Sotvorenie mira This Page Pervorodnyi greh Home Page

Сотворение человека?

(“Ган-Эденская история”)

Сотворение человека
Так называемый "Первородный грех"

Один из очень важных результатов нашего подхода к объяснению мира - возможность согласовать между собой данные науки и религии. Этот вопрос был всегда предметом ожесточенных споров между их представителями. Однако, если взять за основу современные научные сведения о том, что наша цивилизация была на Земле далеко не первой, то на Тору ("Библию" или "Ветхий Завет" - основу всех современных крупных западных религий) можно взглянуть и с другой точки зрения.

Если считать Адама не первым человеком ВООБЩЕ, а первым человеком, давшим начало развитию современной цивилизации около 6000 лет тому назад, то никакого противоречия не возникает. Люди на Земле существовали, конечно, и к моменту сотворения Адама, как это прямо следует из самого текста Торы, если над ним не слишком философствовать. Но, по сравнению с людьми цивилизации, которую представляли собой Адам и Ева, эти люди находились на значительно низшем уровне развития как духовно, так и, вероятно, физически. История Адама и Евы, если посмотреть на нее иначе, проясняет очень многие кажущиеся несоответствия в тексте Священного писания.

Начнем с того, что попытки логически понять общеизвестную историю грехопадения Адама и Хавы (Евы) привели лишь к тому, что были написаны буквально тысячи книг с целью так или иначе объяснить, что за история произошла в "Райском саду" (на языке иврит "Ган-Эден", а в вольном созвучном переводе на русский - "Сад Эдема"). Тем не менее, к единому мнению комментаторам прийти не удалось. Мы, современные люди, не видим логики в действиях Вс-вышнего, как они описаны в Торе, вернее сказать, в том, как их толковали во все времена. Если Он хотел мира в Эдене, незачем было провоцировать Адама и Хаву. Он вполне мог сделать как-то иначе, чтобы не возникла ситуация непослушания, за которую Адам и Хава были наказаны, причем вовсе не так, как было обещано; Вс-вышний обещал, что они умрут, а на самом деле выгнал их из Эдена, как бы нарушив собственное обещание.

Существуют десятки объяснений поведения всех персонажей. И все-таки выглядит Вс-вышний во всей этой истории как-то "не очень..." с нашей точки зрения. Немыслимо, чтобы Вс-вышний мог чего-то бояться настолько, чтобы так поступить. Или чего-то не предвидеть. И, главное, при всей его Всесильности и неограниченных возможностях... Зачем?

А Адам и Хава - такие наивные, неопытные... Некрасиво.

Кроме того, угрожать им смертью за непослушание? Они и понятия не имели о смерти. Как-то нелогично... неубедительно.

И если так все на самом деле и было (а в течение множества веков люди действительно во все это верили), то зачем было нужно Вс-вышнему снова рассказывать Моисею на Синае эту историю, где Он выглядит не лучшим образом даже по меркам того времени? Неужели для того, чтобы очередной раз запугать людей своим могуществом? Нелогично. Значит?

Значит, историю эту надо понимать совсем иначе. Но сначала - о "классическом подходе".

Мудрецы говорят, что возможный смысл истории о "грехопадении" в том, чтобы показать человеку, что он не должен позволять себе судить о действиях Вс-вышнего, не имея реальной возможности определить разницу между "Добром" и "Злом". Конечно, это аллегория, смысл которой (по мнению мудрецов) в том, что Человек не может надеяться сделать правильный выбор в своих поступках, руководствуясь только лишь известной ему информацией. Поскольку эта информация ограничена, Человеку может быть неизвестна существенная ее часть. Другими словами, нельзя на все сто процентов быть уверенным, что твои действия не принесут больше вреда, чем пользы.

Понимая это, Вс-вышний предупредил Человека, что определенных действий делать НЕЛЬЗЯ. Человек же проявил так называемую свободу воли, не прислушавшись к "указаниям сверху".

Но вот результат этого действия был, по-видимому, несколько неожиданным для самого Вс-вышнего. Мудрецы считают, что, предупреждая Адама и Хаву, Он имел в виду самый худший с Его точки зрения случай - что в результате неправильной оценки своих действий без учета рекомендаций Вс-вышнего и его интересов, Адам и Хава могут так повести дело управления своим хозяйством, что доведут до уничтожения вверенный им мир. Эта точка зрения в наше время чуть ли не общепринята: на иврите слово Адам означает "человек", а вовсе не конкретное имя. Речь шла о человечестве в целом. И, между прочим, по мнению многих ученых, всё к тому идет.

А на промежуточном этапе, пока до катастрофы дело не дошло, человечество, отказываясь принимать в расчет не только советы Вс-вышнего, но и само Его существование, вынуждено "работать в поте лица своего добывая хлеб свой", как и сказано в Торе. Потому что, не умея самостоятельно отличать Добро от Зла, не понимая, что вредно, а что - полезно (причем в дальней перспективе), человек вынужден непрерывно исправлять свои ошибки, тратя на это всю свою жизнь. Поскольку при этом на общение с Вс-вышним у него практически не остается времени, человек для Б-га практически умирает, что Он собственно и имел в виду, когда говорил Адаму - "вы умрете, если будете есть с этого дерева".

Это, так сказать, философско-аллегорическое объяснение истории, рассказанной Вс-вышним Моисею на Синае. При таком понимании снимаются кое-какие противоречия. Но, увы, далеко не все! Возникает множество вопросов, и на каждый вопрос мудрецы находят не меньше трех ответов, и на каждый ответ возникают еще вопросы... И так далее и так далее. Весь этот процесс мудрецы и называют "Изучение Торы". Ясно, что при таком положении вещей вообще никогда нельзя получить определенного ответа, но в этом-то как раз и весь смак - получается, что изучение Торы конца не имеет, из чего следует, что Тора - бесконечна, как сама жизнь и само мироздание. А раз так, значит - в ней есть ВСЕ! И значит, нужно изучать только ее, а все остальное - лишнее. И это вовсе не преувеличение; именно так считают духовные лидеры современного ортодоксального иудаизма.

*

История Адама и Хавы представляется одним из самых таинственных мест в Торе, и одновременно "ключевым" местом - не случайно же повесть о возникновении человека на Земле начинается с нее. И ни одно из известных объяснений этого места не кажется убедительным. А ведь обсуждается важнейший вопрос о Добре и Зле!!!

