NAZAD This Page VPERED Home Page

Выкуп первородства?
"Благословение "вне очереди"
Иаков и его жены
Мидраш умалчивает?
"Ни одно доброе дело не должно остаться безнаказанным!"

Иаков и Эсав

История двух братьев-близнецов, сыновей Ицхака - Эсава и Иакова многим хорошо известна. Повторять не буду, каждый может прочитать сам. Однако в классическом Толковании этой истории имеются крупные "неувязки".

Классическое Толкование проводит резкую грань между Иаковом и Эсавом. До того резкую, что евреи не считают Эсава членом своего племени, а какой-то "боковой ветвью". А поступки и намерения людей, относящихся к этой "ветви", в любом случае ставятся под подозрение. Конечно, в наше время уже невозможно выяснить, кто относится к этому племени конкретно. Поэтому "эсавство" считается свойством не-еврея вообще. Характерные черты характера Эсава приписываются европейским народам, которые считаются от него произошедшими. При этом забывается на минуточку, что у Ноаха были еще дети, от которых эти европейские народы якобы произошли, и об этом четко говорится в рассказе о Ноахе и Потопе. Ну, да ладно...

Эти характерные черты называются разные, но большинство комментаторов считает, что это - сила, ум, ловкость, активность в достижении цели (поймать дичь на охоте). К достойным же осуждения качествам относятся обычно некоторое лицемерие (по отношению к отцу), беспринципность в выборе жен (из местных племен, это было неприятно Ривке, так как они были идолопоклонницами), страсть к удовольствиям, пренебрежение изучением Торы... Во-от это - главный момент!

Страшно произнести, но ведь Эсав был сыном Ицхака, родным братом-близнецом Иакова, а значит - он был евреем!? И отказывать ему в еврействе только на том основании, что он плохо себя вел с нашей точки зрения – это несправедливо. Родной отец Эсава, один из величайших праведников Ицхак, от него не отказывался, Государство Израиль, безусловно, признало бы его евреем, а мы, изучающие сегодня Тору под руководством ортодоксальных равов, - отказываемся! Это неправильно, даже можно сказать - позорно и лицемерно. Почему-то мы считаем евреями сыновей служанок Леи и Рахели, и не считаем евреем брата-близнеца законной жены Ицхака Ривки. Странно, однако...

Ишмаэль - ладно, там другое дело; он сын египтянки, не Сары, и по наследственности “не тянул” на роль продолжателя великого дела... Но Эсав-то был евреем! Это точно. Другое дело, что Эсав отошел от принципа выбирать себе жену "по линии клонированных", из семьи Тераха, отошел от "племенного принципа". Жены Эсава категорически не нравились Ривке. И от Эсава действительно пошло большое племя, которое долгое время жило в районе горы Сеир.

Но ведь и сыны Иакова также брали себе в жены не собственных родственников; после Иакова никто не ездил к Лавану за невестами. Откуда же взялись жены у всех 12 сыновей Иакова? По крайней мере, про Иеhуду, одного из сыновей Иакова и родоначальника царской династии мы знаем точно - он взял жену из семьи адуламитянина, то есть тоже из ханаанского племени. Значит, сыновьям Иакова можно было жениться на местных, а Эсаву - нет? Где логика?

Логика простая – Эсав сам не учил Тору, и жен своих от идолопоклонства не отвращал. Ему было неинтересно. Вся его вина – в этом.

Отсюда - ясно и однозначно - Эсав это еврей, отошедший от изучения Торы и не следующий ее законам! И хотя Пятикнижия в то время еще не существовало, но племя Авраама старалось соблюдать установления его основоположника.

Поэтому наша Концепция не удаляет от нас (и нас от) Эсава, а принимает, что "эсавство" - это не внешний по отношению к нам, евреям, факт, а внутренний! Внутри каждого из нас "сидит Эсав". И именно по этой причине Тора запрещает нам проявлять отвращение к сынам Эсава, это прямо сказано. И с этой точки зрения можно понять совершенно иначе слова Торы, касающиеся Эсава и отношений двух родных братьев. Ведь многие мудрецы высоко оценивают различные качества Эсава! И эти качества (нерелигиозных евреев) проявились со всей силой лишь в последние несколько столетий!

Нужно только не уклоняться от логики. Некоторые мудрецы осуждают Ицхака за то, что он в воспитании Эсава пользовался любовью, а не розгами. НО!

Розги могли лишь озлобить такого человека, как Эсав, он не сделал бы абсолютно никаких правильных выводов из такого воспитания. Иаков, может быть, и сделал бы, но он и не нуждался в розгах. Да и за что можно было наказывать Эсава? Что не учил Тору? Так ее и не было! Он не учил Закон от Авраама так, как это делал Иаков. Может быть, он был "троечником"? Но разве троечников дерут? Более того, Эсав даже выказывал знакомство с основными положениями Учения и задавал каверзные вопросы Ицхаку, что является показателем успеваемости и хорошей сообразительности в любой ешиве! За что драть-то? И Ицхак очень любил Эсава.

А самое главное - Ривке (через Шема, не лично) было пророчество, что пути детей разойдутся, и младший будет выше старшего. Можно пытаться "воспитывать розгами", если есть за что, и если нет пророчества. Тогда еще можно что-то изменить. А вот если пророчество есть, и ничего принципиально изменить нельзя, то надо просто его учитывать, сил понапрасну не тратить, стараться не усугубить ситуацию и все.

Спрашивает Вейсман ("МР"): "Почему праотцы были нетребовательными"? Да именно по этой причине! Они имели пророчество, и понимали, что сделать ничего было нельзя. Кто сказал, что Ицхак был нетребовательным? Откуда это видно? Выдумки...

Выкуп первородства?

В истории отношений двух братьев было два главных момента - выкуп Иаковом права первородства у Эсава, и получение благословения Иаковом от отца "вне очереди". Обе истории настолько (как выражается П.Полонский) "похоронены под горами лжи", что на каждой следует остановиться отдельно. Самые различные толкования (а их великое множество) кажутся либо упрощенными, либо тенденциозными, либо слишком уж философскими. И здесь снова возникает все тот же самый вопрос: как самым простым и логичным образом объяснить происшедшее, оставив сложные философские рассуждения и обоснования для следующего, более углубленного уровня понимания?

Сколько лет было Эсаву и Иакову к моменту передачи (продажи, как ее называют) первородства? Как определить? Очень просто. Все авторитеты утверждают, что в тот день умер Авраам, так как именно по этому случаю была приготовлена чечевичная похлебка. В другое время ее не едят. И если мы сопоставим все даты, то однозначно получается, что ребятам было всего по 13-14 лет. Это - раз.

Второе очень важное обстоятельство. Все в семье прекрасно знали историю попытки Авраама принести Ицхака в жертву Вс-вышнему. Ничего такого уж сверх-необычного в этом, вообще говоря, не было - к тому времени семья Авраама-Ицхака уже много лет жила в тесном соседстве с ханаанскими племенами, имевшими обычай приносить первенцев (детей) в жертву Ваалу и Астарте. Даже спустя 400 лет Моисею пришлось предостерегать народ от человеческих жертвоприношений! В семье Авраама-Ицхака такой традиции не было, но кто мог знать, не потребует ли однажды Бог Авраама от Ицхака принести в жертву своего первенца, то есть Эсава? В этом не было ничего невозможного.

Эсав к этому времени уже знал, что перворожденным считается именно он. Ицхак его любил больше - хотя братья и родились близнецами, но первым появился на свет Эсав. И иногда, когда братья ссорились (а при столь большой разнице в характерах это было не только возможно, но и естественно), Эсав напоминал Иакову "кто тут старший". Иакову это не нравилось, но что можно было поделать?

Кроме того, и это не менее важно, в соответствии с традициями того времени, сохранившимися кое-где чуть ли не до наших дней, доля первенца в наследстве отца была вдвое большая. В данном месте Торы об этом не говорится, но это настолько известно, что и упоминать об этом лишний раз было незачем - все равно, что сказать: "А у Эсава было два глаза". Но зато в книге "Дварим" ясно сказано, что доля первенцев в наследстве - двойная. Эсав знал это, и, поскольку для него (в силу его характера) это обстоятельство имело очень большое значение, то просто так он от права первородства не отказался бы.

