NAZAD This Page VPERED Home Page

Жертвоприношения

Изоляция

Теперь уже мы можем подойти к вопросу о том, кому и для чего потребовалось исключить определенные места Торы из "научного обихода" (как теперь выражаются), скрыть эти места от "непосвященных". Вывод напрашивается сам собой - нельзя было поставить под сомнение Всемогущество Всевышнего. Ни под каким видом! Мудрецы стояли перед выбором - или создать представление о Нем как о Боге, карающем за мельчайшие проступки по полной мере, известной только Ему, или согласиться на то, что Он - не всесилен. И они пришли к выводу - пусть лучше Он выглядит капризным, нервным, обидчивым за неверие в Него, в общем - человекоподобным, чем будет поставлено под сомнение Его Всемогущество. Бога надо, прежде всего, бояться. Даже термин такой сложный придумали - "богобоязненный человек".

Из двух зол мудрецы выбирают, по их мнению, меньшее - Всемогущий, жестоко наказывающий, но Справедливый (хотя и по счету, известному только Ему, а значит и Справедливость эта Божественная, нечеловеческая, непознаваемая). И это "объяснение" позволяет затем "накручивать" новые объяснения неизбежно возникающих вопросов до бесконечности. Вот откуда возникает так называемая "бесконечность Торы". Спешу оговориться, я тоже считаю, что Тора - бесконечна, но ее бесконечность совсем в другом - в глубине моральных норм, которые мы можем вывести из ее изучения.

Во время чтения комментариев к Торе складывается впечатление, что отношения между Всевышним и народом Израиля напоминают отношение Отца к любимому им сыну-первенцу. В подобных эпитетах, которыми награждает Всевышний избранный Им для достижения своей цели Народ, в тексте Торы недостатка нет. Тем не менее, все мы хорошо знаем, как легко перехвалить ребенка. Похвалы, безусловно, требуются на первых этапах, для ободрения. Но впоследствии они легко могут превратиться в источник самолюбования своей исключительностью. В определенный момент родители должны ограничить поток похвал, заменив их требовательностью и даже (при необходимости) наказанием. Всевышний впоследствии также предъявлял высокие требования к народу (через пророков) и даже посылал наказания. Но Тора уже дана на Синае, топором из нее похвалы не вырубишь. И при каждом удобном случае мудрецы заглядывали в нее и вспоминали... но не о своей исключительной миссии быть "светочем", а о своей избранности и исключительности по отношению к остальным народам мира. Что преисполняло их невероятной гордостью. За самих себя.

Казалось бы - ну что уж тут такого особенного? Да возьмите любой народ мира, от малого до великого. Везде одно и то же - "Дейчланд, Дейчланд юбер аллес!" (Германия, Германия превыше всех!"); "Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек!" и так далее и тому подобное. Чем народ меньше, тем более он горд. И евреи - не исключение... Стоп! А почему, собственно, в этом вопросе евреи - не исключение? Как сказал Г.Губерман:

"В любом вопросе два еврея

Имеют три особых мнения!"

А по такому важному вопросу евреи, оказывается, ведут себя точно так же, как и все другие народы! Нет уж, ребята! Если евреи - исключительный народ, то, казалось бы, и в вопросе о национальной исключительности их оценка должна быть тоже исключительной, отличающейся от поведения других народов!

Но отказаться от идеи своего превосходства над другими народами (неважно, морального ли, или какого другого) оказалось труднее всего. И для этого, конечно, тоже была своя причина.

Запрет жениться на женщинах нееврейского происхождения имел в своей основе не только борьбу с чужими болезнями, но и процесс внутриутробного развития ребенка, о котором они ничего знать не могли. Этот запрет должен был предотвратить ассимиляцию еврейского сознания, но одновременно он послужил основанием для провозглашения евреев "высшей нацией" человечества. Не высшей расой (по какому-то биологическому признаку), но уж точно - высшей нацией. Этот запрет мог быть так истолкован, и он был именно так истолкован. Один из основных законов Паркинсона гласит: "Если в конструкции (деле) может быть допущена ошибка, всегда найдется кто-нибудь, кто именно так и сделает".