Кое-кто из мудрецов берет на себя смелость утверждать, что человек (Адам) был создан уже со способностью различать между Добром и Злом. Но тогда при чем же тут дерево познания Добра и Зла? Ведь только, поев от плодов его, Адам и Хава смогли определять, что хорошо, и что - плохо? Таким образом, если быть точным, нужно говорить, что люди рождаются с этой способностью только потому, что Адам так поступил.

Однако действия Адама и Хавы рассматривались Б-гом как грех! Если действие "поесть плодов с дерева добра и зла" означает научиться различать между Добром и Злом, то это значит, в свою очередь, что Б-г создал человека вначале без этой способности, приравняв его к животным созданиям, также лишенным этой способности. И это значит, что Б-г вначале не имел в виду создать человека, наделенного этой способностью. Б-г оставил за Собой право решать, что хорошо и что - плохо. Вспомните, при сотворении мира: "И увидел Б-г, что это - хорошо". Значит, понятие "хорошо" и "плохо" существовало задолго до появления Человека. Право оценки всегда оставалось в компетенции Б-га просто потому, что для того, чтобы решить этот вопрос правильно в каждом конкретном случае, необходимо знать все последствия наших действий. А в пределах нашей компетенции это невозможно, у нас нет достаточного количества информации.

Чем же человек отличался от животных? Только одним - наличием более высокоразвитого мозга, и связанной с этим способностью говорить. “Говорящее животное” – как обозначают обычного человека нынешние каббалисты. Правда, такая способность, как может показаться, была и у змея, который разговаривал с Адамом и Хавой. Чтобы преодолеть это противоречие мудрецы предложили объяснение, что Адам и Хава понимали язык животных, и змей говорил с ними на своем языке. Но в Торе это прямо не сказано. Значит, может быть и другое объяснение.

Создав человека, Б-г создал существо с высокоразвитым мозгом, позволявшим ему заниматься всякого рода деятельностью, выходящей за рамки удовлетворения естественных потребностей. Так, он давал имена животным, что, вообще говоря, в тот момент никому особенно не было нужно, в том числе и самому Господу Б-гу. Его занятие могло быть классифицировано как невинное развлечение. Не влияло это никак на поддержание порядка в Ган-Эден. Не было у Адама никакой необходимости различать между Добром и Злом. Потому что Добро и Зло - это оценка поступков. Звери не могут делать Добро и Зло, это ясно, они созданы с определенными инстинктами, моделями поведения, и за свои поступки даже перед Б-гом не отвечают, потому что он их создал такими. Добро и Зло - это оценка человеком и Вс-вышним чьих-то поступков (в том числе и своих) по отношению к другому разумному существу. А в момент совершения так называемого "греха" кроме Адама, Хавы, Змея и самого Б-га в Ган-Эден вообще никаких разумных существ не было (если верить мудрецам)!

Человек, созданный Б-гом с определенными способностями, был создан для вполне определенной цели: "И поместил Господь Б-г Адама в Ган-Эден - возделывать его и охранять". Таким образом, перед Адамом была поставлена вполне определенная цель, отличная от назначения других животных. И выполнять эту цель он мог только с помощью своего разума. Тем не менее, многие комментаторы (как средневековые, так и современные) утверждают, что в Ган-Эден вообще работать в нашем понимании было не нужно (а тем более "возделывать!") Стоило только подумать о чем-то, и ЭТО само собой материализовалось. Так что "возделывать" вроде бы не было никакой необходимости. Даже если под словом “возделывать” понимать “работать”. Но тогда как все это понимать?

Да и вторая функция ("охранять") тоже не вполне ясна. Охранять можно от кого-то и от чего-то. Чтобы "охранять" нужна какая-то причина, нужна угроза. Никакой такой особенной причины "охранять" мы в это время в Торе не замечаем. И поэтому-то некоторые мудрецы пришли к мысли, что охранять Сад Адам должен был… от себя самого! Ибо мог разрушить только что созданный мир. П.Полонский уподобляет Адама оператору, сидящему за пультом ядерного реактора Планеты. Мудро... Красиво... Но при этом религиозный философ как-то забывает, что Человек не мог разрушить мир в принципе, потому что создать этот мир мог только Всесильный, и без Его ведома ничего в этом мире не происходит (по утверждениям самих же мудрецов).

Согласно Торе на "Шестой день" Вс-вышний создал людей, причем в большом количестве, которым повелел овладевать землею и плодиться. О Ган-Эден речь заходит уже после описания цикла создания Мира. Мудрецы вполне справедливо говорят, что это нормальное явление для Торы, она постоянно возвращается к тем или иным событиям, а наша задача - понять, почему это так. Но почему именно в этом месте следует считать, что Тора прервала повествование? Ведь в тексте Торы нет даже знаков препинания, он сплошной! А потому, что иначе не удается объяснить вышеуказанного противоречия - создания Адама на фоне уже существовавшего, плодящегося и размножающегося человечества.

Просто клубок противоречий! Спрашивается, как же можно идти далее этого места по Торе, если мы не понимаем самой основы, сути “действия первого”?

*

Теперь отойдем от "классики" и предположим самое простое - что процесс повествования в Торе после Седьмого Дня не прерывается, а продолжается. А это значит, что Ган-Эден был создан не для первого человека, а уже на более позднем этапе!

Теперь обратим внимание еще вот на что!

Имя Б-га в различных местах Торы используется разное. Это было замечено многими и в свое время даже дало пищу для критики. Мы критикой заниматься не будем, а лишь используем это обстоятельство для иллюстрации нашей точки зрения.

С самого начала и до конца Седьмого Дня Тора использует имя "Элохим", что чаще всего переводится как "Вс-вышний", или “находящийся над всеми”. В русском переводе Торы используется имя "Б-г".

В интервале описания того, что происходило в Ган-Эден от момента создания человека и до момента изгнания его из Ган-Эден используется имя, переводимое как "Сущий Б-г". В русском переводе Торы используется имя "Господь Б-г", в русской литературе употребляется имя "Яхве" как буквальная транслитерация имени, написанного в Торе. Но на практике это имя евреям запрещено употреблять, и вместо него говорят "Адонай" (господин мой), так условились. С момента изгнания из Ган-Эден в Торе иногда используется имя "Яхве", переводимое как Господь, а иногда - Элохим.

Как мы уже сказали, очевидно, что Адам был создан без способности определять, что хорошо и что плохо. Иначе дерево познания добра и зла в саду не представляло бы для него никакого интереса. Толкования же некоторых мудрецов, что это было дерево "познания вообще", противоречат идее о том, что Адам был вначале создан как супермен, ростом до неба и с мозгом, охватывающим всю Вселенную. В этом случае "дерево" также не могло его интересовать. Он знал и умел практически все, он был СОВЕРШЕНЕН!