Некоторые комментаторы (в том числе и Раши) объясняют нам, что Эсав отказался от первородства после того, как Иаков объяснил ему, что роль первенца обязывает его служить Вс-вышнему. А “служить” это значит - приносить ему жертвы, не пить, вести праведный образ жизни и так далее. А если он этого делать не будет, то Вс-вышний, мол, накажет его смертью. Тут-то якобы Эсав и произнес свою знаменитую фразу "Вот, я иду на смерть, зачем мне первородство?!" И отдал его брату, а тот расплатился с ним чечевичной похлебкой, да еще и денег дал ("МР"), чтобы сделка по тем временам считалась законной.

Вряд ли такое объяснение для нас (и самое главное - для Эсава) могло быть убедительным. Он весьма скептически относился к стремлению Иакова всеми силами служить Вс-вышнему, и вряд ли мог поверить ему на-слово. Что значит, он "должен служить"? Когда умрет Ицхак, некому будет заставлять его "служить", а сам он вроде бы и не намеревался. Такое "право" он действительно мог просто отдать Иакову и безо всякой уплаты. "Накажет смертью" Вс-вышний? Так Эсав не очень-то верил во все эти мидраши, а если б верил - то учился бы как следует. Не верил он. А вот двойная доля в наследстве - вещь серьезная и абсолютно всеми уважаемая.

Что же объективно могло заставить Эсава "презреть первородство"?

Страх. Страх перед возможным очередным "жертвоприношением", перед возможностью принесения его самого в жертву Ицхаком. Это была угроза вполне ощутимая. И именно с этой точки зрения становится понятной произнесенная Эсавом фраза: "Вот, я иду на смерть..."

Придя с охоты, Эсав узнал от брата о кончине Авраама. Он тут же вспомнил об истории с принесением в жертву Ицхака. Дед умер, и теперь некому защитить его, если эта идея придет в голову его отцу. И он поделился своими страхами с Иаковом. Тут Иаков и предложил ему обменяться ролями.

- А ты сам? - спросил Эсав Иакова.

- Я - не боюсь! - ответил Иаков. - Я верю Вс-вышнему, я хочу посвятить свою жизнь служению Ему. Ты же видишь, я все время учусь этому, и у деда нашего Авраама учился больше тебя (Устная Тора это подтверждает). Как будет - так будет!

И эти слова, конечно, были засчитаны Иакову "в плюс" как праведнику уже в самом молодом возрасте. Начиная с этого момента Вс-вышний "поставил на Иакова".

- Но надо будет сказать отцу? - спросил Эсав у Иакова.

- Мне кажется - не стоит, - ответил Иаков. - Он может нас обоих наказать за непочтение в отношении к такой вещи как "первородство". По традиции отменить первородство, лишить наследства, может только отец. Но в традиции нигде не сказано, что первородством нельзя обменяться! Тем более - близнецам. И с общего согласия.

Кроме того, ты же знаешь отца - он верит только тому, что ему говорит сам Вс-вышний. Если Вс-вышний потребует от него принести первенца в жертву, то Он будет вынужден сообщить о нашем договоре. Но Он и объяснит при этом, почему мы с тобой так решили. А нас с тобой отец просто слушать не станет, да еще и выдерет. Только надо все сделать по закону, чтобы передача первородства имела силу в глазах Вс-вышнего.

-А как это сделать? - спросил Эсав, который не был силен в "юриспруденции".

-Продать, как же еще! - ответил Иаков. - Я хочу получить от тебя право первородства, да? А тебе чего сейчас больше всего хочется?

- Больше всего мне сейчас хочется кушать! - ответил Эсав.

-Вот и отлично! Ешь эту чечевицу!

И братья ударили по рукам, очень довольные друг другом. И чечевица осталась в Истории. Некоторые мидраши утверждают, что Иаков дал еще и денег, но откуда могли быть деньги в те времена у малолетнего парня, да еще такого, как Иаков?

В таком (самом простом и логичном объяснении) как Эсав, так и Иаков предстают перед нами вполне нормальными людьми, вовсе не достойными осуждения. Никаким обманщиком Иаков не был (иначе его нельзя было бы считать праведником), а Эсав вовсе не презирал так уж служение Вс-вышнему, он просто опасался за свою жизнь, и, надо сказать, имел для этого все основания.

Братья договорились не говорить ничего отцу о происшедшем. О матери Эсав даже и не спросил, потому что знал, что она в семье ничего не решает, и Ицхак даже данному ей пророчеству не верит. Но Иаков очень любил мать и все ей рассказал. Только поэтому Ривка и могла действовать в дальнейшем, через полвека (!), как она действовала, в полной уверенности, что выполняет волю Вс-вышнего.

" Благословение "вне очереди"

Прошло почти 50 лет. Братьям уже было по 63 года. Эсав давно женился (в 40 лет, как и отец Ицхак), у него было несколько жен из местных ханаанских, и уже несколько человек детей. Жены, естественно были идолопоклонницами, как и семьи, из которых они происходили, а Эсаву было все равно, лишь бы был мир в семье и порядок. Жили они по соседству, и Ривке (матери Эсава и Иакова) невестки очень не нравились. Они воскуряли фимиам своим божкам, и дым от этих воскурений в прямом и переносном смысле "ел глаза Ривке". Он понимала, что это и есть начало процесса отхода Эсава от племени - не будет он вести настоящего еврейского образа жизни, бабы не дадут.

Ривка, как известно из Торы, очень любила Иакова. А Иаков все еще был не женат. И уже - в годах. Ривку это очень беспокоило, а Ицхака - нет. Дело в том, что "модель" будущего великого народа, о которой говорил Вс-вышний Аврааму, по мнению Ицхака (и Раши) выглядела так - Эсав и его потомство должны были обеспечивать материальные потребности племени, а Иаков и его потомство - изучать Тору (быть учителями). В пророчество, данное Ривке (не то Шемом, не то Эвером - и то и другое сомнительно, потому что жила семья теперь в земле Ханаанской, далеко от Шема) насчет разного жизненного пути братьев, Ицхак не верил. Комментаторы говорят, что он верил только тому, что Бог говорил ему лично.

Ривка же была уверена, что пути братьев разойдутся, и никакой идиллии не получится. Не сейчас, так потом. Еще в утробе толкались. Но у Иакова не было семьи. Брать себе жену из местных ханаанских Ривка категорически Иакову не советовала - пример Эсава был у них перед глазами. От отца же Иаков уезжать никуда не хотел, чтобы иметь возможность выполнять заповедь почитания родителей. Откуда же было взяться "второму великому народу", о котором говорил ей Шем в своем пророчестве?

Как раз в этот момент до семьи доходит известие о рождении у родного брата Ривки (Лавана) двух дочерей-близняшек от его законной жены (не наложницы). У Ривки появляется возможность укрепить связи со своей семьей и одновременно приобрести жену для Иакова по прямой линии клонированных. Ривка понимает, что это - знак Божий.

С согласия Ицхака, разумеется, она отправляет посыльного к Лавану и просит его просватать обеих его близняшек за ее собственных близнецов - Эсава и Иакова. Разница в возрасте женихов и невест (60 лет) ни для Ривки, ни для Лавана значения не имела - оба прекрасно понимали, что в семье Авраама живут очень долго, очень. То, что Эсав был уже женат, тоже большого значения не имело - многоженство было нормой.

Лаван тоже был очень рад. Дела его шли не слишком хорошо, и укрепление родственных связей с семьей Авраама-Ицхака, уже весьма богатой и широко известной в тех местах, было ему как нельзя более кстати. Старшую дочь Лею предназначили Эсаву, а младшую, соответственно - Иакову.

Из текста Письменной Торы может показаться, что Иаков, придя к Лавану, сам нашел Рахель у колодца (как бы случайно и по воле Вс-вышнего). Но это совершенно не соответствует обычаям не только тех времен, но и даже сегодняшней действительности. И сегодня в семьях религиозных евреев вначале о браке между детьми договариваются родители, и на этом этапе дети даже часто не знают о будущем супруге. Ясное дело, что в те далекие времена, когда от удачного брака могла зависеть судьба целого народа, такие события тем более не отдавались на волю Случая. Устная Тора подтверждает, что близняшки были с самого начала просватаны за братьев.

