На главную страницу сайта


Часть первая

Субъективный реализм – парадигма геотеизма

-Василий Иванович! Но ведь ты вчера говорил,
что мир мне только кажется!
Значит и лошадь эта мне только кажется?
Где же она, лошадь-то?

-Ты уже, Петька, совсем, видно, рехнулся от самогону.
Да вот она, лошадь! Вот она! Не видишь, что ли?

В.Пелевин. "Чапаев и пустота"



Личный опыт каждого человека в раннем возрасте приводит его к очевидному для него представлению о том, что он находится в окружении самых различных вещей (предметов, физических тел). Это "окружение" в просторечии именуется "окружающим МИРОМ", а ученые люди называют его "реальностью". Базируясь на этом представлении люди в течение тысяч лет получали все новые сведения об окружающем мире, которые образуют ЗНАНИЕ о МИРЕ, и это ЗНАНИЕ можно представить примерно следующим образом (определения подчеркнуты).

Аксиоматика

Так называемый "Мир" состоит из отдельных частей.

РЕАЛ - это любая часть этого мира.

Реалы бывают самые разные. Каждый реал состоит из большого количества гораздо более мелких реалов, чем он сам, реалов другого вида. Более мелкие реалы, входящие в состав более крупного реала, могут быть расположены друг относительно друга сложным образом, образуя “структуры” (не обязательно жесткие). Такое представление о мире можно назвать иерархическим.

Реалы могут находиться в разных состояниях.

Состояние (реала) – это взаимное расположение реала относительно других реалов, или взаимное расположение частей самого реала. Первое может быть названо внешним состоянием, второе – внутренним.

Реалы влияют (воздействуют) друг на друга.

Изменение состояния какого-либо реала в зависимости от состояния (или изменения состояния) другого реала называется взаимодействием, взаимовлиянием реалов или просто ВОЗДЕЙСТВИЕМ, ВЛИЯНИЕМ.

Взаимодействие реалов между собой не зависит от воздействия каких-либо других реалов, не находящихся с первыми в непосредственном контакте (соприкосновении). Воздействие одних реалов на другие без непосредственного контакта невозможно ("близкодействие").Однако возможна «цепочка взаимодействий”.

Это взаимодействие может быть крайне слабым или опосредованным, но если утверждается, что оно отсутствует при любых условиях, то нет оснований считать реал принадлежащим к совокупности реалов, хотя можно это предполагать.

Среда

СРЕДА - совокупность реалов, которые могут оказывать воздействие на реал значительно более крупного размера, чем они сами, только все вместе, как общее целое. Влияние каждого отдельного элемента среды на состояние более крупного реала можно считать пренебрежимо малым. В этом случае для более крупного реала более мелкие представляют собой СРЕДУ.
В тех случаях, когда реалы более дисперсной (мелкой) среды все же воздействуют на более крупный объект (фотоны, например), их взаимодействие следует рассматривать как взаимодействие реалов одной размерности.

ВРЕМЯ (длительность, продолжительность):

Время есть ПОНЯТИЕ относительное, и в каждом конкретном случае измеряется числом различимых состояний (позиций) какого-либо произвольно взятого процесса, являющегося для остальных процессов “калибром”. Время не является совокупностью реалов, совокупностью объектов; это понятие, вводимое сознательным субъектом в качестве способа познавания мира, и само по себе не оказывает влияния на реалы.

(Самой лучшей иллюстрацией к этому является классическое:
“-Каково расстояние отсюда до Парижа?
-Два суворовских перехода, Ваше превосходительство!”)

Хаотичность и/или стабильность.

“Стабильное взаимодействие” реалов означает постоянство характера связи между реалами в то время, как на эти реалы осуществляется воздействие со стороны других реалов.

Движение

“Расстояние”(пространство) между реалами равно количеству реалов среды (или долей реала среды), которые можно разместить вплотную друг к другу между взаимодействующими более крупными реалами. Пространство, так же как и "время", не является совокупностью реалов, совокупностью объектов; это понятие, вводимое сознательным субъектом в качестве способа познавания мира, и само по себе не оказывает влияния на реалы.

Движение (относительное) есть изменение расстояния между реалами.

Движение реала может быть либо внешним (относительно таких же как он сам реалов), либо "внутренним": внутри самого реала составляющие его более мелкие (инородные) реалы также могут так или иначе изменять свое расположение (двигаться) относительно друг друга, не выходя за границу данного реала, в его а-реал.