Но что такое "совершенство"? Когда мы говорим это о Вс-вышнем, то имеем в виду (и нам на это постоянно указывают и объясняют), что Вс-вышний не имеет человеческих чувств по той простой причине, что он - не человек! Самое простое, обычно приводимое объяснение понятия “совершенство” – невозможность что-то убавить или прибавить. Когда при этом имеется в виду Сам Вс-вышний, это еще кое-как понятно; Всевышний Бесконечен в любом смысле, и к бесконечности действительно невозможно что-то прибавить или убавить. Но когда речь идет о материальном создании, Адаме в частности, понятие совершенства нуждается в более точном определении. Ведь материальное создание не может быть бесконечным, и к нему всегда можно что-то убавить или прибавить. Спрашивается, ПО КАКОМУ КРИТЕРИЮ мы можем судить, что нельзя сделать ни того, ни другого?

Ответ довольно прост: критерием является целесообразность. Если мы знаем, ДЛЯ ЧЕГО (с какой целью) сделана та или иная вещь (инструмент, например), то мы всегда можем определить степень его совершенства, а именно - позволяет ли данная вещь достичь цели, для которой ее создавали, или нет? А если назначение объекта нам вообще неизвестно, то мы абсолютно ничего не можем сказать о степени его совершенства. И говорить о том, что Адам был совершенен, невозможно, если мы при этом сразу же не определим ЦЕЛИ его создания.

Но ведь в Торе ясно написано – Б-г создал человека с целью “работать и охранять” (имеется в виду Ган-Эден, а не земля в целом, конечно)! И Адам был в совершенстве предназначен именно для этой цели!?

Поэтому совершенство Адама - это совершенство биоробота, лишенного эмоций, лишенного человеческих чувств. Он был создан вначале "по образу и подобию Б-га" как существо, действительно Ему подобное, лишенное человеческих понятий о Добре и Зле. Очевидно, что это существо с самого начала вовсе не предназначалось для жизни в земных условиях - ведь если бы Адам не “согрешил”, то не был бы изгнан, и продолжал бы выполнять свои функции! Спрашивается – какие? Работать и охранять?

Похоже, что существо “Адам” было создано с какой-то другой, нам не известной целью.

Отсюда, в частности, ясно, что если эта цель была потом изменена, то и совершенство могло исчезнуть не потому, что что-то изменилось в самом Адаме, а потому, что его “конструкция” уже не соответствовала новым, стоящим перед ним задачам.

Только теперь можно попробовать объяснить необъяснимое.

Так называемый "Первородный грех"

Тора, по-видимому, не случайно начинается именно с истории о "первородном грехе" и об утере рая. Если рассматривать Тору как "учебник жизни", учебник морали, то всякий учебник должен начинаться с неких основных положений. Этому вопросу всегда уделялось особое внимание, ибо от правильности его истолкования зависело все остальное. А толковать этот вопрос так или иначе было необходимо, потому что Тора лишь рассказывает, она не дает точных указаний. Еврейские мудрецы, религиозные теоретики, изучив всю Тору в целом со всеми "приложениями", пришли к выводу, что проблема познания Добра и Зла, изложенная в Торе весьма художественно, есть проблема глубоко философская, и обсуждать ее можно годами. Однако эти рассуждения для широкой публики людей малопонятны. Поэтому были предложены более простые объяснения, также несущие в себе "моральный заряд".

Одно из таких объяснений (они называются на иврите "пшат" - простой) состоит в том, что человеку не дано понимать, что такое Добро и Зло, потому что для вынесения суждения по этому вопросу необходимо обладать всей полнотой причинно-следственной информации, а это может знать только Вс-вышний. Человек всегда обладает ограниченной информацией, поэтому может сделать неправильные выводы. Есть и еще более простые объяснения. Однако следует иметь в виду, что чем объяснение кажется проще, тем при более внимательном рассмотрении оно вызывает больше вопросов, чем дает ответов, выявляются "неувязки". Это считается нормальным, потому что на самом-то деле вопрос очень сложный, и неудовлетворенность простым объяснением вызывает желание "подниматься наверх" к объяснению философскому, что и называется собственно "изучением Торы".

Мы попытаемся найти другое решение этой задачи, иначе объяснить исходный постулат Торы.

Версия

Многие ученые не считали зазорным высказывать самые необычные гипотезы о том, что представлял собой Ган-Эден ("Райский сад"), и где именно он находился. Однако при этом они, естественно, не выходили за рамки известных им фактов, а Фантазия редко может представить себе то, что немыслимо для Разума. Фантазия - это один из режимов работы мозга, работы Модели окружающего мира, то есть сознания (см. "Геотеизм" ). Концепция "Геотеизма" в этом отношении ничем не хуже, во-первых, и не имеет права обойти этот вопрос, во-вторых.

Так вот, никакого грехопадения Адама и Хавы никогда не было. Да-да... Известное всем объяснение, хотя и кажется простейшим, убедительно только для тех, кто хочет быть в этом убежденным. Оно кажется убедительным потому, что было многократно повторено разными людьми в самых разных вариациях. Не может же быть, чтобы все были неправы? Да? Не может....

Но мы уже говорили, что в обычной интерпретации сути первородного греха Вс-вышний представляется в крайне невыгодном свете, действия Его не поддаются логическому объяснению.

Любовь между мужчиной и женщиной является естественным развитием заложенного в любом живом организме инстинкта размножения, выражающегося в Природе в самых разнообразных формах. Утверждать, что действия Адама и Евы были грехом - все равно, что утверждать, что грехом являлось само по себе поедание яблока, или еда вообще. Потому что инстинкт размножения ничем ПО СУЩЕСТВУ не отличается от инстинкта голода или, простите, мочеиспускания. Это ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ потребность организма, получившая у человека смысловой оттенок (да и то не у всех людей, как известно) лишь вследствие наличия у него мышления, разума. Объявлять какую-то физиологическую потребность организма "греховной", да еще делать из этого "оргвыводы", значит - не уважать личности тех, к кому обращаешься с такого рода проповедью. А именно так действовали христиане. Они и не уважали. Нечего и некого было уважать.

Евреи же никогда не делали акцент на половом аспекте. Они подходили к проблеме философски, и фразу "… увидели они, что они наги" быстренько переводили в обсуждение проблемы "истинно-ложно" и "добро и зло" (комментарий Раши).