Процесс распространения новой идеологии на все человечество, на который рассчитывал Всевышний, "не пошел". Это была первая ошибка еврейских идеологов. За нее нельзя винить весь народ, но самые великие умы, величайшие праведники (а мы знаем, кто такой праведник) постоянно жестоко наказывались, и только в таком аспекте можно это понять. В их руках был весь объем знаний Торы, и они должны были сделать правильные (нужные Всевышнему!) выводы, а вместо этого они убеждали себя и всех в величии и избранности еврейского народа.

По их мнению, это убеждение должно было построить дополнительную "ограду" вокруг запрета жениться на нееврейских женщинах, ограду чисто психологическую, когда человек старается не иметь дела с не-евреем не потому, что это запрещено законом, а по внутреннему убеждению, что тот человек ниже его по какой-то причине (неважно по какой). Он ему становится интуитивно неприятен. Закрепленное в поколениях и постоянно подогреваемое как воспитанием на исторических примерах, так и антисемитизмом с другой стороны, это чувство у многих евреев стало интуитивным.

"Ограда" действительно привела к результату, который ожидали "мудрецы", но Всевышний этого, по-видимому, не ожидал. Евреи самоизолировались, и оказались не в состоянии нести свою идеологию в Человечество, по крайней мере - прямым путем.

Спрашивается, как можно быть "светочем" для кого-то, отделившись от него непробиваемой стеной презрения? Кроме ответного презрения или еще хуже - ненависти, ничего и ожидать нельзя! В крайнем случае, может быть, и можно было сказать (особенно в эпоху расцвета еврейского государства): "Смотрите! Вот у нас какой учебник есть - Тора, от самого Всевышнего получена! Хотите жить как мы, хотите быть похожими на нас - нате, учитесь!" И перебросить им копию через стену презрения. Адаптированную, конечно, копию, в рамках ИХ понимания. Авось, через пару тысяч лет чему-то и научатся. Вот тогда мы и станем этим самым "светочем"!

Однако нет! Нельзя! "Дуракам и грамота во вред" - говорит известная русская пословица. Перевод Торы на греческий язык ("Септуагинта") был воспринят еврейскими мудрецами как национальная трагедия, как кража национального достояния. Причем трагедия двойная - перевели-то Письменную Тору, которую, как мы знаем, без Устной Торы правильно понять нельзя в принципе ("правильно" означает придать ей смысл, прославляющий праведников еврейского народа, а не выставляющий их в извращенном свете).

И положение невозможно было никак исправить, потому что Устную Тору записывать было запрещено якобы самим Всевышним еще на Синае. То есть на греческий язык, самый распространенный в то время в регионе, был переведен материал, исходно имевший "паркинсоновский" характер - если у кого-то могло возникнуть желание использовать его во вред еврейскому народу, то поле для этой деятельности предоставлялось необозримое. А в таких желающих недостатка не ощущалось. Да и сам "светоч народов" демонстрировал не лучшие образцы поведения.

Известен мидраш, в котором Моше спросил у Всевышнего, почему нельзя записать Устную Тору, чтобы не было ошибок, чтобы все могли понять? Всевышний якобы ответил: "А чем вы будете тогда отличаться от других народов? У тех есть книги и у вас будут книги. А вот Устная Тора будет только вашей, потому что передаваться будет только изустно и только тем, кому надо!"

Понятно, объяснение годится опять-таки для детей ясельного возраста. Ведь и у других народов есть устные предания, причем иногда в довольно-таки доходчивой форме. А вот книг-то как раз в те времена действительно ни у кого не было, кроме египтян. Поэтому запрет записывать Устное предание опять-таки был направлен на старательное ОТДЕЛЕНИЕ еврейского народа от остального мира, что противоречило основной идее Всевышнего. А, стало быть, это требование было, скорее всего, не Всевышним сформулировано, а добавлено впоследствии. "Мидраш рассказывает", понимаете ли...

