NAZAD This Page VPERED Home Page

Каин и Авель?
Потомки Адама – первые люди на Земле?

Спор "Во имя Небес"

Время от времени в толкованиях мудрецов мы находим слова о том, что тот или иной случай можно рассматривать как "Спор во имя Небес". Под этим подразумевается попытка понять, чье мнение более угодно Всевышнему, чье мнение более "правильно", и поэтому им надо руководствоваться в аналогичных ситуациях в будущем. К такому спору относят спор между Каином и Авелем, а также и спор между Иосифом и его братьями - по тем вопросам закона, по которым братья поступали не так, как считал правильным Иосиф. (Не говоря уже о том, что Иосиф был младший брат, и ему следовало бы слушать старших.) Поэтому поступок братьев оправдывается тем, что их спор был типа "во имя Небес". Отсюда следует, что в результате таких споров дело может дойти до рукоприкладства и (не дай Бог!) чего похуже. Но тогда становится непонятно, почему не был прощен Каин, по мнению мудрецов также споривший с Авелем "Во имя Небес" и, кстати, при этом он был не так уж неправ.

Спор типа "Во имя Небес" ничем по существу не отличается от принципа "доброго дела". Нельзя быть уверенным в своем мнении вообще, а при споре "Во имя Небес" в особенности, потому что слишком много неучтенных обстоятельств даже при разборе сравнительно простой ситуации. Но при "Споре во имя Небес" обычно затрагиваются вопросы самого общего характера, по которым у нас и подавно полная информация отсутствует.

Любой "спор во имя Небес" не просто бессмысленен, а и греховен, ибо Вс-вышний сам разберется.

Каин и Авель

Неизвестно по какой причине, но в традиции жизни Адама и Евы имел место ритуал жертвоприношений. Возможно, еще в Эдене Адам после созревания плодов деревьев приносил их в определенное место и через некоторое время они оттуда исчезали (ведь он же был биороботом, в программе которого было заложено "работать и охранять", вот он и работал - собирал урожай....) Адам мог считать, что их забирал себе Бог, а в его обязанности как раз и входили сельскохозяйственные работы.

После бегства с Острова Адам попробовал произвести ту же процедуру после того, как ему удалось собрать первый (обратите внимание - вегетарианский!) урожай. Однако плоды не исчезли. Условия, сами понимаете, были другими. Тогда Адам придумал первый в истории жертвенник. Он построил его на высокой горе, поскольку считал, что Яхве так будет легче обратить на него внимание, отнес туда все плоды и стал ждать. Торопиться было некуда, да и ждать ему особенно долго не пришлось. В том месте, где они теперь жили, грозы случались достаточно часто, как и почти везде в горах. Через некоторое время молния, естественно, ударила в жертвенник, и все это добро заполыхало и сгорело. Адам решил, что все в порядке, и Яхве принял его жертву.

Так или примерно так могла возникнуть традиция первых жертвоприношений. Эту традицию Адам передал детям - Каину и Авелю. Собственно, специально передавать он и не собирался; они сами видели его действия и, как всякие хорошие дети (а они были хорошие дети, ведь они происходили из семьи Совершенных родителей, не будем об этом забывать!), старались подражать отцу и слушаться мать.

Однако Авель, хотя и был младшим, имел о самом себе достаточно высокое мнение, и пользовался любым случаем, чтобы попытаться возвыситься над старшим братом Каином (форма агрессии, теперь мы видим, да?) И, когда дети уже выросли, Адам разрешил им самим принести жертву Богу. Но при этом произошел мелкий случай.

- А что нужно принести в жертву? - спросил Авель отца.

- Я думаю - самое для тебя дорогое, чтобы Бог видел, что ты для Него ничего не жалеешь, - ответила вместо Адама Хава. Адам слышал это, но ничего не добавил.

В день первых плодов каждый из них принес плоды трудов своих. Каин - растения, которые он выращивал, а Авель - притащил тушу своего любимого ягненка, потому что он занимался разведением скота. Можно себе представить, с каким тяжелым сердцем он это делал! Но он выполнял волю матери, при молчаливом согласии отца!

Когда Каин увидел, ЧТО принес Авель на жертвенник, он не мог поверить свои глазам. Ведь они никогда раньше не убивали животных, они не ели мяса, они лишь пользовались молочными продуктами. Домашних животных все очень любили. Каин, понятно, разорался на Авеля. Возник спор. По крайней мере, так утверждает Йонатан бен Узиэль (1 век н.э.). Авель доказывал, что он выполнял указание Адама и Хавы, потому что хотел, чтобы Богу понравилась его жертва. Каин говорил, что она никак не может Богу понравиться, потому что Бог запретил это делать вообще!

-Думать надо, прежде чем что-то делать! - кричал Каин. - Если хочешь знать, я вообще против того, чтобы жертвы какие-то приносить!