*
В истории Земли было, по-видимому, несколько цивилизаций, оставивших после себя немногочисленные следы в результате сравнительно крупных и внезапных геологических катастроф. Существует множество сценариев подобных катастроф, но общим для всех этих сценариев является попытка существующей цивилизации спасти самых лучших людей (специалистов) и наивысшие свои достижения. В последнем таком случае, видимо, удалось принять меры заблаговременно, потому что (согласно мидрашу) всеобщей катастрофе предшествовала "репетиция" - катастрофа поменьше, но все же унесшая треть человечества. Это
заставило власть предержащих отнестись к предостережениям ученых более серьезно. Было, по всей вероятности, построено убежище (назовем его условно "Остров").

После того, как катастрофа разразилась, Остров уцелел, а остальное население планеты несколько одичало. Оно вело первобытный образ жизни, будучи рассеяно по материкам, и периодически создавая угрозу для Острова”.

На Острове же дела шли превосходно. Теоретически существует возможность создания такого человеческого общества, которое описано в Торе как Эден (Рай). Оно могло быть расположено в экваториальной части Земного Шара (некоторые мудрецы даже берут на себя смелость указывать приблизительное его местонахождение), иметь налаженное производство продуктов питания, и естественные или искусственные способы ограничения рождаемости, что исключало необходимость борьбы за кусок хлеба. В таком обществе могли быть даже приняты меры для того, чтобы хищники не охотились на других животных, а ели специально приготовленную для них пищу, как это сделано сегодня во многих заповедниках мира. Теоретически такое общество могло существовать достаточно долго.

Похоже, однако, что для обеспечения безопасности островитянам приходилось следить за тем, чтобы население близлежащих стран (находившееся, повторяю, в полудиком состоянии после Катастрофы) не слишком-то развивалось в технологическом отношении. Так сегодня следят за некоторыми странами мира, чтобы им не попала в руки новейшая технология. Именно эта угроза в первую очередь и заставила командование Острова заняться созданием биороботов - (искусственных людей). Ведение войн против себе подобных плохо влияло на психику и нравственность "островитян", и поэтому было принято решение вывести породу биороботов, лишенных человеческих чувств, и одновременно обладающих высокоорганизованным мозгом. "СОВЕРШЕННЫХ"! - в полном смысле этого слова, как объяснено выше. (Они в совершенстве могли выполнять поставленные перед ними задачи.) Проект получил название "Адам" (от слова ДАМ, что на иврите означает "кровь").

Выполнение этой задачи было поручено человеку по имени Нахаш, который был, возможно, Главным нейрофизиологом и Главным Биохимиком. Имя Нахаш переводится с языка иврит как "змей", что дало основания для множества легенд, связанных с этой историей. Но настоящий змей имеет к этому такое же отношение, как человек по фамилии Львов - к Царю зверей. (Вспомним также современную эмблему медицины – “змея над чашей”).

Предварительные генетические исследования показали возможность клонирования людей точно таким же образом, как сегодня уже во многих лабораториях мира выращивают животных из одной-единственной клетки. (См. Приложение "Клонирование"). В этих же исследованиях было установлено, что при соблюдении определенной технологии клонированные люди обладают богатырским сложением (очень большим ростом и силой) и большим временем жизни. Его даже нельзя было точно измерить, но по степени старения клеток можно было приблизительно оценить - эти люди могли жить более 1000 лет.

Такие создания были идеальными с точки зрения рабоче-охранных функций, и в памяти обычных людей сохранились о них легенды как о великанах, поддерживающих небесный свод на краю земли. ("Атланты держат небо...") А они всего-навсего были рабочей армией Острова. Одновременно, на период отсутствия войн, на них возлагалась обязанность выполнения сельскохозяйственных и других работ на благо "островитян". А "край земли" был как раз границей территории Острова, где они в основном и жили.

Только в таком контексте можно понять, почему на Адама (а на самом деле биоробота системы "Адам") была возложена функция "возделывать и охранять". Отметим мимоходом, что все эти роботы были мужчинами - никакой необходимости в женщинах такого типа не возникало.

Политическая система "Острова" была, скорее всего, типа "военной диктатуры". Никакой другой она быть не могла по причине экстремальных условий создания и организации Острова. Вождем, главой, Верховным Главнокомандующим и так далее был человек по имени Яхве. Его имя осталось в памяти человечества в виде “Тетраграмматона” – четырехбуквенного имени Бога (на языке иврит буквы– йуд, хэй, вав, хэй). Он настолько запугал своих подданных, что его имя даже было запрещено произносить, и заменялось именем "Господин мой" (Адонай). Эта традиция осталась на тысячелетия. Подобно многим последующим монархам Яхве присвоил себе божественное происхождение и имя "Господь Б-г Яхве-Элохим", что и нашло отражение в Торе. Сам же Остров именовался не иначе как "Райский сад" (Ган-Эден) - название вполне в духе диктаторов.

Будучи обеспечен практически всем, Яхве не хватало только одного - личного бессмертия. Этим он ничем не отличался от многих крупных деятелей последующей истории. Перед его глазами маршировали практически бессмертные великаны - клонированные роботы системы "Адам". И он поставил перед Нахашем "задачу века" - осуществить собственное переселение в тело одного из вновь создаваемых роботов. Все необходимые для этого условия уже были в наличии, технология отработана. 1000 лет жизни - это практически вечность! А дальше видно будет, еще чего-нибудь придумаем!

Технология производства очередного биоробота типа "Адам" условно описана в Торе. “Господь Б-г Яхве” изготовил Адама из праха земного, то есть искусственным путем, из неодухотворенной материи. В лаборатории. Пользуясь гением Нахаша.

Затем Господь Б-г Яхве "вдохнул в него душу". Появившись на свет в полном сознании сразу во взрослом состоянии, Адам хорошо запомнил, что в его ноздрях что-то торчало - скорее всего, это был аппарат типа "искусственные легкие", необходимый на этапе формирования физического тела. Во время "пробуждения" Адама Господь Б-г Яхве, несомненно, присутствовал в лаборатории, и Адам его хорошо запомнил.

Такой взгляд на процесс создания Адама объясняет заодно и странные слова Господа Б-га "создадим человека". Считается, что они были обращены к ангелам, но на самом деле они могли быть обращены и к подчиненным Яхве - Нахашу и его сотрудникам.

Последующее обучение Адама проходило по отработанной программе подготовки его к функции "возделывать и охранять". Роботов обучали просто - показывали им животных и предметы и учили говорить. Адаму же казалось, что Б-г приводит к нему животных и просит их назвать.