Таким образом, уже после Синая возникло явное противоречие. С одной стороны Всевышний потребовал от евреев нести в мир знание о Едином Боге (Едином для всех народов с маленькой разницей - особенное расположение он питает к своему первенцу, еврейскому народу). А с другой стороны, евреи, сформировавшись как нация на основе данного им Закона, рискуют раствориться в других народах, если их Закон (Тора) будет, в конце концов, принят повсеместно. И уже тогда стало ясно и Всевышнему и Моисею, что это противоречие разрешено не будет, и придется весь народ рассеять по свету, чтобы в итоге Цель Всевышнего была достигнута.

Из этого мудрецы сделали простой вывод: решение этого вопроса находится в компетенции самого Всевышнего, раз это, по-видимому, запланировано. Следовательно, основной задачей иудеев остается сохранение Закона в веках, что бы ни происходило вокруг. Потому что на самом деле при подобных начальных условиях ничего больше сделать нельзя. А для сохранения в умах Закона необходимо сохранить Власть над умами. Это и стало первоочередной задачей мудрецов. И только с этой точки зрения можно понять действия многих из них, и особенно жестокие споры между ними по вопросам, кажущимся нам сегодня малозначимыми. Но проигрыш в подобном споре мог повлечь за собой падение авторитета, что недопустимо.

Стремление к власти, стремление стать выше себе подобных даже в таком "нематериальном" вопросе, как "Знание о Всевышнем", было движущей причиной деятельности многих из них. Тогда становится понятным, почему стремление к власти явно не осуждается ни в одном пункте Толкования, напротив, тщательно затушевывается, считается естественным. Владеть, управлять, регулировать... А как же иначе? Да еще с этимжестоковыйным” народом!? Понятно, что одно из основных положений данной Концепции - "первородный грех как стремление к власти" - должно встретить бешеный отпор со стороны тех, кому этот тезис явно "поперек".

Жертвоприношения

Вторая роковая ошибка иудейского руководства заключалась в продолжении жертвоприношений после того, как был дан Закон, и массы людей поверили в Единого Бога. И сегодня, вспоминая историю с золотым тельцом, Учителя говорят: "Ну, вы же понимаете, в те времена жертвоприношения идолам были вполне естественным актом. Все только этим и занимались, когда общались с невидимыми силами. Евреи тоже не были исключением. Жертвы приносили все (и Авраам в том числе). Вопрос о жертвоприношениях, по их мнению, не имел отношения к тому, существует ли множество богов, или Бог Един. Поэтому даже "тельца" они сделали "по инерции", а уж жертвы приносить, что называется "сам Бог велел". Жертвы нужны не Богу, который, понятно, самодостаточен, и вполне обходится без жертв. Жертвы, мол, нужны самому человеку, чтобы он не забывал, кому он обязан всем своим существованием.

Кроме того, у скотоводческого народа-племени не было другой возможности содержать целое колено священников-левитов (а по существу Учителей) без "института" жертвоприношений. Поэтому первое время Всевышний и не возражал против принесения жертв в привычном виде. Однако впоследствии, когда денежное обращение стало нормой жизни, никакой прямой необходимости приносить жертвы уже не было. Тем не менее, этот процесс "пошел", Храм был построен, и в нем осуществлялись массовые жертвоприношения. Потому что это было нужно людям. Конкретным людям.

Но жертвоприношения дискредитировали саму идею Самодостаточного, Всесильного, Всемогущего, Всезнающего, Нематериального... и так далее. Жертвоприношения в Храме делали процесс богослужения в нем чем-то похожим на языческий. Самодостаточному это не было нужно никак. Люди вполне могли уже без этого обойтись, делая пожертвования на Храм в денежной форме. Кроме того, прошло уже много веков от Синая, и мы знаем, что большинство народа в течение этого времени училось. Люди должны были понимать, что Всевышний бестелесен, нематериален, Абсолютен, и в жертвах (взятках) баранами и борзыми щенками не нуждается. Понятно, что отменить жертвоприношения было невероятно трудно, почти невозможно. Второго пророка, равного по авторитету Моисею, не появилось, да и не могло появиться по определению, ибо это было предсказано кем-то из последующих пророков.