Но была одна проблема. Как только Эсав узнал о договоренности Ривки насчет Леи, он наотрез отказался брать ее в жены. Причины этого неизвестны, но на этот факт указывают некоторые мудрецы. А Лаван тоже не хотел выдавать своих дочерей за кого попало, и настаивал, чтобы обе дочери были выданы замуж одновременно, и уж во всяком случае, не младшая вперед старшей. Дело с получением жены для Иакова сильно осложнялось.

В то время Ицхак начал болеть. Он стал слепнуть, и это расценивалось им как приближение смерти. Ему уже было около 120 лет. И Ривка стала опасаться, что в соответствии со своей "моделью" будущего народа Ицхак нормальным путем благословит Эсава как продолжателя племени. А Иакову что останется - то останется, да и что ему надо особенно-то? Учиться, учиться и учиться....

Ицхак, возможно, предполагал, что получится примерно так, как впоследствии стало с коленом Леви (священниками), которые своей доли в наследстве Земли Израиля не имели, а кормились тем, что им давали в качестве пожертвований другие колена. Ведь насчет источников существования и средств защиты будущего народа Вс-вышний Аврааму и Ицхаку ничего не обещал; Он только сказал, что народ будет очень многочисленный. Но многочисленный народ должен как-то кормиться и как-то себя защищать! Эсав как вождь для этой цели подходил как нельзя лучше. Закон, конечно, не учил, но на то и младший брат есть. И передавать первородство младшему у Ицхака не было ровно никаких оснований. Это у Иакова впоследствии были причины передать первородство Реувена через две головы Шимона и Леви четвертому (!) своему сыну Иеhуде, потому что первые трое запятнали себя недостойными с его точки зрения действиями. А Эсав с точки зрения Ицхака ничего недостойного не совершал, и лишать его права первородства не было никаких причин.

Ривка же учитывала соперничество братьев и данное ей пророчество, и предполагала, что Эсав просто уйдет со своим наследством от Иакова. И тому придется все начинать сначала и всего добиваться собственными силами (так, собственно, оно и вышло).

Я не стану вам тут пересказывать наиболее "ходовые" объяснения знаменитой истории о том, как Иаков обманом получил от Ицхака благословение вместо Эсава. Все эти “объяснения”, так или иначе, нелогичны. В большинстве случаев они не учитывают совершенно очевидных обстоятельств, и выдвигают на первый план лишь факт обмана Иаковом отца (под давлением Ривки, но это как бы и не столь важно; важно другое, что он на это пошел). При этом "забывается":

-что Иаков к этому времени был уже далеко не мальчик, ему было 63 года (!) и так уж прямо "слушаться маменьку" ему уже было как-то не к лицу, своя голова на плечах была;

-что Иаков к этому времени стал достаточно мудрым; и хотя последующие 14 лет он провел в школе Шема-Эвера, это не значит, что до того он был необразованным человеком;

-что и Ривка и Иаков прекрасно понимали, что обман раскроется неминуемо. Даже если старый Ицхак сразу не разберется, что перед ним Иаков, а не Эсав, то Эсав появится у отца через самое непродолжительное время. Поэтому, конечно же, они не могли серьезно рассчитывать, что Иаков получит благословение отца, и будет дальше с этим благословением “жить-поживать да добра наживать”. Все, что он мог “нажить” с подобного рода “благословением” - это одни неприятности.

Пользоваться этим благословением на самом деле и не пришлось бы, потому что даже сегодня всем известно, что благословение, данное ошибочно или полученное обманом, все равно "работать не будет". Так что никакого "практического" смысла в получении благословения "вне очереди" не было.

Из всего этого прямо следует, что Ривка брала грех на себя не только в случае, если Ицхак узнает Иакова (как это может показаться из разговора матери с Иаковом, описанного в Торе), но в любом случае.

Возникает законный вопрос - если они все это знали (а они не могли не знать!), то зачем же делали? На этот вопрос комментаторы ответа предпочитают не давать, в результате чего Иаков в глазах любого человека предстает глупым обманщиком. А ведь этого быть не может, Иаков - стопроцентный цадик (праведник) по "определению", отец будущего народа Израиля! Значит?

Значит - объяснения неудовлетворительны.

Вместе с тем, понимание мотивов продажи Эсавом права первородства Иакову в 14-летнем возрасте позволяет взглянуть на историю с получением благословения Иаковом совершенно иными глазами.

От момента передачи права первородства Иакову до того момента, когда старый Ицхак подумал, что вот теперь он ослеп и, наверное, скоро умрет, прошло почти 50 лет. И он решил дать своим детям Эсаву и Иакову благословение на тот случай, если смерть придет внезапно (а такое бывало в роду Ноаха-Тераха - кое-кто умирал прямо за обедом), и он не успеет этого сделать. Это было "Благословение на всякий случай", запомним это. Потому что умер Ицхак спустя ни много, ни мало 55 лет!

Он был "не в курсе" договоренностей между братьями, и для этого были серьезные причины, как вы помните - особенности характера Ицхака исключали возможность доведения договора до его сведения. Да и не будь этих особенностей - разве показались бы соображения мальчишек весомыми их отцу?

Эсав, возможно, давно забыл о старой детской истории с продажей права первородства Иакову. Иаков, напротив, считал, что договор дороже денег, когда бы он ни был заключен. Договариваются же родители о выдаче девушки замуж за кого-то, когда ей еще и трех лет не стукнуло!

И этот договор не имел в течение последующих 50-ти лет заметных последствий, разве что Эсав перестал напоминать Иакову, что он, мол, старше, он - первенец. Так шло до того момента, пока Ицхак не решил дать благословение сыновьям. Не зная ничего о договоре купли-продажи первородства, Ицхак, естественно, обратился к Эсаву с предложением добыть дичь и приготовить что-нибудь вкусное, дабы снизошел на него "руах-кодеш" (дух святости, необходимый для благословения).

Этот момент комментаторы также предпочитают не акцентировать. Но вы скажите, где это слыхано, чтобы для "сошествия руах-кодеш" нужно было хорошенько пообедать? Для этой цели во все времена голодали! Да не один день. "Руах-кодеш" нисходит на человека для благословения детей перед самой смертью, когда обычно человек долго не ест. Ицхак явно ошибся, заказав козленка в кислом молоке, если Томас Манн отвечает за свои слова и за меню (см. "Иосиф и его братья"- прим. составителя).

Случайно или нет, но Ривка услышала его разговор с Эсавом. Она-то помнила о Договоре между братьями. К благословениям (и проклятиям) в те времена относились крайне серьезно, тем более, когда это было благословение такого человека как Ицхак. И люди знали (или крепко верили, что одно и то же), что если благословение дано ошибочно или получено обманом, то виноват в этом не только тот, кому его дали, а и тот, кто его дал. Потому что, давая благословение, ты не удосужился убедиться, что даешь его кому надо.

Именно по этой причине Ицхак потом ужасно испугался, когда пришел Эсав, и выяснилось, что он дал кому-то другому благословение, предназначавшееся Эсаву. Тем самым вся праведная жизнь Ицхака, которую он старался вести до этого момента, могла быть враз перечеркнута!

Услышав разговор мужа с Эсавом, Ривка поняла, что если не вмешаться, то естественный ход развития событий приведет к тому, что старый Ицхак даст благословение вовсе не первенцу, так как первородство было выкуплено Иаковом по всем правилам. И это может иметь очень и очень плохие последствия для всех. Что было делать? Классический случай - пришлось выбирать не между хорошим и плохим поступком, а между плохим и очень плохим.