Одно лишь отличало Адама от всех остальных роботов - только он был выращен (клонирован) из клетки, взятой от самого Яхве! Поэтому он был похож на Яхве как две капли воды. Это решало на 100 процентов проблему несовместимости тканей при пересадке Яхве в тело Адама. (Каким образом - это уже вопрос технологии сегодняшнего дня)

Итак, Адам был создан в виде биоробота, с мозгом человека, лишенным понятия о Добре и Зле. Но и сам Яхве был человеком исключительно беспринципным. Деятели такого ранга другими и не бывают. Переселение его в тело Адама не должно было привести к внутренним конфликтам, иначе бы он просто сошел с ума. Адам был точной копией Яхве внутри и снаружи. Огромные размеры Адама (не до неба, конечно, Устная Тора преувеличивает, но все же гигантские) также способствовали планам Яхве.

"По образу и подобию сотворил он его". Образ был, естественно, точь-в-точь, а подобие - Адам был подобен Яхве, но значительно превосходил его размерами.

Когда все уже было готово к пересадке Яхве в Адама, Яхве задумался. Перевод Торы: "И сказал Господь Б-г Яхве: "Нехорошо человеку быть одному; сделаю ему помощника подстать ему".

Но почему "нехорошо"? Какая такая объективная необходимость была в создании женщины конструкции типа "Адам"? Не понимаете?

Яхве был человеком исключительно "заземленным", прагматиком. Он очень ценил земные наслаждения, а иначе - зачем бы ему было нужно бессмертие? И, после создания Адама, он стал подумывать о создании подруги для себя - проблема, которая должна была неизбежно возникнуть после предстоящей "пересадки" его мозга в череп Адама. Ибо было совершенно очевидно, что из-за гигантских размеров Адама ему не годилась в партнеры обычная женщина. И он отдал приказ о создании Хавы.

В отличие от Адама Хава не была и не могла быть точной копией Яхве, ни внешне, ни внутренне. Но поскольку она была создана по той же технологии, то и она не понимала разницы между "добром" и "злом".

Она не предназначалась исходно ни для какой деятельности, кроме функций "гейши" - не предполагалось, что она будет работать, и растить детей Яхве. Она должна была удовлетворять сексуальные потребности Яхве, а для этого она должна лишь быть очень красивой и привлекательной. Отсюда и имя "Хава" - "Которая должна".

Таким образом, и Адам и Хава были существами, лишенными понятия о Добре и Зле, биороботами. Но мы уже знаем из “Геотеизма”, каким образом любой из нас получает представления о Добре и Зле: еще не родившись на свет - во чреве матери с помощью устанавливающихся связей между ее мозгом и мозгом младенца. Ни Адам, ни Хава не проходили этого этапа развития, они были клонированы, созданы искусственно. Следовательно, их центральный участок мозга (Центральный процессор), ответственный за принятие решений, не имел никаких представлений о том, что можно делать, и чего - нельзя. Мы можем только догадываться о способе, с помощью которого удалось вложить в их сознание понятие о Добре и Зле. Однако вполне очевидна важнейшая роль, которую сыграл в этой драме Нахаш.

Нахаш как никто другой понимал, что в таком виде Адама нельзя было "вводить в эксплуатацию". Десятки лет назад Айзек Азимов сформулировал "Законы роботехники"; согласно одному из них робот не имеет права причинять вред человеку, и все свои решения должен в первую очередь сверять с этим правилом. Нахаш понимал, что произойдет, если во главе Острова НАД человечеством встанет преобразившийся Яхве вместе с "недоделанной" Хавой.

Нахаш лучше всех разбирался в психике Адама и Хавы. И, вероятно, неплохо разбирался в психологии диктаторов. И, когда у Яхве возникла идея создания Хавы, Нахаш решил взять генетический материал (клетку костного мозга) из ребра Адама, с наследственностью самого Яхве, чтобы получить достаточно агрессивную Хаву, способную испортить Яхве оставшуюся жизнь после "переселения" в Адама.

И вы думаете, Яхве был такой простачок, да? Полностью полагался на Нахаша? Яхве достаточно хорошо разбирался если не в генетике, то в наследственности. Адам уже был "на операционном столе", когда в лабораторию неожиданно вошел Яхве. Увидев действия Нахаша, и получив разъяснения, он вдруг понял, чем это ему грозит. Себе на горе, он не заподозрил Нахаша в преднамеренных действиях (тот как-то оправдался, “отмазался”), но приказал Нахашу использовать другой генетический материал, гарантированно ему подходящий, то есть предусматривающий создание полностью подчиненной ему Хавы "по определению". За таким материалом далеко было ходить не надо - любой биоробот системы "Адам" был рассчитан на полное подчинение. Слово "должен" было для робота руководством к действию. Генетический материал для Хавы был взят от другого "Адама". Но наш Адам запомнил (и потом всем рассказывал и этим одно время гордился, до смерти Авеля), что его усыпили и взяли у него ребро, чтобы сделать Хаву (след-то от начавшейся операции остался!). Откуда ему было знать?

Делать было нечего. Хава была создана, и Яхве готовился к решающему "броску в бессмертие". Возможно даже, что он был намечен на Шабат, как утверждают мудрецы. И тогда Нахаш разыграл спектакль.

*

Посреди сада, как известно, росло дерево с необыкновенными плодами.

Обратите внимание - посреди! (А все биороботы жили в основном на периферии Острова”).

Эти плоды должны были быть использованы ПОСЛЕ переселения Яхве в Адама. "Дерево" же (если понимать это напрямую) могло быть действительно чем-то вроде мандрагоры - неким растением, плоды которого вызывали изменения в сексуальной области. Имея под рукой растение типа мандрагоры незачем было пользоваться химическими стимуляторами. Яхве имел в распоряжении естественный продукт. Но он берег его для себя и Хавы. А вовсе не для Адама как такового.

Адам и Хава как биороботы модели "Адам" были моделями с подавленным половым инстинктом; во-первых, они размножались клонированием, и через несколько поколений такого способа размножения могли произойти изменения в этом плане; во-вторых, все предыдущие биороботы (ведь Адам был вовсе не первым из этой серии, а лишь выращенным из генетического материала Яхве) были исключительно мужчинами, они должны были "работать и охранять", в биороботах-женщинах не было никакой необходимости, ни технико-экономической, ни биологической! Поэтому когда Яхве пришла идея "переселиться" и создать себе женщину "подстать ему", возникла проблема - как потом заставить эту женщину функционировать как женщина? Ведь при подавленном половом инстинкте она этим делом заниматься не станет.

Есть и еще одно соображение в пользу этой мысли - иногда встречающийся гигантизм у современных людей (а это бывает чаще, чем мы думаем) всегда сопровождается снижением половой активности. Это связано с перепроизводством гормонов, от которых зависит как рост, так и половая активность.