Границей реала является любой из составляющих его более мелких реалов, который с одной стороны находится в непосредственном контакте с реалами окружающей СРЕДЫ, а с другой своей стороны имеет настолько сильную связь с крупным (материнским) реалом, чтобы при данных условиях движущиеся реалы среды не были бы в состоянии эту связь разрушить.

Всякое движение реала можно рассматривать по отношению к среде, в которой он находится.

Движение системы реалов, расстояние между которыми не изменяется, нельзя обнаружить, находясь внутри этой системы, и не наблюдая изменения расстояния между системой и любым другим внешним (по отношению к системе) реалом или перемещение системы в среде (которая всегда имеется).

СВОЙСТВО – это способность реала взаимодействовать каким-либо образом с теми или иными видами реалов. Реал, не отличающийся от других реалов по способу взаимодействия с ними, не имеет никаких особых “свойств” по отношению к ним.

Соединяясь друг с другом, реалы могут образовывать различные структуры. Получившаяся в результате такого соединения сложная структура может проявлять свойства (качества), которых не было у каждого из составляющих ее реалов. Эта более сложная структура может взаимодействовать с другими такими же сложными структурами совершенно иным способом, чем ее составляющие; иначе говоря, она “функционирует” по-другому.

Когда говорят, что реалы имеют ту или иную ФОРМУ, то имеют в виду взаимное расположение составляющих их реалов.

Именно форма составляющих ее реалов определяет функцию этих реалов – способность соединяться в более сложные структуры. Форма более сложной структуры, получившейся в результате такого соединения реалов, также будет определять функции самой этой более сложной структуры.

Память - следы прошлых взаимодействий, оставшиеся во внутреннем состоянии реала после того, как внешнее воздействие исчезло.

Закрепление следов прошлых воздействий во внутреннем состоянии реала (организма) может быть самым разнообразным.

(Примечание: Памятью обладают не только организмы (см. ниже) , но и гораздо более простые структуры).

Информация – количество возможных состояний, которые может иметь реал.

Передача информации от одного реала к другому осуществляется с помощью сигналов.

Сигнал – последовательность изменений состояний реала, влияющая на состояние другого реала.

Форма сигнала – та или иная комбинация элементов, составляющих сигнал

“Количество информации” - (термин, введенный Шенноном при отсутствии определения самого термина “информация”) – приложимо только к сообщениям в теории связи, ибо только эти сообщения могут иметь ограниченное количество состояний, и потому только это количество можно измерить (определить).

То же самое произошло с введением понятия “Сила”. Этот термин-параметр был определен как количественная мера воздействия на объект, и только в этом и состоит ее "понятийное содержание". Вследствие этого данное понятие может употребляться в текстах в самом разноообразном смысле. То есть, если мы наблюдаем изменение состояния объекта, мы можем утверждать. что на объект подействовала "сила". По-сути, по смыслу своему слово "сила" эквивалентно слову "причина".

Иерархия реалов. Организмы

Достаточно сложная совокупность реалов (структура) может проявлять (иметь) особое свойство - способность использовать другие (не входящие в эту совокупность) реалы для создания из них реалов с более сложной структурой.

Еще более сложная система реалов проявляет способность использовать другие реалы не только для усложнения собственной конструкции, но и для поддержания своих структур в стабильном состоянии в течение существенно большего времени, чем любая из составляющих его частей, а также для саморазмножения (дуплицирования).

Такую совокупность реалов называют “организм”.

Очень сложные организмы могут произвольно изменять состояния своих собственных частей (в зависимости от состояния реалов окружающей среды) с целью эффективного поиска в окружающей среде тех или иных реалов.

Еще более сложные организмы имеют в своем составе весьма сложную структуру управления их состоянием и поведением (состоящую из специфических реалов с особыми свойствами), которая называется "мозгом". Эта структура, кроме функции управления, обладает способностью запоминать и преобразовывать поступающую извне информацию (сигналы) для решения задач, связанных с собственной деятельностью.

Такие организмы могут быть названы "мыслящими реалами" или "субъектами" (в отличие от "объектов"). Субъект может также исследоваться как "объект", если в этом исследовании не учитывается способность исследуемого субъекта использовать внешнюю информацию.