Ривка объяснила ситуацию Иакову, и предложила ему пойти на обман отца. Но не просто обман - обман как мы уже понимаем, ничего никому не давал и неминуемо должен был раскрыться. Ривка предложила сначала обмануть отца, для того, чтобы он дал благословение как положено - первенцу, и формально был бы прав перед Вс-вышним. А затем, когда дело будет уже сделано, объяснить отцу суть дела. Конечно, в этом случае обман тоже как бы имеет место, но это уже "обман во имя небес", с целью недопущения греха. Если же отец заподозрит обман раньше, чем даст благословение, то придется все объяснить ему тут же, и он сможет убедиться в правдивости слов Иакова, когда вернется Эсав. А тогда пусть уже сам Ицхак благословляет того и так, как считает нужным.

Таким образом, придется платить таким вот "микрообманом" за упрямство самого Ицхака, из-за которого дети и не доложили ему 50 лет назад о своих "коммерческих операциях" с правом первородства. Грехи и недостатки характера отцов ложатся на детей...

Что было делать Иакову!? Другого выхода из ситуации он “в условиях цейтнота” предложить не мог. Не сделать так означало "подвести отца", и подвести сильно, очень сильно. И не в земных делах, а в будущем мире, куда он намеревался вот-вот отправиться. Попытка объясниться с отцом до получения от него благословения ни к чему не привела бы, как и 50 лет назад.

И Иаков делает так, как предлагает мать. И все, может быть, так и получилось бы, не вернись Эсав с охоты раньше времени. Находясь в шатре отца, и уже получив благословение, Иаков услышал голос Эсава. Времени для объяснений с отцом у него не оставалось. Если бы Эсав увидел его в таком виде, дело могло бы кончиться убийством прямо на месте, поскольку Эсав пришел с охоты, разгоряченный и с оружием в руках. Иаков был вынужден удалиться до появления брата в шатре.

*

Эсаву, конечно, все эти соображения и в голову прийти не могли. Поэтому мотивы действий Иакова ему были совершенно непонятны, он видел лишь, что тот его "дважды обманул".

Когда Эсав обратился в Ицхаку с законным вопросом: "Разве у тебя всего одно благословение, отец?", то “за кадром” остался невысказанным другой вопрос, который был совершенно очевиден: "Разве ты не видишь сейчас, что это я, Эсав, и ты бессовестно обманут?". И на это Ицхак произнес благословение лично Эсаву, в котором он предрекал ему не только то, что он будет жить мечом (это бы еще полбеды, дело к тому и шло), но и то, что он "свергнет брата своего со своей шеи".

Можно подумать, что Иаков либо до этого сидел у Эсава на шее, либо должен был сидеть после этого в результате полученного "благословения". Никакого такого сидения мы не наблюдаем. Нельзя же всерьез предполагать, что Ицхак не хотел, чтобы Иаков учил Тору, а как иначе он мог существовать, если бы Эсав не обеспечивал минимум его потребностей? Кроме того, Ицхак лучше других понимал, что благословение, данное или полученное в результате обмана, все равно работать не будет, и даже если бы он обещал Иакову "золотые горы", все будет как раз наоборот. Почему же нужно было "свергать Иакова с шеи Эсава"?

Похоже на то, что слова эти вырвались у Ицхака в состоянии стресса, в состоянии обиды за нанесенное посредством обмана оскорбление отцу и Вс-вышнему. Похоже, что в этот момент Ицхак решил, что Иаков вообще недостоин продолжать дело сохранения Торы, если способен на подобные действия. А стало быть, незачем и Эсаву “содержать” его. Только в этом варианте пожелание “свергнуть с шеи” выглядит логичным и оправданным.

В гневе (!) Ицхак не стал разбираться, почему так случилось. А слово, как известно, не воробей...

*

Эсав страшно рассердился на брата и поклялся его убить, но решил не трогать, пока жив отец. Возможно, именно эта клятва продлила жизнь Ицхаку до 180 лет, дав ему возможность проследить историю Иакова "по максимуму" - он был еще жив, когда у Иакова пропал Иосиф.

Действительно, Иосиф пропал в возрасте 18 лет, то есть через 37 лет после "благословения"+18. Ведь Иаков возвратился в Ханаан сразу после рождения Иосифа. В этот момент Ицхаку было 120+37+18=175 лет.

Теперь нам становится понятно, почему ни одно из благословений Ицхака, данное братьям, не исполнилось напрямую, хотя и дано было праведником - праведникам. Первое благословение, данное Иакову, на самом деле предназначалось Эсаву. В нем нет ни одного слова, которое могло бы быть полезным Иакову в его работе по утверждению и изучению Торы. И это понятно, потому что Ицхак был убежден, что перед ним - Эсав.

Из этого прямо следует, что Ицхак и не произносил ничего, предназначенного для Иакова, по воле Б-га. Если бы из него “выскочило” что-то несоответствующее (предназначенное Иакову), то он бы мог усомниться в личности того, кто перед ним стоит, и он бы это проверил и перепроверил.

Если все-таки продолжать стоять на том, что голосом умирающего праведника говорит Вс-вышний, то это место понять нельзя. А понять это можно только учитывая, что Ицхак вовсе не умирал в этот момент. Он давал благословение "на всякий случай". В неплохом состоянии души и главное - тела. А "всякий случай" - это вовсе не тот случай, когда голосом умирающего говорит Вс-вышний. Никакого умирающего на самом деле не было. И из-за всех этих обстоятельств благословение не сбылось, и даже секрет Иакова не раскрылся Ицхаку. И он оставил без проверки собственные слова: "Голос Иакова, а руки Эсава". В другой момент он бы учинил “допрос с пристрастием”... Воля Божья проявилась здесь только и именно в том, что он не усомнился в очевидном противоречии.

Сам же Иаков ничего и не ждал особенно. Он-то знал, что это благословение - не ему. Оно не могло "сработать" по определению. Он просто трясся от страха, и хотел, чтобы это все побыстрее кончилось.

Второе благословение, данное Эсаву, исполнилось лишь частично - его племя некоторое время существовало за счет охоты и войны, но как народ и нация не сформировались, и постепенно исчезли. Эсаву удалось лишь "свергнуть Иакова со своей шеи" (как было обещано в благословении Ицхака), то есть Иаков был вынужден обеспечивать свою дальнейшую жизнь без поддержки Эсава. Но поскольку благословение было “неправильным”, оно не могло распространиться на всю историю народа Израиля. И впоследствии, перед смертью, давая благословение своим сыновьям, Иаков восстановил “модель народа”, которую представлял себе его отец, слегка видоизменив ее. Он выделил колено Леви специально для поддержания и изучения Торы в качестве “клана” учителей Закона. Существование этого клана должно было обеспечиваться за счет пожертвований со стороны остальных колен.

Таково простое и непротиворечивое объяснение истории отношений Эсава и Иакова. А следующий уровень толкования, принятый в изучении Торы, состоит в том, что в душе каждого из нас сидят и Иаков и Эсав, и они борются между собой. Когда одолевает один - отступает другой, и наоборот. Но это уже - шаг к философии.

Иаков и его жены

Возможно, Иаков желал продолжить традицию, начатую Авраамом, а именно - хотел иметь только одну жену. Жениться на Лее вовсе не входило в его планы; он прекрасно знал, что она просватана за Эсава. Сейчас мы увидим всю нелогичность классического толкования истории Иакова, которая ускользает при прямом чтении Торы и мидрашей.

Есть некоторые расхождения в называемых комментаторами датах и возрастах, но мы не будем придираться к двум-трем годам несоответствия. Вы ж понимаете, сколько лет прошло. Да это и не столь важно - год сюда, год туда... Но вначале запомним некоторые даты.

Расчеты, проведенные знатоками, показывают, что Иаков и Эсав родились в 2108 году. От сотворения мира, конечно. Поэтому счет времени у нас пойдет, как положено - вперед. Авраам умер в 23-ем, и именно тогда и произошла история с продажей Эсавом первородства. 23-8=14. Мальчишкам было 14 лет.

Женился Ицхак в 40 лет, затем 20 лет у Ривки не было детей. Эсав и Иаков родились, когда Ицхаку было 60, в момент произнесения благословения ему было 120, а Эсаву и Иакову - по 60 лет. То есть это был 2168 год. Ривке уже было 98 лет! (А прожила она 133 года). Все они были уже весьма почтенные люди. А Ицхак, между прочим, благословив обоих “перед смертью”, взял, да и не умер - прожил еще почти 60 лет.