И Всевышний принимает решение, характерное именно для Него. Он решает несколько задач "в одно действие", а именно - разрушает Храм и отправляет народ в вавилонское изгнание. При этом:

1) автоматически прекращается процесс жертвоприношений,

2)делается недвусмысленный намек на их ненужность в существующей форме и

3) народ рассеивается по значительной территории (но все же в пределах данного региона), в результате чего появляется теоретическая возможность распространения Закона Божьего на другие народы (в частности - на персов).

Надо отдать должное мудрецам - они сильно задумались и начали переосмысливать свои действия. Жертвоприношения были заменены молитвами. Как бы в силу необходимости при отсутствии Храма, но все же заменены. И Бог простил мудрецов - персидский царь Кир разрешил евреям вернуться в Ханаан.

Но часть из них, оказавшись дома, опять взялась за старое - они восстановили Храм, возобновили в нем жертвоприношения, а затем начались и братоубийственные войны (о конкретных причинах которых можно спорить, но причина любой войны - это борьба за власть и жажда власти - все тот же первородный грех). Процесс распространения Закона на другие народы вновь затормозился.

После восстановления Храма по инициативе Эзры Закон был ужесточен еще больше, община иудеев стала еще более замкнутой. И к приходу греков вожди поколения уже совершенно были неспособны увидеть в них более продвинутых людей, чем местные племена, ассирийцы и персы. Для иудеев весь мир разделился на них и гоев (другие народы). При этом даже свою Первую и главную задачу они не выполняли как надо - продолжали приносить жертвы и накапливать материальные ценности в Храме, создавая объект жадной зависти в глазах соседних народов.

Однако к моменту появления вначале греческой цивилизации, а затем римской, уже стало ясно, что другие народы значительно поднялись в культурном отношении; хотя они находятся на “языческой” стадии, они уже настолько “созрели”, что вчерне готовы воспринять основы “этического монотеизма”. И в иудейской среде стали появляться пророки, формулировавшие от имени Вс-вышнего Вторую Задачу еврейского народа. Это явно следовало из высказываний пророков Осии и Иехезкеля о призвании Израиля “нести свет народам”, нести другим народам Знание о Едином Боге. (Слова Иехезкеля были словами пророка, полностью удовлетворявшими всем требованиям Торы к пророчеству.)

Интересно, что в это же время появились первые по-настоящему светские евреи, “эллинизированные евреи”, пока лишь теоретически способные решать эту задачу.

Дальнейшие события, однако, показали, что в полной мере реализовать это желание Вс-вышнего община в ее “классическом” виде не могла. “Вожди поколения” оказались не на высоте (по словам все тех же пророков, обвинявших именно мудрецов, а не народ). Идея собственной исключительности, морального превосходства над язычниками и дистанцирования от них (самоизоляция) пустила в их сознании настолько глубокие корни, что стена отчуждения между иудеями и другими народами стала непроницаемой. Никакой “Свет” не мог пройти через эту стену и тем более не мог быть воспринят как свет ЗА этой стеной.

Идея, что всякий, общающийся с тобой не-еврей - последнее дерьмо (а если даже не он конкретно, то весь народ его и вся духовная гойская сущность) - это искусственно созданный ЭГРЕГОР, хотя в ряде случаев это может быть и так. Но вы же ничего не сделали для того, чтобы это было иначе! Создавая и поддерживая подобный эгрегор, мы отказываемся от принципа презумпции невиновности. Все, что написано в мидрашах по поводу “эсавства - преднамеренная выдумка людей, которые сделали идею исключительности ведущей в своем миропонимании. На самом деле это идея порочна не менее, чем попытка поставить Человека в центр мироздания и интересов Вс-вышнего. Только в ЭТОМ варианте в Центр мироздания поставлен не человек, а Народ, народ Израиля. А на самом-то деле в центре должны стоять интересы самого Вс-вышнего! Но, спрашивается, откуда может взяться подобная идея, если Он априори представляется и провозглашается Всесильным, Абсолютным, Самодостаточным и прочая и прочая в том же духе? И единственным Его желанием якобы является давать благо Человеку?

