуссии

На главную страницу сайта