Скрупулезные комментаторы называют год рождения Леи и Рахели, сестер-близняшек, как 2171 г. Видимо тут некоторое несоответствие, так как Иаков бежал из дома после “благословения” в 2168 году. Могло, конечно, случиться так, что и не сразу. Но гораздо проще предположить, что Лея и Рахель родились лет на 4-5 раньше, то есть около 2167 года. Для нас это непринципиально.

Итак, выскочив из шатра отца в дикой ярости, Эсав поклялся убить Иакова. И лишь слегка поостыв после разговора с матерью, взял назад полклятвы - убить его после смерти отца, чтобы не огорчать его.

Ривка, зная вспыльчивый характер Эсава, и понимая, что он может сорваться по любому поводу, не стала дожидаться развития событий, и ночью отправила Иакова из стана, подальше от греха. Она посоветовала Иакову направиться к ее родному брату Лавану, дав подарки для него и двух-трех верблюдов, с целью "пересидеть" там, пока гнев Эсава не утихнет.

А Эсав воспринял слова Ицхака ("сбросишь со своей шеи") как руководство к действию. Утром, обнаружив исчезновение Иакова, Эсав приказал своему сыну Элифазу по горячим следам догнать его и, если представится возможность, убить. "Свергнуть со своей шеи" и, тем самым, практически "закрыть вопрос".

Элифаз, конечно, не был дураком, ему было к тому времени уже лет 20. Поэтому он взял с собой нескольких приятелей. Он, конечно, не хотел брать грех на душу и убивать родного дядю, который лично ему ничего плохого не сделал - мало ли что приказал отец! Элифаз тоже был не идеал в поведении, но убийство дяди... нет!

В некоторый момент Иаков увидел преследователей. Из-за большого расстояния он не мог видеть, кто они, но рассудил, что кроме Эсава - некому. Он не мог знать, что это был Элифаз. Он немедленно бросил весь свой караван, взял лучшего белого верблюда и бросился наутек.

После бегства Иакова Элифаз вернулся назад в лагерь. Имущество Иакова он с собой не взял, а оставил в пустыне, никуда не денется. Он просто не мог вернуться с чужим имуществом домой, его сразу же спросили бы: "А где дядя?"

Отцу Элифаз доложил, что все отнял, оставил в пустыне, но Иаков скрылся; однако нет никакого сомнения, что далеко он не уйдет. Приятели подтвердили. Нужно было выждать.

Поскольку после ухода Иакова из дому от него никаких известий больше не поступало, то через некоторое время Ривка попыталась узнать у Лавана, как там поживает ее сын Иаков, которого она направила к нему. И получила, надо полагать, обескураживающий ответ: "Ничего не знаю, он тут не появлялся".

От Эсава это не осталось в тайне, и он понял, что Иаков бежал к брату матери, но, по всей видимости, не дошел. Естественно было с его стороны (теперь уже открыто) послать вслед Иакову разведчиков, которые вскоре вернулись с остатками найденного добра и даже несколькими верблюдами, которые паслись неподалеку, но без Иакова.

Лаван, прождав "обещанного" Иакова некоторое время, решил, что обстоятельства изменились, и Иаков не придет. Дочери были тогда еще малы, и о судьбе их он пока особенно не беспокоился. А Иаков так и не был найден, ни сам он, ни останки. И все решили, что на него напали разбойники (ведь он шел один) и продали его в рабство. Однако, поскольку не было уверенности, что Иаков погиб, то и Рахель по закону не могла быть выдана ни за кого другого, и просто была обязана дождаться прихода Иакова.

Ривка, конечно, боялась гнева Эсава, но не думала "на два хода вперед". Иаков же думал. Именно поэтому он и не направился сразу к Лавану, ибо точно знал, что Эсав будет его искать именно там. И найдет, в конце концов. Поэтому он немедленно изменил направление пути, и направился в школу Шема и Эвера, а затем проучился в ней 14 лет, замаливая грехи, "заметая следы" и ожидая, когда подрастет его будущая жена Рахель. Вот откуда 14 лет, а не 4 и не 24!

Это значит, что в момент прихода к Лавану Иакову было не 60, а минимум на 13-14 лет больше, то есть 74. Комментаторы называют цифру 77. Называют и другие цифры, но они, как правило, "не стыкуются".

Когда Иаков встретил Рахель у колодца, ей было примерно 14+3=17 лет. Она могла уже овец пасти. В то время тех местах была засуха, большие потери скота были у Лавана, и стадо было такое маленькое, что его могла пасти одна 17-летняя Рахель. А у Леи глаза были слабые, и пасти она не могла. Сыновья у Лавана, кажется, родились уже после прихода к нему Иакова (хотя в американском кинофильме "Иаков" они к тому моменту уже взрослые).

Казалось бы, Иаков мог немедленно жениться на Рахели, ведь все они знали, что Рахель за него просватана! Однако… Однако, Иаков женился вовсе не тем способом, о каком мы привыкли думать, читая различные "комментарии".

Вы удивлены? Какой такой еще способ? Разве об этом говорится в Торе?

Представьте себе, говорится. И даже не в одном месте. И не забудьте, что мидраши утверждают, что праотцы выполняли Тору еще ДО ее дарования на Синае. И это - правда, потому что нельзя было на Синае дать нечто принципиально новое - никто бы этого не понял и не принял, а если и приняли, так быстро бы забыли. И без того то и дело скатывались к идолопоклонству...

Ну, может быть, они исполняли и не всю Тору, но уж что касается почитания родителей и вступления в брак - праотцы старались выполнять. Как уже было сказано, по Традиции родители вначале договариваются между собой о женитьбе детей; дети могут даже и не знать об этом. В условиях же, когда нужно было создать новый, да еще святой народ (как нам все время об этом твердят мудрецы), вопрос о выборе жены для сына приобретал архиважное значение. И этот вопрос столь ответственный человек как Ицхак не мог "пустить на самотек". А жену надо было выбрать из рода Авраамова, и никаких других кандидатур для братьев-близнецов Эсава и Иакова не предвиделось, как только близняшки Лея и Рахель. И мидраш говорит нам, что так оно и было, и что эти девчушки в возрасте 3-х лет были просватаны за парней Ицхака. То есть в это время семьи Ицхака-Ривки и Лавана, прямо (или "по переписке"), договорились поженить своих детей. То есть выходит, что они родились года за три до "благословения".

Мидраш даже говорит, что у Леи были слабые глаза из-за того, что она их "проплакала", ибо должна была (как старшая) выйти за негодяя Эсава как за первенца. А Рахель, понятное дело, за Иакова. Вряд ли этому можно верить, ибо Ицхак, как известно, Эсава очень любил, и не позволил бы распускать о нем дурные слухи. Да и кто посмел бы!? Просто Эсав был рыжий-волосатый, а это не каждой девушке понравится. Но, ко времени рождения Леи и Рахели, у Эсава было уже несколько жен. Богатый был мужик. И собою видный, даром что волосатый. Иаков же оставался холостым.

Отметим здесь пока только два момента.

По классическому Толкованию получается, что Лаван обманом заставил Иакова (пить надо меньше, даже на собственной свадьбе!) провести первую брачную ночь с Леей. Но ведь Лея была обручена с Эсавом! Хотел на ней Эсав жениться, не хотел - неважно. Ну, было бы у него на одну жену больше! Делов-то! Как следует из слов самого Лавана Иакову, в тех местах в те времена считалось (да и теперь считается), что чем больше жен у человека, тем он богаче, и так оно и есть.

Поэтому выходит, что Иаков объективно совершил большой грех - возлег с обрученной девицей (знал, не знал – неважно). Однако в Толковании об этом – ни слова! Этот же грех, кстати сказать, приписывается мидрашом Эсаву в день, когда произошел обмен первородством. А Эсаву в тот день было не более 13 лет! Как говорится, с больной-то головы...

В момент же бракосочетания Иакову шел уже (как вы думаете?) 82-й год. Ведь он добрался до Лавана в возрасте 74 лет! Да еще 7 лет работал у него за Рахель. 74+7=81.