-Это почему же? - спросил Авель. - По-твоему и отец наш неправ, когда приносит жертвы Богу?

-Да что ты знаешь о его Боге? - закричал Каин. - Он тебе о нем рассказывал? Ты знаешь, какие у него счеты с его Богом? По-твоему Бог справедливо поступил, выгнав его из Эдена? Бог обманул его! А он ему "жертвы" приносит, хочет прощение получить! Я так считаю! А нас с тобой Бог наказал вообще неизвестно за что! Только за то, что мы с тобой - дети нашего отца? Мы-то в чем виноваты?

- Ну ладно, ты только успокойся, давай, расскажи, в чем там было дело, - сказал Авель.

И Каин рассказал Авелю все, что сам знал от отца о происшедшей истории на Острове. А точка зрения Адама на происшедшее была именно такой, какой она представляется при непредвзятом чтении Торы: Всесильный и Всеведущий ввел в заблуждение Адама и Еву, пообещав им смерть за нарушение Его запрета. А смерть не последовала. Если Бог так уж заботился об этом несчастном дереве, что и плоды его нельзя было трогать, и если он так при этом любил Адама и Еву, то почему он не принял мер безопасности? Зачем надо было провоцировать Адама? Посадил бы дерево подальше и все! Поставил бы охрану! Но уж если так случилось, ну уничтожил бы обоих, сделал бы новых! Он же Всемогущий! Но нет! Он воспользовался промашкой Адама и заменил смертный приговор ссылкой, в тяжелейших по сравнению с Эденом условиях! Он выгнал обоих в ненаселенную часть Острова, обрек их на всякие трудности и жуткие условия существования. Он жестоко наказал Нахаша, гениального Человека высшей пробы, которому все остальное человечество будет обязано своим совершенством, переданным от Адама! Мало этого! Все будущее потомство Адама в тысячах поколений Бог, Любящий и Справедливый, заставил заниматься тем же самым. Проклял! Уже наши с тобой дети, - кричал Каин, - точно ни сном, ни духом не могут отвечать за действия наших родителей. А ведь будут! Будут как миленькие! И никогда не поймут, почему с ними все так произошло. Потому что нет Справедливости в мире и нет Судьи! (см. комментарий к Торе бен Узиеля). Вот почему я не считаю правильным приносить жертвы богу нашего отца. Может, какому другому и стал бы, а этому - нет! Но все равно, по-моему - животных нельзя убивать. Даже бог Адама этого бы не одобрил. В Ган-Эден никто никого не убивал!! Даже звери!!!

-Хорошо, - ответил Авель, - пусть Бог, если Он есть, сам решит, чья жертва правильнее и лучше. Сделаем так - ты положишь свою жертву на свой жертвенник, а я - на свой. Чью Бог заберет - тот и прав!

Каину нечего было возразить. Так они и сделали. Они построили второй жертвенник. И стали ждать грозу... Это был первый в истории опыт по выяснению наличия или отсутствия в мире Всевышнего.

Во время грозы молнии ударяли в оба жертвенника. Но так как на жертвеннике Авеля лежал жирный барашек, то огонь охватил его во много раз сильнее или быстрее, чем зеленые плоды Каина.

- Вот видишь! - торжествующе закричал Авель - Ха! Ха! Ха!

Этого Каин уже не мог вытерпеть. Гнев обуял его, и он бросился в драку. Дети, ну что говорить! Во время драки произошел несчастный случай. Хотя Авель был посильнее, хоть и младший брат, но он, видимо, споткнулся, упал, ударился головой о камень и умер.

Каин был в отчаянии. Он не мог показаться на глаза отцу с матерью, и в панике бежал, куда глаза глядят.

Через некоторое время Адам забеспокоился, пошел искать детей и обнаружил мертвого Авеля около ДВУХ(!) жертвенников, на одном из которых были остатки барашка. Он сразу все понял. Его горю не было предела. Он вспомнил, ЧТО Хава ответила Авелю на его вопрос. Как отец, он не мог обвинять Каина, в конечном счете - виноват был не Каин. И Адам посчитал Хаву виноватой во всей этой истории. Он так огорчился, что в один день потерял обоих детей, что в течение последующих 130 лет даже не спал с Хавой, пока до него не дошло известие о смерти Каина, которого убил случайно на охоте его праправнук Лемех.

Обратите внимание, на охоте! Все это происходило задолго до Потопа, а по Торе Всевышний разрешил людям есть мясо только после Потопа. Получается, что Всевышний разрешает делать то или другое как бы "задним числом" - ну, что с вами делать, ешьте, раз до сих пор ели! Этот момент очень важный - впоследствии Всевышний точно так же "разрешит" людям приносить Ему жертвы, хотя никакой объективной необходимости приносить какие-либо жертвы Бестелесному и Всемогущему, конечно же, нет. Но уже приносили тыщу лет, и, по всей вероятности, и дальше будут! Так что ладно, приносите, но только в одно место! - сказал Вс-вышний на Синае, поморщившись...