Еврейские мудрецы не могли согласиться с тем, что греки (и тем более - лично Александр) - это уже не прежние народы, населявшие Ханаан. Возможность распространения ИДЕЙ иудаизма (пусть не иудаизма как такового) с помощью Александра на всю Ойкумену была презрительно отброшена. В мидрашах остались следы от общения мудрецов с Александром, из которых так и несет глубочайшим презрением. А ведь Александр ясно показал, что ГОТОВ принять еврейскую мудрость. Именно у Александра, как ни у кого другого, основным мотивом завоеваний была не нажива, а создание мирового государства без войн для всеобщего счастья. Именно ему являлся во снах перед его победами человек, которого он узнал в мудреце, вышедшем его встречать, когда он прибыл в Землю Израиля.

Прибытие Александра Македонского в Эрец-Исраэль было “первым сигналом” со стороны Вс-вышнего о том, что пора приступать ко Второй Задаче. Это был удобнейший случай распространить Тору на Грецию, и даже на весь мир. Александр обладал непререкаемым авторитетом, неограниченной властью, недюжинным умом, высоким образованием, и вполне мог проникнуться идеей этического монотеизма, будь она ему представлена в удобоваримой форме (как много столетий спустя – хазарскому царю). Не нужно никакой буйной фантазии, чтобы представить себе, что история человечества могла пойти совершенно другим путем. Но эта возможность использована не была. Причина - та же, ксенофобия, доведенная до уровня инстинкта. Следует отметить, что последующая практика относительно быстрой эллинизации иудейского общества показала полную неспособность этого “инстинкта” удовлетворительно противостоять смешению.

И Всевышний повторил наказание в точности. И с точностью до дня!

Второй Храм был разрушен, и на этот раз иудеи были рассеяны ПО ВСЕМУ тогдашнему миру.

Надежда на скорое возвращение исчезла. Но вместо того, чтобы заняться миссионерской деятельностью (как это сделали впоследствии христиане и мусульмане), евреи замкнулись в своих общинах.

Конечно, смысл всего вышесказанного не в том, что, мол, давайте, евреи, объединяйтесь со всеми народами мира! Нет, конечно, и ни один народ так не думает. Глупо говорить ребенку, наделенному выдающимися шахматными способностями перестать играть в шахматы, и быть "как все ребята". Но наличие у человека выдающихся способностей (в любой сфере) - отнюдь не основание для развития у него спеси и презрения к остальным людям. В отношении отдельного человека нам кажется это ясным, почему же это неясно в отношении всего народа? Да, вожди нации смогли сохранить народ в веках вследствие культивирования идеи его превосходства над другими народами и идеи самоизоляции. Но какой ценой? И, главное, достигнута ли Цель, поставленная Всевышним? Да и был ли вообще какой-то другой вариант? Потому что если его не было, то это означает, что Всевышний просто обманывал свой народ, использовал его доверие для того, чтобы добиться каких-то своих целей… Ну что ж, есть у некоторых мудрецов и такое мнение

Оказалось, что выход все же был. Всевышний таки “принял меры”. Появился Христос, последователи которого модернизировали классическое Толкование иудаизма, занялись миссионерством и распространением идей единобожия среди язычников в форме, понятной этим язычникам. Иудаизм сам "выдвинул" из своей среды Иисуса. Но форма, в которой это произошло, была как бы наказанием вождям иудаизма за неправильную внешнюю политику, проводившуюся ими в течение веков - политику самоизоляции. Христос был не выдвинут, а ВЫБРОШЕН хранителями традиций иудаизма из своей среды, он был ими попросту не понят.

Появление Христа было вынужденным (промежуточным) шагом со стороны Всевышнего. Он не отказался от надежд на еврейский народ, Всевышний всегда выполняет Договор, это прямо в его интересах. И, самое главное, Христос ведь появился не на Чукотке, а в среде еврейской, иначе и быть, наверное, не могло. Ведь люди по-прежнему причиняли Геосу неприятные ощущения. И "Мидраш рассказывает", что не в последнюю очередь - сами Избранные. Нужно было как-то выходить из положения. Лимит времени, отведенный на решение задачи о распространении Единобожия по миру, кончался. Окружающие народы очень медленно, но все-таки поднимались в моральном отношении. Гений апостола Павла, весьма своеобразно направленный (Всевышний и в этом случае решил многоходовую задачу одним махом), позволил развиваться христианству.