Прибыв к Лавану, он не мог броситься за первой попавшейся девчонкой у колодца. Он знал, что обручен и был цадиком (точно следовал закону), да и в возрасте уже. Увидев и полюбив Рахель, он имел полнейшее право потребовать ее у Лавана немедленно, независимо от наличия у него в данный момент денег и подарков. И даже если бы дело было только в отсутствии в данный момент денег у Иакова, то стоило бы ему сообщить отцу и матери о своем местонахождении, и деньги, конечно же, сразу появились бы. А при образе жизни Иакова (в карты и на бирже он не играл) этого вполне им обоим хватило бы.

Но Иаков так не поступил. Ну, ладно, отцу он не сообщил ничего, потому что Ицхак был уверен, что Иаков его пытался обмануть (нарочно - не нарочно, неважно). А вот почему он не сообщил любящей его матери? Ведь он знал, что она беспокоилась!?

И почему Лаван потребовал от Иакова, чтобы тот работал на него 7 (именно семь!) лет как самый настоящий раб!? Какое он имел право, если знал, что перед ним стоит его собственный племянник, свободный человек, за которого по закону просватана его дочь? Если Иаков и Рахель так любили друг друга, то вполне могли просто убежать куда глаза глядят, вверив свою судьбу Богу Авраама, Ицхака и теперь уже Иакова, так как Бог ему открылся в пустыне во время бегства от Эсава и предрек потомство как песок на морском берегу.

Но нарушать закон!? Спать с невестой брата? Да еще не понять, с кем спишь! Ну, знаете, от таких "объяснений" у любого "крыша поедет"! Есть ли в этом хоть какая-то логика?

Есть. И логика простая. Только мидраш об этом умалчивает. А вы (как говорит в таких случаях Пинхас Полонский), вы только не падайте со стульев, когда услышите. Потому что это объяснение самое простое и естественное, а другого - НЕТ. И не было никогда.

Мидраш умалчивает?

Иаков очень боялся, что брат его найдет и убьет. Не сам, конечно. Чужими руками. Послал же Эсав своего сына Элифаза вослед Иакову, как только узнал о его исчезновении из стана. Элифазу было поручено убить Иакова. "Еврейский вопрос" был бы закрыт навсегда. И только бросив все свое добро, Иаков смог от него убежать. Да Элифаз его и преследовать не хотел...

Добравшись до Лавана через 14 лет, Иаков просто НЕ МОГ сказать Лавану, что он - его племянник. Это сразу же стало бы известно Эсаву, и он прислал бы туда наемного убийцу, с него сталось бы.

Поэтому Иаков выдал себя за кого-то другого, взяв имя Исраэль, впоследствии “утвержденное” ангелом, с которым он боролся перед встречей с Эсавом. А взял себе это имя он, вероятнее всего, сразу же после того, как по дороге от своего дома к школе Шема и Эвера ангел показал ему "лестницу Иакова". В объяснениях имен вообще, и имени "Исраэль" в частности, первая буква "йуд" обычно означает будущее время - имя дают ребенку с расчетом на будущее: "да будет он таким-то". "Эль" на иврите - “Б-г”. А "С-Р" корневые буквы слова САР - министр, вельможа, правитель, военачальник, ангел.

Вот! Последнее значение является четвертым в словаре, самым малоупотребительным, и потому самым древним, это видно из анализа сотен слов. "И-сра-эль" переводится как "ангел Б-га" - так был поражен Иаков увиденным во сне сюжетом. А никакой не "богоборец", как переводили позднейшие. Никогда с Б-гом народ Израиля не боролся, а вовсе даже наоборот, в основном слушался, по крайней мере, его к этому мудрецы всегда призывали. Да и с какой стати "богоборец"? В смысле "борьбы за Б-га"? Но ведь с ангелом Иаков боролся ночью у реки Йабок вовсе не "за Б-га", а за собственную жизнь, без объяснения причин!

Текст же Торы: “ибо боролся ты и с ангелом и с людьми” переводчики на русский язык дают именно со словом “ангел”, а не со словом “Б-г”, хотя в тексте стоит “ЭЛОКИМ”, переводимое во всех других случаях как “Б-г”!

Имя "Ангел Б-га" имеет в виду не какие-то признаки святости (хотя и этот мотив есть), а скорее орудие Б-га в выполнении некоторой миссии, работы, поручения. Слово “малъах” ("ангел") на иврите имеет смысл “работник”. Имя "Исраэль" имеет смысл "работник Б-га".

А вот с какими людьми боролся в своей жизни Иаков? Классическому тексту этого вопроса лучше не задавать. Кроме Эсава и Лавана мы таких людей не видели. Да и не так уж он с ними и боролся-то…

*

Иаков счел данное ему видение добрым знаком, и подготовил "легенду" намного раньше, чем добрался до школы Шема и Эвера. Он решил выдать себя за другого человека. У него просто не оставалось никакого выбора, ведь дома сразу стало бы известно, где он находится – семью Авраама знали далеко за пределами Ханаана. Он не мог объявиться в школе как сын Ицхака; но точно так же Иаков не мог сообщить и Лавану, что он - его племянник без того, чтоб это стало сразу известно Эсаву. Как же тогда он может жениться на Рахели? Ведь закон того времени не допускал выдать обрученную девушку за кого-то другого, даже если этот другой неизвестно где находится. А вдруг он завтра объявится? Необходимо было точно знать, что предполагаемого жениха уже нет в живых. Нужен свидетель.

И Иаков придумывает легенду. Он даст Лавану ложное свидетельство. Но - о самом себе! Он считает, что это возможно по закону, потому что:

а) в законе сказано - не отзывайся о ближнем свидетельством ложным. А про самого себя ничего не сказано, хотя логика требует признать, что "самый близкий мне человек - это я сам",

б) Рахель все равно должна была принадлежать ему. Так что не корысти ради...

Иаков рассказывает Лавану, что он, Исраэль, встретил много лет назад в пустыне умирающего человека. Тот перед смертью назвал себя Иаковом, сыном Ицхака и Ривки (сестры некоего Лавана), и попросил выполнить его последнюю волю: позаботиться о предназначенной ему в жены Рахели.

Этот человек назвал Исраэля своим братом, поклявшись на крови, и передал ему свое право на обрученную с ним Рахель и свое имя (без передачи имени это право не имело силы; ведь, согласно брачному контракту Рахель должна была выйти за человека по имени Иаков, а не Исраэль). Только теперь, мол, ясно, что Исраэль попал прямо по адресу, и что это явно – Б-жий Промысел. А если Лаван думает, что он врет, то он готов понести за это любое наказание от людей и Б-га, в которого он, безусловно, верит. И поклялся на крови еще раз.

Иаков решил, что раз по существу дела обмана никакого не происходит, то это так называемая "ложь во спасение". А что было делать? Не ждать же смерти Эсава? Да, он выдает себя за другого, но получить-то он хочет только то, что принадлежит ему по праву! Он не посягает на чужое имущество! А поменять имя в те времена (да и сейчас) считалось вполне допустимым, тем более при серьезных обстоятельствах. Аврааму поменяли имя, Саре...

Этим только и можно объяснить, почему в этих обстоятельствах Иаков сказал Рахели и Лавану, что он - родственник, сын Ривки. Клятва на крови по представлениям людей того времени обеспечивала именно кровное родство. А клятва на крови с умирающим человеком практически приводила к переселению души, ибо риск умереть при этом вместе с умирающим был очень велик.

Лаван был просто поражен. Б-жий промысел был налицо – он ума не мог приложить, что ему делать со своими дочерьми. Исраэль-Иаков ему понравился. А поскольку у того "за душой" ничего не было, чтоб выкупить невесту, то они порешили, что он станет формально рабом у Лавана, и будет работать за Рахель 7 лет. Вот откуда 7 лет! - это как раз “год шмиты” - время отпущения еврейских рабов на свободу.

