Мыслящие организмы
Организмы
Вся совокупность имеющихся у нас данных (сведений) об окружающем мире (правильнее называть это теперь “окружающей средой”) плюс теоретические представления о ней, имеющиеся сегодня, позволяет утверждать, что живые объекты можно условно разделить на несколько видов (условно потому, что границы между этими видами не вполне четкие).
1. Объекты-автоматы, поведение которых жестко запрограммировано в их внутреннем органе управления (системе ганглиозных узлов – основе всякой мозговой структуры). К ним можно отнести почти все виды насекомых и так называемых “низших организмов”. Эти организмы “выбрасываются” в окружающую их среду уже сформированными практически на 100% и в дальнейшем структура их мозга не изменяется под действием поступающей извне организма информации. Информация извне лишь вызывает ту или иную реакцию организма, часто довольно сложную.
2. Объекты-полуавтоматы, способные к усложнению своих мозговых структур после “появления на свет” под влиянием информации извне. Это, как правило, животные “среднего уровня развития”. Все они имеют “детскую” стадию развития, на которой (в дополнение к основным мозговым структурам, полученным ими во время внутриутробного развития) они получают опыт общения с окружающей средой.
3. Высшие животные
(обезьяны и хищники) – мозг которых представляет собой весьма сложную структуру, состоящих из клеток особого рода (нейронов). Эти структуры формируются под воздействием сигналов от всех органов чувств животного, в результате чего создается МОДЕЛЬ окружающей среды (той или иной степени сложности).Конечно, никогда нельзя сказать, что Модель "полностью соответствует" окружающему ее миру объектов (в данном случае это действительно “объекты”, потому что сама Модель является “субъектом”, их изучающим). Модель соответствует внешнему миру только в той степени приближения, в которой это важно для существования ее носителя – мозга организма-хозяина. Если Модель сильно “не соответствует”, организм может с высокой вероятностью погибнуть.
Как создается в мозгу такая модель описано в [1].
В дальнейшем вместо словосочетания "Модель внешнего мира в мозгу высокоорганизованного живого существа" будем употреблять просто термин Модель (с большой буквы).
Модель (и все ее составляющие), создаваемую мыслящим реалом ("гностом") в собственном мозгу, можно определить как “субъективный мир”, мир СИГНАЛОВ.
Как уже было сказано выше, изменение состояния какого-либо реала в зависимости от состояния другого реала называется взаимовлиянием реалов или просто ВЛИЯНИЕМ
.Вообще “сигнал” можно определить в общем случае как последовательность изменений состояний реала, в результате влияния которой на другой реал последний изменяет свое состояние. Сигналы в мозгу мыслящего реала представляют собой “электрические” состояния отдельных частей мыслящего реала, отличающиеся друг от друга количеством так называемых “электронов” (реалов определенного вида) в разных частях реалов, составляющих мозг – структуру реалов, способную создавать Модель окружающего эту структуру мира.
“Отражение и Модель”
Здесь надо подчеркнуть одну важнейшую особенность, отличающую ЭТУ концепцию от прочих т.н. "философских". Уж не знаю с чьей подачи (что впрочем, вполне понятно при учете двухсотлетней давности) в философии укоренился термин “отражение внешнего мира в мозгу человека”.
Такое представление естественным образом предполагает, что для того, чтобы УВИДЕТЬ это “отражение” должен быть еще один наблюдатель, коим считается “нематериальная субстанция – душа”. Это, конечно, проще всего представить. И еще проще это сказать, потому что раз субстанция “нематериальная”, то не требуется и никаких объяснений, как именно она “рассматривает” это самое “отражение”. И открывается широчайшее поле для всякого рода спекуляций.
Понятие же Модели не требует кроме самой модели еще какого-то наблюдателя. Сама Модель и есть та структура, которая занимается исследованием окружающего мозг мира с помощью имеющихся в ее распоряжении активных средств.
Непременным условием создания в мозговой структуре Модели с представлением об окружающем мире является ПОДВИЖНОСТЬ самой структуры в пространстве.
(Внутри этой Модели мы сможем в дальнейшем выделить то, что мы называем “Я” или Личность, а на еще более позднем этапе мы сможем выделить то, что мы называем Божественной Душой. Но это – потом).
Теперь, может быть, нам становится яснее, почему ранее мы крутились по замкнутому кругу взаимно переопределяемых терминов и понятий.
Разные модели.
“Птица и стекло”.
Органы чувств животного преобразуют изменения состояния реалов окружающей среды в электрические сигналы, поступающие в его мозг. Организмы разной степени сложности “видят мир” совершенно по-разному. Организмы с жесткой (неизменяемой) нервной системой вообще мира как такового “не видят”, они лишь реагируют на те или иные комбинации сигналов. Жучок ползет по травинке вверх, пока не долезет до вершины, а затем (если у него нет крыльев) разворачивается и ползет назад (либо просто падает на землю и ищет следующую травинку). Это –автомат.
Очень высокоорганизованные животные эффективно обучаются, то есть именно СТРОЯТ в своем мозгу Модель окружающей среды. Коту достаточно пару раз трахнуться башкой об оконное стекло, чтобы понять в общем, что это за штука такая, через которую все видно, а пройти невозможно. После двух-трех проб-экспериментов в его мозгу создалась устойчивая Модель оконного стекла.