Поэтому Яхве В ПРИНЦИПЕ НЕ МОГ переселиться в Адама до тех пор, пока эта проблема не была решена! Вполне возможно, что из нескольких вариантов было отдано предпочтение естественному продукту - одному из видов плодовых деревьев, возможно, той же мандрагоре. И сценарий поедания плодов Хавой и Яхве-Адамом после "пересадки" был спланирован заранее, так что Нахашу и придумывать ничего не пришлось. После поедания плодов, по сценарию, должен был наступить процесс "познания" Адамом Хавы. Слова "Добро и Зло" могут иметь в данном контексте разные толкования, но при всем этом надо иметь в виду, что и Адам и Хава были созданиями, лишенными этих понятий. Оба они произошли не от биологической матери, которая могла бы на последней стадии внутриутробного развития заложить эти понятия в их мозги (“Геотеизм”). Поэтому и оказалось, что после употребления плодов мандрагоры самым первым и высшим их понятием о Добре и связанном с этим удовольствии было понятие о половом акте, и даже голод при этом отходил на второй план. Тут есть еще о чем поговорить, но общий смысл ясен - это было дерево ПОЗНАНИЯ (запятая), ДОБРА и ЗЛА.

В языке иврит запятые употребляются крайне редко. В тексте Торы они просто отсутствуют; я уже говорил, что этот текст практически сплошной. Запятые расставлены в русском переводе так, как это понимал переводчик, но это не обязательно соответствует смыслу текста. Более того, это обстоятельство всегда позволяло мудрецам толковать текст Торы различным образом, находя в нем все новый смысл.

Это обстоятельство отражено в русской загадке-шутке "Казнить нельзя помиловать!" Но что ж делать, и такое случается! Нет запятых в тексте Торы!

Адам как биоробот был абсолютно послушен Яхве. Давая Адаму приказ "не есть плодов этого дерева" Яхве был абсолютно уверен в том, что Адам выполнит его. В такой интерпретации действия Яхве не выглядят ни провокацией, ни испытанием. Яхве даже не поставил около дерева ни охрану, ни защиту, потому что был АБСОЛЮТНО УВЕРЕН, что ничего не случится. Простейшая логика биоробота не дала бы Адаму съесть отраву, грозящую смертью. Хотя он и не знал практически, что такое "смерть", но Яхве, вероятно, ему доходчиво это объяснил, пристрелив на его глазах кого-нибудь из персонала. Не мог, говорите? Всеблаг и Вседобр? А казнить потом Нахаша жуткой казнью за все его действия - это он мог, да? Всесилен был он, вот что! Всемогущ!

Короче, Адам воспринял приказ Яхве как приказ, и как сигнал об опасности. Нормальное дело.

Идея об "испытании" Адама Вс-вышним, часто обсуждаемая в Толкованиях, не выдерживает элементарной критики. Испытания проводят тогда, когда не уверены в надежности конструкции, но ведь при этом принимают необходимые меры предосторожности! А творение Совершенного должно и быть совершенным! Зачем испытания?

Поэтому Нахаш даже не пытался как-то повлиять на Адама. Он знал, что это бесполезно. (На этот счет есть хорошо известный комментарий Раши). И он зашел со стороны Хавы. Возможно, он действительно воспользовался невысокой развитостью ее мозга. Описанным в Торе способом Нахаш уговорил Хаву откушать плод. Он не мог просто подмешать его в пищу Хаве - Адам должен был обязательно увидеть, что информация, которую дал ему Яхве об опасности плодов дерева - ложная. А, как известно из "Законов роботехники" Азимова, в этом случае в голове у робота происходит катастрофа - он перестает понимать, какой информации можно доверять, а какой - нет. Мозг биоробота не может мириться с ситуацией, когда руководители его обманывают. Он выходит из повиновения, и начинает действовать на свой страх и риск, проявлять “свободу воли” (!). В меру собственных представлений, конечно. А они у него - крайне ограниченные, так как опыта нет никакого.

И Адам тоже попробовал плод, чтобы убедиться на все 200 процентов; теперь ему нужно было иметь по этому поводу собственное мнение, он уже не мог полагаться на мнение "Вс-вышнего"!

Нахаш на это и рассчитывал. По-видимому, ему удалось таким хитрым путем ввести в их организмы какие-то вещества, и заставить работать структуры, изменившие их отношение друг к другу. Можно лишь предполагать, что это были некие вещества типа гормонов. Так собственно и было запланировано, но несколько позже - ПОСЛЕ пересадки Яхве в Адама.

Получив эти гормоны, Адам и Хава почувствовали влечение друг к другу, сработала реакция Главного Процессора их мозга. Одновременно произошли и другие биохимические реакции, и возникли вторичные половые признаки. (Это могло произойти и не в один день). Увидев это, Адам и Хава растерялись, попытались скрыть их, чем себя и обнаружили во время очередного визита Яхве в лабораторию.

Яхве был разъярен. Ведь он готовился переселиться в Адама и "держал" Хаву для себя! Он понял, что теперь она никогда не станет его собственностью, а Адам перестал быть послушным роботом и добровольно не пойдет на пересадку мозга. Он учинил Адаму и Хаве "допрос с пристрастием", и Хава, конечно же, немедленно призналась, что именно Нахаш все это устроил. Первой реакцией Яхве было уничтожить всех троих и начать все сначала.

Однако, охолонув, он рассудил более трезво. Он понял, что Нахашу более доверять нельзя, и в присутствии Адама и Хавы четвертовал его, отрубив руки и ноги и вырвав язык, однако сохранив ему при этом жизнь с помощью имевшихся в его распоряжении технических средств. Адам и Хава ему были нужны в том же состоянии для последующих экспериментов. Поэтому он не стал их уничтожать и причинять им какой-либо вред. Он лишь придумал им подходящие одежды, потому что сам не мог видеть их наготы и одновременно гигантских размеров (Хава была очень красивой женщиной). Кроме того, понимая последствия "гормонной атаки", он предупредил Хаву о вероятных последствиях их поступка - о возможных сроках беременности. А затем Яхве переселил их в ненаселенную часть Острова, где им некоторое время пришлось заниматься тяжелым трудом по добыванию пищи. Впредь до подыскания другого специалиста по бионейрофизиологии вместо Нахаша, и возобновления экспериментов.