В другой же интерпретации очень трудно понять это место Торы. Слова Лавана Иакову "Лучше мне отдать Рахель за тебя, а не за кого-то другого" совершенно необъяснимы, если согласно мидрашу Рахель была и так давным-давно просватана за Иакова. Необъяснимо же и место перед этими словами, где Иаков просит Лавана выдать за него Рахель, и соглашается работать семь лет за нее. Значит, мидрашам нельзя верить? Но это ставит под сомнение всю Устную Тору вообще, если по такому важнейшему вопросу имеется столь серьезное противоречие! А это недопустимо! Письменная Тора без Устной "не работает"! Так что в этом вопросе мы - на стороне классического Толкования. И не потому, что нам так удобно в данный момент, а потому что есть логика в поступках и словах действующих лиц.

От Лавана Исраэль-Иаков узнал, что весть о его исчезновении дошла до его родителей - Ицхака и Ривки. Но что было делать! Это уже произошло и без его участия. Ривка сама сказала Иакову, что берет на себя грех. Сильно ли огорчился Ицхак, узнав, что сын его наказан смертью в пустыне за обман отца? "Это вряд ли" - мог думать Иаков, вспоминая вопль, который вырвался у Ицхака, когда тот узнал об обмане. Кроме того, Лаван сказал Иакову, что и Ривка и Ицхак оба живы, значит, известие об исчезновении их сына 14 лет назад не довело их до могилы. Ну, и Слава Богу!

Однако клятва клятвой, но человек-то другой! Иаков не имел права сразу же взять в жены Рахель, хотя она ему принадлежала по праву - у них мог родиться ребенок. А по закону ребенок, родившийся от раба, должен был остаться рабом у хозяина (Лавана). А этого никто из них не хотел. Так что никаких вопросов (в отличие от нас с вами) у действующих лиц этой драмы не возникало.

Вот, между прочим, почему нам сегодня нужно знать законы о еврейском рабе, хотя, казалось бы - какое они отношение имеют к нашему времени!? А чтобы уметь правильно понимать написанное в Торе!

Но надо же было и Лею куда-то пристроить! Года за два до появления у него Исраэля Лаван попытался реализовать прежнюю договоренность о выдаче Леи замуж за Эсава. Однако Эсав категорически отказался. Он уже долгое время не жил по еврейским законам, ему было уже под 70, зачем ему была нужна еще одна молодая жена?

Получив официальный отказ Эсава, Лаван некоторое время был в растерянности. За местных парней Лаван своих дочерей выдавать не хотел. Тоже понимал, что к чему. И тут появляется Исраэль! И вместе с ним появляется возможность "пристроить" Лею к "обрезанному" мужу. Ведь Исраэль не стал скрывать от Лавана, что учился в ешиве у Шема.

Однако он держал отказ Эсава в тайне от всех до момента свадьбы Иакова. Если бы об этом отказе стало известно, то оказалось бы, что Рахель нельзя выдать за Исраэля, потому что не просватана старшая дочь. А в таком варианте она считалась просватанной, и ни у кого не возникало вопросов, когда решили сыграть свадьбу Рахели: Лея тоже должна была выйти замуж, только несколько позже, это всем было ясно. В том числе и Исраэлю, который за прошедшие 7 лет, конечно же, имел возможность узнать, что Лея просватана за Эсава.

И Лаван "пристроил" Лею. К Исраэлю. С помощью обмана, но на вполне законных основаниях. Понятно теперь, что Иаков, узнав об обмане, пришел просто в состояние паники. Дело было даже не в том, что ему вместо Рахели "подсунули" Лею, это еще было поправимо! Но было же известно, что Лея просватана!!

И только, когда Лаван сообщил ему о наличии отказа Эсава от Леи - ничего, мол, все в порядке, все по закону - только тогда у Иакова отлегло от сердца. Самого главного греха - греха перед Вс-вышним (нарушения Закона) - он не совершил, а грехи перед людьми, так или иначе, искупаются. Ведь он попал во все эти передряги по одной простой причине, и за что!? - сделав много лет назад "доброе дело" - выкупив у брата "право первородства", чтобы спасти того от возможной смерти на жертвеннике!

"Ни одно доброе дело не должно остаться безнаказанным!"

Только в такой трактовке становится понятным, почему Лаван как будто бы решился на прямой обман Иакова, "подсунув" ему Лею, на что он в “классическом” варианте, конечно, никогда не пошел бы.

Как мы видим, обман сопровождал Иакова и в дальнейшем, только не совсем так, как это пытается представить классическое толкование. Оно пытается внушить нам, что Иаков обманул и брата и отца, и потом за этот обман расплатился тем, что его в свою очередь обманул Лаван, да и собственные дети потом обманули его, сказав, что Иосифа разорвал зверь.

Если бы подобное “объяснение” поступков Иакова давали христианские философы, целью которых было осквернить имя Иакова, родоначальника евреев, это еще можно было бы понять. Но ведь так толкуют еврейские мудрецы! При этом они пытаются перевести разговор на некий “духовный” уровень; ведь нужно же как-то доказать, что Иаков был цадиком! А доказать не очень-то удается. Вот и ходит Иаков уже почти 4000 лет в обманщиках…

Иаков – не обманщик. По крайней мере, он не обманывал людей. Вся его вина состоит в том, что он попытался если не обмануть, то “обойти” Вс-вышнего (ЛААКОВ - обойти, обогнуть - иврит), “выкупив” у Эсава первородство, от чистого сердца пытаясь спасти Эсава от возможной гибели. Иаков попытался обойти Вс-вышнего, воспользовавшись формальным “пробелом в законе”. Не удалось.

Вторично он попытался обойти Вс-вышнего с помощью маскарада, но от чистого сердца, пытаясь спасти отца от того, чтобы тот не дал благословения человеку, который уже не был формально первенцем. Он снова попытался обойти фактическое положение дел (Эсав все равно оставался первенцем фактически, как ни крути, вышел первым), прикрывшись от Вс-вышнего формальным актом передачи первородства.

Во-от почему боровшийся с ним ангел сказал ему: “Ты боролся с Богом!” И в течение последующих тысячелетий сыны Израиля частенько продолжали делать то же самое – закрывать глаза на реальное положение вещей, пытаясь прикрыться от Вс-вышнего формальными рассуждениями и пробелами в законе.

*

Ясное дело, Иаков не мог рассказать всю правду и Рахели. В свои 70 лет он уже был достаточно мудр, чтобы не доверять тайн женщинам. Но и здесь не было проблем. Ведь мнимый Иаков передал мнимому Исраэлю свое имя. Поэтому для всех своих домочадцев он был то Исраэлем, то Иаковом, и какое из этих имен было истинным - никого не интересовало. Сам же себя он так и называл - Иаков-Исраэль. И Тора его тоже так называет - то Иаков, то Исраэль. "Дом Иакова, сыны Исраэля". Сыны ИСРАЭЛЯ! И это совершенно справедливо. Они с самого начала были сынами именно Исраэля, хотя по “классике” это имя он получил уже уйдя от Лавана, через много лет после рождения первого сына Реувена...

Не надо забывать, что Иаков был обрезан по традиции Авраама. Он понимал, что этот факт скрыть нельзя, да и незачем. Поэтому он с самого начала сказал Лавану, что он - из дома Авраама. С момента, когда по приказу Вс-вышнего Авраам обрезал всех своих домочадцев, в том числе и слуг, прошло уже около 130 лет, и в этих краях уже было полно обрезанных - люди приходили и уходили, но сохраняли традиции Авраама. Поэтому этот факт был для Лавана очень даже положительным.

*

Считается, что Иаков проработал у Лавана около 23 лет. Но связи с Вс-вышним не терял. И после рождения первого сына у Рахели - Иосифа (одиннадцатого ребенка), Вс-вышний повелел ему оставить Лавана и вернуться в Ханаан. Под каким именем - это не имело ровно никакого значения ни для Иакова, ни для Вс-вышнего. Вс-вышнему нужен был Народ. Мелочи Его мало интересовали.

Однако даже в те времена нельзя было просто так взять и придти жить в Эрец Ханаан. Нужно было "соблюсти протокол". Испросить разрешения у хозяев тех мест (Эсава и Ицхака) и возможных соседей. Послать всем подарки. Уверить их, что ты идешь с миром и опасности для них не представишь, скорее наоборот, будешь союзником против возможных нападений. И так далее. По этой и только по этой причине вперед были высланы послы к Эсаву, и сам Эсав счел нужным лично выехать навстречу, лично убедиться в истинности намерений вновь прибывшего.