Наиболее сложные организмы (называемые человеками или людьми) по их собственному утверждению (!) способны иметь “представление” об окружающем мире (то есть хранить в своей структуре более-менее точную информацию о расположении и свойствах реалов окружающего мира (“Модель”), полученную с помощью своих так называемых “органов чувств” (и устройств, дополняющих эти органы чувств). Эти организмы также способны прогнозировать поведение внешних по отношению к ним реалов и, как правило, действуют с учетом этого прогноза. Более того, они оказываются в состоянии мысленно “отделять себя” от окружающей их среды – явление, называемое субъектами СОЗНАНИЕМ.

Очевидным для каждого организма является только то, в чем он может убедиться (проверить опытным путем соответствие последствий своих действий с предположением, ожидаемым результатом) с помощью своих органов чувств. Если при подобной проверке используются приборы (устройства, сконструированные субъектом), то результаты такого исследования считаются не очевидными, а установленными опытным путем.

Сказанное выше в настоящее время не только очевидно для подавляющего большинства людей, интересующихся устройством мира, но и является для них основными принципами, определяющими их поведение в жизни (хотя они могут этого и не осознавать).

*

*

Восприятие – это процесс получения мыслящим реалом информации о состоянии внешнего по отношению к нему реала (совокупности реалов).

Система управления даже простейшего организма (и, тем более, мозг мыслящего реала) способна распознавать (идентифицировать) отдельные информационные блоки, выделяя их из общего потока сигнальной информации.

Мышление - процессы в мозгу, связанные с воспроизведением запомненной ранее мозгом информации, ее видоизменением ("обработкой") и использованием этой информации в связи с решаемой в данный момент задачей.

Субъект - мыслящий реал, получающий информацию о других реалах.

Объект - любой источник информации для субъекта. Реал становится объектом наблюдения для субъекта только в случае, если он вообще доступен для наблюдения, если субъект может выделить объект на фоне окружающей среды с помощью имеющейся у него системы распознавания сигналов.

Объект представляет собой реал (и тогда эти термины взаимозаменяемы) только в том случае, если хотя бы одна составляющая информационного сигнала от него приходит ИЗВНЕ по отношению к субъекту, и это можно каким-либо образом доказать.

Все ВНЕШНЕЕ определяется по отношению к ЭЛЕКТРОННОЙ (СИГНАЛЬНОЙ) МОДЕЛИ , которая создается мозгом в процессе своей работы. Однако Модель не всегда может однозначно определить, является ли данный сигнал внешним или внутренним, сгенерированным БАЗОЙ Модели, которая в обиходе именуется “подсознанием”.

Поэтому дефекты работы отдельных групп нейронов мозга не всегда могут быть распознаны Моделью как внутренний дефект системы, создающей саму эту модель. Это явление называется шизофренией и проявляется в самых разных формах и видах. В частности, человек может “слышать голоса и видеть картины”, и это принимается им за Откровение Свыше, ИЗВНЕ. (Самой легкой формой шизофрении являются сны).

Объективный - относящийся к объекту (к его состоянию), независимый от состояния субъекта.

Субъективный – относящийся к субъекту(к его собственному состоянию), и поэтому зависимый от состояния субъекта..

Реальность - совокупность всех возможных реалов.

Субъективная реальность - Модель объективной реальности, создаваемая мозгом отдельного мыслящего реала и только им.

На определенном этапе усложнения своей структуры мыслящие реалы создают для передачи информации друг другу знаковую систему (язык), а впоследствии, с помощью средств языка, формируют в своей среде ту или иную Модель окружающей их РЕАЛЬНОСТИ. Эта модель называется "Знанием о мире" или просто "Знанием". Это не просто совокупность сведений о мире, но и все известные связи между отдельными элементами этой совокупности.

Знания – сумма всей известной мыслящему реалу (субъекту) на данный момент времени информации об объектах окружающего мира.

Познание - процесс получения знания мыслящим реалом.

Объективная реальность - есть Модель объективной реальности, создаваемая в мозгу субъекта не только на основе его индивидуального опыта, но и на основе коллективного опыта общества, в составе которого он воспитывается и затем функционирует. Это представления человека о мире реалов. Эта модель непрерывно изменяется. То есть когда говорят об "объективной реальности", имеют в виду комплекс знаний, относящихся (естественно) только к объектам, а не ко всем реалам и, значит, - не ко всей РЕАЛЬНОСТИ. (Это иногда упускают из виду, в результате чего возникает терминологическая путаница).