Здесь есть мелкая, но важная для дальнейшего деталь. К месту ссылки Адам и Хава были доставлены на вертолете и мягко сброшены на вершину небольшого холма. Очнувшись, он увидели в небе удаляющегося "ангела с вращающимся мечом". Поэтому у них могло возникнуть впечатление, что их “сбросили с небес на землю”.

Такая точка зрения одновременно объясняет и напутственные слова Б-га Хаве: "В муках рожать будешь ты!" Философы и ученые всегда пытались понять, почему процесс деторождения у человека столь болезненный, в отличие от животных и даже слонов, которые, по-видимому, ничего подобного не испытывают. По нашей версии вопрос решается просто - на Острове уже давно проводились эксперименты по клонированию и искусственному размножению. Это избавляло женщин Острова от родовых мук, и позволяло эффективно регулировать численность населения Острова. Выход из этой системы автоматически означал для Евы переход к естественному процессу деторождения.

Для Адама же также вещими были слова Б-га - "В поте лица будешь добывать хлеб свой!". "Б-г Острова" прекрасно был осведомлен об уровне жизни вне Эдена, на лоне Дикой Природы (в то время как на Острове люди и даже животные не испытывали нужды в куске хлеба).

Но тем дело не кончилось. Ужасно напуганные казнью Нахаша, Адам и Хава решили бежать с Острова. Нам неизвестно, как они это сделали, скорее всего, они ушли морем. Из текста Торы следует лишь, что Яхве, вероятно, бросился за ними в погоню, но догнать или найти не смог. Адам и Хава видели в небе "ангелов с вращающимися мечами", и поняли, что на Остров им возвращаться ни к чему. Как уже понятно, "ангелы" эти представляли собой обычные вертолеты. Если придерживаться мнения некоторых мудрецов, что Ган-Эден располагался где-то в районе Двуречья, то бежали они, естественно в сторону Европы, пока не уперлись в его восточный берег Средиземного моря, где-то на территории современного Ливана или Израиля. (Вот откуда идет мнение, что первый человек жил на территории Израиля). Если же они бежали с Атлантиды, то в обратную сторону, и могли попасть в те же места. Принципиально это ничего не меняет.

Адам и Хава вынесли с Острова имя Яхве-Элохим, и продолжали почитать и бояться его всю свою долгую жизнь. Они передали информацию о нем своим потомкам, которые донесли ее до Авраама и далее - до Моисея.

Из всего изложенного ясно, что Вс-вышний во всей этой истории с Адамом и Хавой совершенно ни при чем. Он в ней просто не участвовал. А главным героем на этом этапе был человек, присвоивший себе имя Яхве-Элохим.

Давая Тору на Синае, Вс-вышний пользовался именем Яхве только потому, что оно было уже известно Моисею и всем остальным людям из устной традиции, передававшейся от Адама через его сына Шета и далее к Аврааму. Тора, как утверждают ее знатоки, "говорит человеческим языком", она использует слова, которые нам уже известны. Ни одного слова в ней не должно было быть непонятным Моисею. Поэтому рассказанная нами история об Острове, Адаме и Хаве просто была бы не понята людьми того поколения, а, значит, впоследствии была бы определенно забыта.

И очень важно понимать, что персонаж, действовавший в Ган-Эден под именем Господь Б-г Яхве-Элохим, на самом деле никаким Б-гом не являлся. И приписывать ему атрибуты Вс-вышнего о бесконечной Доброте и тому подобное просто невозможно, незачем. Не следует и голову ломать, почему бесконечно мудрый и всеведущий Б-г поступал таким образом. Просто это был не Он, не Вс-вышний.

Случайно или нет, но в скором времени (возможно, в результате землетрясения или других причин) на основном ядерном реакторе Острова произошла катастрофа, и Остров в прямом смысле "взлетел на воздух", оставив смутные воспоминания о своем существовании среди малоразвитого населения Европы и легенду о разрушении Ган-Эдена и "взятии его на небо".

Дальше, как мы знаем и из Торы и из Истории, все покатилось именно так, как описано в Торе. Дети Адама и Хавы в упорной борьбе с Природой добывали себе средства к существованию, стараясь получить как можно больше, отнимая друг у друга кусок хлеба, и пользуясь своим мозгом не для общения с Вс-вышним, а для борьбы с себе подобными.

Есть еще один интересный момент. В Торе указано, что вначале Господь сказал Адаму, что он может питаться только растениями, и лишь спустя длительное время "разрешил" людям питаться мясом животных. Но отнюдь не после того, как "изгнал" их из Эдена. Согласно Торе, Он разрешил им есть мясо животных только после Потопа, спустя 1600 лет после всех этих событий, когда якобы было мало пищи.

Этому есть лишь одно объяснение, которое кажется логичным (а значит и разумным), и это объяснение основано на рассказанной здесь истории об Адаме и Еве. На Острове люди, по-видимому, и сами не ели мяса, и хищников кормили искусственным кормом, так что они даже и не смотрели на других животных, как это можно видеть на примере домашнего кота, который не охотится на мышей, если его досыта кормить, особенно если подмешивать в пищу транквилизаторы. Помните сказку Шарля Перро "Кот в сапогах"? Помните фразу, которой она кончается?

"С тех пор Кот всегда ел и пил досыта, а если и охотился на мышей, то лишь для собственного удовольствия".

И лишь когда произошел Великий Побег Адама и Хавы, они были вынуждены перейти к первобытной системе питания, чтобы прожить в новых условиях, и это нашло отражение в Торе. Но и то - не сразу. Адам и Хава были наверняка вегетарианцами. Жизнь их на Острове была такова, что им и в голову не приходило кого-то убить и съесть. Да и не знали они, как это делается. Они нашли в районе земли Израиля места, где все росло в виде плодов на кустах и деревьях типа финиковых пальм, и этого вполне хватало на одну семью. Их дети, Каин и Авель, также были, по-видимому, вегетарианцами. Каин был земледельцем, а Авель хотя и занимался скотоводством, но лишь на "любительском" уровне, просто очень любил возиться с животными, и при случае доил коз и овец и получал молочные продукты.

Вопрос о значительной продолжительности жизни Адама и Хавы и их потомков всегда вызывал насмешки со стороны атеистов. А ведь и этому есть разумное объяснение в рамках нашей гипотезы. Вне системы клонирования срок жизни резко сокращался до обычных человеческих размеров. Как дичает яблоня, если ее не прививать. Сбежав с Острова, Адам и Ева подписали своим потомкам "смертный приговор" - вне Острова они не могли жить так долго. "И станете смертны" - предупредил Вс-вышний. И действительно, согласно Торе почти каждый следующий потомок Адама и Хавы жил все меньше и меньше. Это могло быть связано с тем, что генетически организмы Адама и Хавы были запрограммированы на очень длинную жизнь, почти вечную, но только в условиях размножения клонированием. Вне этих условий генетика (кстати, и из-за смешения с местным населением) работала все хуже и хуже, пока через пару тысяч лет не приблизилась к 100-120 годам.