Опуская не столь важные для нас сейчас эпизоды ухода от Лавана, обратим внимание на встречу братьев. Прошло ведь 14+23=37 лет с момента их разлуки, и им обоим было уже 60+37=97 лет! Наверняка Иаков сильно изменился. Эсав мог не узнать в нем своего родного брата, да Иаков вовсе не стремился к этому. Он сильно хромал после встречи с ангелом, и держался скромно, потупив взор. Оповестив Эсава о своем прибытии, он лишь формально называл себя его братом, имея в виду "погибшего" Иакова.

Ведь после появления Иакова у Лавана вся эта история с якобы погибшим Иаковом стала известна и в доме Ицхака, и в доме Эсава. Иаков представлял себе, как может вновь возгореться гнев Эсава, когда он узнает, что Иаков вовсе не умер в пустыне, что его мнимая смерть была причиной огорчений и страданий его матери Ривки, а возможно даже все-таки и отца (которого Эсав любил). К тому же право на двойное наследство оставалось формально за "первенцем-Иаковом", а величина этого наследства почти за 40 лет неизмеримо возросла....А тут еще Лея эта... И так далее и тому подобное.

Не было никакого смысла Иакову открываться брату, кто он есть на самом деле. На двойное наследство ему, положим, было начхать, но Эсав-то так не думал! Да и семья Иакова и сам Лаван просто бы не поняли ничего.

Поэтому Иаков не стал делать глупостей в свои почти 100 лет. Он встретился с Эсавом чисто формально, как наследник Иакова "Исраэль", не несущий ответственности за его дела в прошлом. Ночной ангел подтвердил правильность его действий, присвоив ему перед встречей имя "Исраэль" уже как бы "официально": "Будешь называться Исраэль". Так он и раньше так назывался... Но теперь он уже НЕ ДОЛЖЕН БЫЛ именовать себя Иаковом во избежание излишних осложнений!

Эсав, из вежливости, пригласил его жить к себе, а тот, из вежливости, сказал "да", но сделал иначе - пошел в другую сторону, подальше. Подальше, между прочим, от папы с мамой. Эсав на него, понятно, не обиделся - все прошло по протоколу, новый сосед пошел жить туда, где ему приятнее и свободнее. Опять же - стада...

Отсюда становится понятно, почему "негодяй Эсав" так растрогался, когда встретился с Иаковом-Исраэлем. С ЭТИМ человеком ему делить было нечего. На наследство Исраэль не претендовал. Для Ицхака, который был еще жив, Эсав оставался первенцем, и должен был получить львиную долю всего наследства. Какие проблемы!? Вполне можно было вместе поплакать по умершему братцу Иакову.

Вот почему Иаков не навестил родителей и никогда их более не видел, что само по себе может показаться странным. Раз уж помирился с братом, то почему не посетить стариков-родителей? Этот вопрос остается в тени у комментаторов. В предлагаемом варианте все яснее ясного.

С одной стороны Иаков боялся, что мать может его узнать, или на отца может снизойти Божественное Откровение. Последствия могли быть самые непредсказуемые. Кроме расстройства и осложнений из этого ничего не могло получиться. И Иаков не стал выполнять родительский долг, которого он и так уже не выполнял 37 лет. А в материальной поддержке Ицхак не нуждался, он был к тому времени уже очень богатым человеком. Да и для самих родителей Исраэль как человек был не интересен ДРУГОЙ человек

Конец истории? Не-ет, ребята! Еще не пришло наказание за родителей!

Родители Иакова считали, что сын их сгинул в пустыне. Мать думала, возможно, что сама толкнула сына на этот путь, предложив обман и последующее бегство к Лавану.

Но в чем был виноват старый Ицхак, потеряв сына ни с того ни с сего, да еще сына, более интересовавшегося выполнением Закона, чем другой сын?

Чтобы понять это и связать все концы с концами, вспомним историю с "благословением вне очереди".

Из-за того, что Ицхак не захотел разобраться и выслушать обе стороны, он лишился сына, который, по-видимому, если и не умер, то был продан в рабство. Ривка потом уже все ему объяснила, но - поздно.

И точно то же наказание, и точно за тот же самый грех понес впоследствии сам Иаков. Только потому, что он не захотел выслушать обе стороны (Иосифа и его братьев), произошло непоправимое. Любимого сына Иосифа продали в рабство, а его самого уверили в том, что тот погиб, предъявив залитую кровью рубашку Иосифа.

*

Вообще все семейство Бетуэля, из которого происходили Лея, Рахель (и даже их служанки от наложниц Лавана (Била и Зилпа), ставшие впоследствии женами Иакова-Исраэля) не отличалось праведностью. Это было известно всей округе. Лаван был сыном Бетуэля, внуком Нахора, брата Авраама. Слава о нем в тех местах ходила недобрая. Ривка, родная сестра Лавана, знала его как облупленного. И рекомендовать Иакову бежать к Лавану можно было, действительно, только при крайней необходимости - Ривка была уверена, что так или иначе Эсав убьет Иакова. Но была и вторая причина, как мы знаем - Рахель.

В семействе Бетуэля обман был делом вполне нормальным. Даже Ривка, и та пыталась решить проблему получения Иаковом благословения путем обмана. И не надо пытаться обелять здесь Ривку, мудрецы утверждают, что Иаков впоследствии очень мучался этим, замаливал грех, думал вначале, что обман его Лаваном есть возвращение его греха; да и впоследствии он все время об этом помнил. Поэтому жизнь Иакова - это частично и расхлебывание последствий обмана Ривкой собственного мужа, Исаака. Во имя Небес, между прочим. Поперед батьки...

"Мидраш рассказывает", что смерть любимой жены Рахели была результатом проклятия, "выскочившего" у Иакова в эпизоде обыска его стана Лаваном, и направленного неизвестно в чью сторону. Этого не может быть "по определению" смысла проклятия. Во-первых, Иаков не сказал: "Будь проклят тот, кто украл терафим (божков) Лавана". Он выразился более обтекаемо: "У кого найдешь богов своих - жить не будет". Но богов не нашли. И - конец, кончилось проклятие. Инцидент исчерпан. Вот если бы Иаков сказал: "Кто украл богов твоих - жить не будет!", тогда можно было бы предполагать, что это сократило бы жизнь Рахели. А так - вряд ли...

Проклятие действительно пало на Рахель, но было оно результатом вполне конкретных ее собственных действий. Дело даже не в краже идолов, что с точки зрения Вс-вышнего вовсе не преступление, поскольку действие это абсолютно бессмысленное само по себе. Рахель пострадала за обман отца. В Торе написано - почитай родителей, и да продлятся дни твои на земле. Вот это для Вс-вышнего - важно, и такого рода требования надо выполнять. Если бы Иаков знал о ее действиях, он бы, конечно, их пресек. Но он не знал. Рахель взяла идолов у отца тайно, и не отдала она ему их, тоже обманув, сославшись на нездоровье, а именно - на месячное кровотечение. И Иакову ничего не сказала, даже потом. А родив Биньямина, умерла именно от кровотечения, которое нельзя было остановить. В семье Бетуэля обман был "в крови", и поэтому его приходилось впоследствии отмывать кровью.

Лея, между прочим, тоже умерла в сравнительно молодом возрасте, чуть больше 40 лет, несколько позже Рахели. По совершенно неизвестной причине. "Мидраш рассказывает", что после первой брачной ночи Иаков стал упрекать Лею в обмане, на что она ему якобы ответила: "А ты сам? Разве ты не обманул собственного отца?"

Учитывая всю "картину боя", совершенно невозможно предположить, что Лея знала историю с "благословением вне очереди" - ее не знал вообще никто, кроме прямых участников событий, и ни один из них не был заинтересован в ее разглашении. Остается предположить, что Лея была пророчицей. Но об этом Тора не упоминает. Следовательно, этот мидраш явно придуман мудрецами с "воспитательной целью", и явно не вполне логично.