И этот комплекс знаний, хотя и относится только к наблюдаемым реалам, ограничен известными знаниями о наблюдаемых реалах.

Именно в этом смысле только и можно понять смысл выражения "вещь в себе" - то есть мы повидимому не можем исследовать наблюдаемый нами реал как "объект полностью" - в реале, даже когда он является объектом, имеется гораздо больше информации, чем доступно нашему непосредственному наблюдению.

Таким образом "объективная реальность" не есть сама эта РЕАЛЬНОСТЬ, это лишь наше представление о реальности, более или менее к ней приближенное или приближающееся, наша МОДЕЛЬ реальности. Иногда эту модель реальности называют "действительностью", неявно подразумевая под этим возможность использовать эту Модель, это знание о мире для практических действий. Но слишком часто действительность путают с реальностью без уточнения, что же собой эта действительность представляет, и в дальнейшем происходит переопределение одних терминов через другие по кольцу.

Объективная реальность - это "реальность объектов", то есть известных нам сведений о реалах, ставших нашими объектами наблюдения. То есть это вся доступная нам информация о реалах, а значит, строго говоря, это как раз и есть МОДЕЛЬ РЕАЛЬНОСТИ.

В дальнейшем, однако, термин "объективная реальность" нами использоваться не будет для исключения недоразумений. Поэтому даже если мы его понимаем не так, как другие, то это не будет иметь никаких последствий.

*

Одним из базовых терминов языка этой по-сути интеллектуальной Модели является "Сущность" -

Сущность - (философск.) - то, о чем можно говорить. Точным аналогом этого термина является слово “понятие”.

Существование - (в узком смысле) - принадлежность к совокупности реалов.

Реал может считаться существующим, если его можно обнаружить с помощью имеющихся у нас (сейчас или в будущем) средств наблюдения. Человек использует множество ПОНЯТИЙ, так или иначе относящихся к окружающему его миру. Но, если о некоем понятии, некоей "сущности" утверждается, что она необнаружима принципиально, научный метод познания мира не в состоянии использовать это понятие и саму эту сущность в качестве инструмента познания мира. То есть само понятие может существовать, но не входить в совокупность реалов вследствие того, что сущность, которую определяют с помощью этого понятия, принципиально нельзя обнаружить. (Для примера - таким понятием является понятие о Творце Мира.)

Объективная реальность "объективна" только потому, что о ней можно говорить, так как субъект имеет об определенном объекте или группе объектов некоторые знания. Об объективной реальности можно говорить (она является "Сущностью") ТОЛЬКО в связи с субъектом (филос. категория). Вне связи с субъектом нельзя говорить об "объектах", и следовательно о какой-либо "объективной" реальности. "Объективная реальность" как сущность присутствует в представлениях субъекта о реальности, но не сама по себе. Утверждение, что объективная реальность может существовать без субъекта, противоречит определению связки "объект-субъект". Вне субъекта существует только РЕАЛЬНОСТЬ, совокупность реалов.

Иногда термин "Существование" предлагается производить от термина "Сущность"; существовать якобы означает быть сущностью. В этом смысле "существует" все, о чем можно говорить. Но ясно, что поскольку говорить можно о чем угодно в рамках объективной реальности, то в этом смысле должно и существовать все, что угодно?

Однако в бытовом смысле это не так. О домовых и чертях можно говорить, но никто не считает, что они существуют. Поэтому от применения этого термина в дальнейшем следует по возможности воздерживаться.

В то же время это слово широко применяется в отношении не только реалов, но и понятий языка ("существует мнение", например). Чтобы исключить терминологическую путаницу и связанные с этим демарши, можно использовать в подобных случаях слово "есть"или другое слово, учитывающее все вышесказанное.

Возможность обнаружить что-либо зависит исключительно от того, может ли это НЕЧТО стать для субъекта объектом (см. выше), то есть может ли субъект воспринять это НЕЧТО непосредственно (или с помощью специально сконструированных устройств), или по каким либо причинам это невозможно.

Более того, важно, считает ли субъект эти сигналы исходящими именно от данного объекта, а не от совокупности иных (это называется обычно “артефактом”).

В любом случае возможность обнаружения чего-либо никак не связана с принадлежностью этого Нечто к совокупности реалов, а связана исключительно с тем или иным каналом связи, способом передачи сигналов и их обнаружения познающим мыслящим реалом ("гностом").