Только в этом случае находится естественное объяснение действиям и словам Б-га, который, вместе с обещанными родовыми муками, удлинил многократно для Хавы сроки беременности. Эта "мелкая деталь" нигде и никем не комментируется. С чего бы это вдруг Вс-вышний решил ей увеличить срок? Тем более, что этого и не было обещано, когда запрещалось есть плоды с "древа познания". Да и непонятно это должно быть Хаве - она сама-то до этого времени не рожала никогда? Своего первого ребенка, Каина, она родила уже вне Ган-Эдена! Они до этого времени вообще не вступали в контакт друг с другом! Поэтому так называемый "первородный грех" никак не может заключаться в сношении с женщиной! Он заключался, может быть, в непослушании запретам Господа Б-га Яхве, но никак не в нарушении воли Вс-вышнего, сказавшего на Шестой день Творения "Плодитесь и размножайтесь!" Вступление Адама и Хавы в контакт никаким грехом быть не могло - это был вполне естественный биологический процесс.

Некоторые комментаторы считают, что Хава рожала детей уже в Ган-Эдене (Каина, например). А поскольку эта идея входит в противоречие с более распространенным мнением, что вся история произошла за один день до наступления Шабата, мудрецам (р.Гамлиэль) приходится выдвигать второе предположение, что в Ган-Эден все происходило таким образом, что дети рождались уже на следующий день после зачатия и сразу во взрослом состоянии. Фантастичность такого предположения даже и обсуждать не хочется, если мы хотим оставаться на рациональных позициях. А выдвигается оно лишь с целью оправдать рождение Каина в Ган-Эден, потому что от момента сотворения Адама и Хавы до момента их грехопадения прошло якобы всего несколько часов. (Однако и время в Ган-Эден, по мнению этих комментаторов, могло идти иначе). Именно этими домыслами, вероятно, можно объяснить высказывание рабби Гамлиэля о том, что после прихода Машиаха женщины будут рожать каждый день.

Таково "рациональное" объяснение описанной в Торе истории Адама и Хавы. Но с позиций этой "рациональности" очень многое становится понятным - вопрос о роли самого Господа Б-га во всей этой истории с "грехопадением", вопрос о "идеальности" и "совершенстве" самого Адама. И множество других вопросов, которые в рамках "классических" трактовок не находят простого объяснения. В частности - вопрос о "свободе воли", которому уделяется столь пристальное внимание.

Противоречит ли такая трактовка самой Торе? То есть, не позволяет ли она сделать аморальных выводов? Похоже, что нет.

Начать с того, что (как говорил сам Вс-вышний, обращаясь к Моше на Синае) если кто-то захочет ошибиться - он ошибется. Теорию извратить трудно. Учение можно извратить всегда. Но согласитесь, что легче извратить малопонятные и трудно объяснимые учения, чем ясную логическую картину.

*

В обычном толковании Змей (на языке иврит - НАХАШ) предстает перед нами как мерзавец-искуситель. Но, после размышления, некоторые задают вопрос: "Скажите, ведь всякий, занимающийся интригами подобного рода, да еще на столь высоком уровне (а это была действительно интрига, заговор против самого Всевышнего - мы говорим сейчас о классическом толковании) рассчитывает извлечь из этого какую-то пользу? Зачем это было нужно Змею?

Уважаемые раввины в комментариях отвечают - смотрите Устное учение, Устную Тору, мидраши! Что же говорит мидраш на эту тему? Оказывается, очень странную вещь. Судя по всему, "рационального" объяснения поведению змея мудрецами так и не было найдено. Змей, по их мнению, вообще жил на земле, а не в Ган-Эден. Он даже не знал о том, что творится "наверху" у Яхве. Некий ангел” якобы летал на землю, и нашел там (там!) змея, как наиболее подходящего кандидата - змей якобы умел говорить и ходил вертикально. По этой причине он, якобы, годился для переговоров с Хавой как посредник. Однако этого мало! Ангел оседлал его и все, что в дальнейшем говорил змей, было внушено ему этим злым ангелом. Конечно, в конце всей этой истории пострадал и ангел, но вот змею попало "по первое число". А он в чем виноват? Просто подвернулся под замысел.

А вот почему ангел так поступил, и что это за злые такие ангелы в штабе Всевышнего работают - этого нам уже никто объяснить не может. Потому что этого понять нельзя - ведь сказано, что Всевышний сверхдобр к человеку, и зря его под удар не подставит. Да и не создавал Всевышний Зла самого по себе, ни в первый день Творения, ни тем более - в последний. Однако считается, что Зло в мир принес человек (или змей?). Но уж никак не ангел. Максимум, чего ангел мог добиться - это посрамить Господа Бога. Но зачем это нужно ангелу? Никакой фантазии не хватит. В одном из комментариев объясняется, что это за штука такая - "ангел"; и там прямо сказано, что ангелы в принципе своей воли иметь не могут, это в чистом виде некий духовный робот, используемый Всевышним для выполнения некоторой работы (поэтому ангел на иврите и называется "малъах" - работник). Свободой воли обладает только Вс-вышний и человек, чем он, в частности, и подобен Вс-вышнему. Неувязочка... И поэтому приходится говорить о том, что есть 70 объяснений описываемых в Торе событий, и из каждого объяснения можно извлечь моральные уроки. Да, можно. При условии, что объяснение логично. В противном случае уроки "повисают в воздухе". Если вы не верите в естественность действий персонажей, то для вас это - марсианская логика, и вы не можете ею пользоваться в жизни.

В нашем же спектакле все персонажи заняты своими прямыми обязанностями. В том числе и Нахаш. Нахаш знал о всесильности Яхве в мировом масштабе, насколько может быть всесилен человек. Он мог себе примерно представить, что произойдет, если план Яхве обессмертить себя будет осуществлен. Нахаш шел на страшный риск, не имея никакого прикрытия, более того, он шел на смерть, потому что в случае удачи его плана все моментально выяснилось бы, что и произошло на самом деле. Он был наказан немедленно. Более того, он остался виноватым не только в глазах Яхве, но и в глазах Хавы, которая готова была размозжить ему голову. Он причинил вред всем троим, но она считала, что ей - в первую очередь! Ведь она была первоначально создана для беззаботной жизни "гейши" при Яхве!