Ласточка же будет биться о стекло досмерти, и никогда не сможет пролезть в щель оконной рамы, что с легкостью сделает ворона (птица-исследователь).
Только недавно удалось установить, каким собственно образом высокоорганизованный мозг распознает (отличает от других) объекты окружающего мира, каким образом ему удается выделять из общего мощного потока сигналов одни, и “пропускать мимо ушей” – другие. Это тоже тема большого разговора, но так или иначе – это установлено [1].
Мозг выделяет из общего потока более или менее часто повторяющиеся последовательности (комбинации) электрических импульсов. Но информации от одного органа чувств достаточно лишь для очень и очень приблизительных представлений о том, что происходит вокруг. Более того, этого недостаточно даже для представления о наличии этого “вокруг”. Необходим весь набор данных от минимум трех органов чувств (кроме вкуса и запаха), плюс возможность перемещения мыслящего реала (субъекта) в окружающем его пространстве, и достаточно длительный контакт с окружающей средой, чтобы в Модели создалась “картина” мира вокруг организма. И тогда Модель действует так, как будто (!!!) человек видит окружающий мир. Скорее всего, Модель по другому и не может функционировать.
(Очень интересен, в свою очередь, ответ на вопрос: ПОЧЕМУ Природа "создала" мозг так, а не иначе)
Если бы ваши глаза могли воспринимать в той или иной мере инфракрасные или рентгеновские лучи, то вы бы и мир видели совершенно другим. Но вы бы его все равно ВИДЕЛИ, то есть в вашем мозгу образовалась бы Модель в виде “картины” окружающего вас мира. У мыши картина окружающего мира может быть несколько иной. Лягушка вообще "видит" только то, что движется относительно нее. Стрекоза вообще видит только тогда, когда сама движется.
Человек “видит” то или иное потому, что в его мозгу под действием поступавшей с момента рождения информации сформировались определенные структуры, реагирующие на те или иные электрические последовательности импульсов. Но он видит мир как совокупность объектов, он видит мир так, как он его видит, ТОЛЬКО ПОТОМУ, что он может не только видеть, но и перемещаться в этом мире. ТОЛЬКО! И этот момент - важнейший.
Специальной тренировкой по созданию ДРУГИХ структур можно заставить мыслительный аппарат мозга “видеть” окружающие предметы иначе, вплоть до “наоборот”, инверсно. Однако в обычном случае у нас формируются более или менее однотипные структуры, и мы все видим приблизительно одно и тоже (исключения есть, конечно). Устанавливается и корректируется это, как правило, личным опытом в раннем детстве и родителями в процессе воспитания. Поскольку это так, и поскольку мы можем сравнивать свои собственные представления с тем, что видят другие, мы укрепляемся в уверенности, что вот именно это и есть то самое ОЧЕ-ВИДНОЕ (очами видное).
Все дальнейшие исследования НЕОЧЕВИДНОГО происходят уже на базе очевидного представления о мире с помощью разных методов, рассмотренных в предыдущем разделе - научного (НМП), гуманитарного (ГМП) и религиозного (РМП) методов познания..
Поэтому, теоретически, правы те, кто утверждают, что мы видим только то, что в состоянии видеть, но совершенно ясно, что большая часть информационного потока проходит мимо нас, не вызывая в нас никакого отклика, как рентгеновские лучи. Но правы и те, кто утверждают, что для минимальной ориентации в мире, к жизни в котором мы приспособились в течение длительного времени, эта проходящая мимо нас информация и не является для нас столь уж значимой. А в тех случаях, когда мы хотим ее использовать, мы строим для этого необходимые приборы. СУЩЕСТВОВАТЬ же мы прекрасно можем и без нее.
Таким образом представление о мире, состоящем из каких-то объектов вне нас самих, и о нас самих как объектах этого мира, формируется у нас автоматически в период детства, в период формирования структур мозга, осуществляющих фильтрацию поступающей информации. И для этого нам вовсе не нужен вербальный аппарат и даже уровень самосознания. Любой тигр видит мир почти точно так же как мы с вами, а уж обезьяна – и подавно.
И вот на основе этого представления о мире, которое мы называем ОЧЕВИДНЫМ, мы (мыслящие реалы) и делаем умозрительный вывод уже на вербальном уровне, что окружающий нас мир состоит из отдельных частей, которые наши органы чувств выделяют на фоне окружающей среды как отдельные ее части, и вот эти части мы НАЗЫВАЕМ ОБЪЕКТАМИ.
Вышеописанный в общих чертах процесс называется “Познанием”, а сумма накопленной в результате этого процесса информации, объединенная в общую Модель окружающей среды, называется “знанием”.
И, наконец – ВНИМАНИЕ!
До определенного момента (который будет своевременно оговорен) мы будем говорить ТОЛЬКО об исследовании разумным реалом окружающего мира, НО НЕ ОБ ОТНОШЕНИЯХ между самими разумными реалами, и не о понятиях, связанных с этими отношениями. Последнее относится в нашей классификации к так называемой “субъективной реальности” отдельного человека. Такой подход позволит нам продвигаться в нашей “философии” отдельными, понятными независимо от других этапами. Однако на данном этапе определения таких терминов как “знание”, “познание”, будут, естественно, неполными, ибо, повторяю, будут относиться только к “реальному” миру, миру “реалов”.
Литература: 1. А.Вильшанский. "Запоминание информации в системах, обладающих способностью к росту" http://www.elektron2000.com