На определенном этапе своего развития достигнутый уровень знания о мире позволяет группе мыслящих реалов прийти к выводу (заключению), что реалы взаимодействуют между собой сами по себе, без участия наблюдающих за ними субъектов, и это взаимодействие чаще всего никак не зависит от самих мыслящих организмов, и даже не связано с их наличием в области взаимодействия реалов.

Вот этот момент и является ЗАМЫКАЮЩИМ в нашей цепи определений и рассуждений. Теперь независимость объектов окружающей среды от самого мыслящего реала, от его собственного их восприятия, переходит на более высокий уровень. Теперь уже коллективный разум (коллективная Модель) ЗНАЕТ, что реалы являются независимыми образованиями, и определяет всю совокупность реалов как МИР (реалов - см. исходную фразу в начале текста.). Это ЗНАНИЕ становится общечеловеческим.

*

В связи с этим возникает вопрос - к чему мы должны отнести, например, религиозное представление о Боге?

В нашей терминологии ответ прост.

Если, скажем, в раннем возрасте мы каким либо образом на собственном опыте убедились, что наличие Бога следует обязательно учитывать в своих действиях (как яму на дороге), то для нас Бог становится объектом реальности, объектом нашей СУБЪЕКТИВНОЙ реальности. В более позднем возрасте мы укрепляемся в этой уверенности, если продолжаем изучать религиозную литературу, являющуюся опорой и компасом в наших повседневных действиях, и продолжаем жить среди людей, уверенных в этом так же, как и мы. Понятие о Боге становится элементом ОБЪЕКТИВНОЙ реальности.

Бог "существует" даже в рамках формальной логики, если произвести слово "существует" от слова "Сущность" ("то, о чем можно говорить"). Но если даже считать это натяжкой (см. выше), то для религиозного человека понятие Бог принадлежит объективной реальности, ибо этот человек живет в окружении людей, которые думают точно так же. Лишь отдельные личности, способные мыслить нестандартным образом, в состоянии вырваться их плена внушенных им представлений, и перейти в собственную, СУБЪЕКТИВНУЮ реальность.

Для других общественных групп, пребывающих в иных условиях, это понятие о Боге может и не войти в сферу объектов объективной реальности.

Итак, Мир объективно реален, ибо он состоит из реалов, представляющих собой ОБЪЕКТЫ, с которыми могут взаимодействовать СУБЪЕКТЫ. Но у разных субъектов и групп субъектов есть различные представления о Реальности, различные МОДЕЛИ реальности, основанные на РАЗНОМ общественном опыте, разной оценке этого опыта коллективным сознанием той или иной общественной группы. Представления о Реальности у отцов часто не совпадают с представлениями их детей и, тем более, внуков, если они живут в быстро развивающемся мире.

Поэтому приходится признать, что любая Модель Реальности (сколько бы людей ни имели ее в своей голове) - СУБЪЕКТИВНА, и руководит действиями ее обладателя в точном соответствии только с его личным опытом. Вопрос лишь в распространенности той или иной Модели Реальности.

А раз так, то следует раз и навсегда перестать говорить об ИСТИННОСТИ той или иной Модели. Можно говорить лишь об адекватности Модели Реальности самой Реальности на данном уровне наших знаний о ней.

*

Таким образом мы принимаем за очевидное то, что можем наблюдать и оценивать с помощью ЛИЧНОГО ОПЫТА, в который так или иначе входит первоначальное воспитание в тех или иных условиях, и далее строим на этом свое (уже не вполне очевидное) представление об этом мире. Однако то, что НЕ ОЧЕВИДНО, то, что требует для своего обнаружения специальных методов и приемов (возможность умозаключений, и построение устройств для проверки предположений) – все это относится уже к вопросу о МЕТОДАХ ПОЗНАНИЯ , с помощью которых (которого) добывается новая информация об окружающем мире. Этот вопрос будет рассмотрен нами во втором разделе (Часть 2). * Основной же вопрос философии пока нами остается не решенным – а именно вопрос о «первичности и вторичности» и, по-существу, вопрос о «точке отсчета», о «первичности и вторичности мира и сознания». Оказалось, что прийти к соглашению по этому вопросу – невозможно, ибо каждый использует в своей практической деятельности СУБЪЕКТИВНУЮ модель реальности. Речь может идти лишь о распространенности тех или иных взглядов на Реальность.


На главную страницу сайта


1