Известный комментатор Торы Раши утверждает, что этот Лемех был подслеповат, и, выходя на охоту, брал с собой маленького сына, который указывал ему, куда стрелять. На охоте мальчик указал отцу направление стрельбы, не разобравшись, что в кустах был не олень, а Каин. Лемех пришел в ужас от содеянного и так расстроился, что в ярости убил своего сына, может быть, посчитав его виноватым, а может и случайно. Жены Лемеха жутко разозлились на него, и отказались иметь с ним дело. Лемех привел их обоих к Адаму и попросил рассудить. И когда Адам велел женам слушать Лемеха и продолжать выполнять свои супружеские обязанности, женщины сказали Адаму: “А ты на себя-то посмотри! Ты сам из-за какой-то случайности отказываешь в том же самом своей собственной жене!

Адам был вынужден признать их правоту, и понял, что хотя Хава и встряла, что называется, "поперед батьки", но ведь и он ничего не возразил... Он помирился с Хавой, и в результате скоро родился Шет, от которого потом произошел Ной.

При таком толковании истории о Каине и Авеле все становится на свои места, и не возникает никаких "белых пятен" и противоречий. Становятся вполне понятными действия героев трагедии, и Вс-вышний в данном случае полностью "реабилитирован", потому что иначе совершенно невозможно объяснить, почему Бог не принял жертву Каина. Мудрецам приходится "притягивать за уши" объяснение, что он, мол, собрал для жертвы не самое лучшее, что под руку попалось (Раши, бен-Эзра, Шабтай), хотя это вовсе ниоткуда не следует. И выходит, что он был плохой человек - хотел обмануть Бога, который все видит (а то Каин этого не понимал!), замыслил против Авеля, убил его, безответственно отнесся к младшему брату, да и дети его, в частности Туваль-Каин, пошли той же дорожкой....

Да ничего подобного! Каин был ничуть не хуже Авеля, если не лучше. Но вспыльчивый он очень оказался, а гневаться-то и нельзя, это грех! Это как раз прямой результат той самой агрессивности. И именно этот грех имел в виду Б-г, когда предупредил Каина - "грех-то у входа лежит!", имея в виду под "входом" первую реакцию человека на нерешаемую задачу, когда нет других аргументов. "Но стоит тебе захотеть - и ты одолеешь этот грех" - сказал Б-г Каину, имея в виду под словом "грех" именно агрессивность.

Это был первый серьезный разговор Б-га с человеком. И произошел он, заметьте себе, именно в момент сильнейшего стресса у Каина. И говорил Б-г именно с праведником, объясняя ему причину его ошибки. Со злодеями Он обычно говорит не так или совсем не общается.

А что ответил Каин Б-гу, когда тот спросил его "Где брат твой, Авель?" Вот перевод Торы на русский язык: "Не знаю! Разве я сторож брату моему?" Вы думаете, это дословный перевод? Даже если эту русскоязычную Тору издали в Иерусалиме?

Так вот, в Торе написано: (даю русскую транскрипцию):

ЛО ЙАДАТИ аШОМЕР АХИ АНОХИ.

Это никак не может быть переведено общеизвестной фразой "Разве я сторож?" Во-первых, форма предложения не вопросительная, нет там вопросительного слова, нет вопросительного знака. В Торе нет вообще знаков препинания, и вопросительных в том числе. Вопросительное же предложение, да еще такое, перевод которого начинается словом "Разве", обязано это слово "разве" (АИМ) иметь в самом начале. Но этого слова в предложении нет, значит - оно не вопросительное, а утвердительное!

Во-вторых, слово ЙАДАТИ - стоит в прошедшем времени, а не в настоящем. В-третьих, ЙАДАТИ на иврите имеет значение не только "знать", но и "уметь".

ЛО ЙАДАТИ никак нельзя перевести "Разве я..." Это грубый произвол.

Каин не пытался уклониться от ответа, как нас пытаются убедить толкователи. Он-таки знал, что от Б-га не спрячешься. Дословно эта фраза может быть (и должна быть) переведена так:

НЕ СУМЕЛ Я, СТОРОЖ МОЕГО БРАТА....

Ведь он был старшим братом и хорошо знал, что должен его беречь и охранять, как младшего! И тут такое случается!

Все это показывает нам, что на описанные в Торе события можно посмотреть и с другой точки зрения, которая в моральном отношении не уступает "классической", и уж во всяком случае не вызывает недоуменных вопросов из-за действий персонажей, кажущихся нелогичными.

Потомки Адама – первые люди на Земле?

Первые потомки Каина были людьми богатырского сложения с очень большой продолжительностью жизни. Однако в жены они себе брали женщин из ближайших к ним племен, и постепенно их мозг терял преимущества мозга Адама, и главное его преимущество - свою сверхсложность. В Торе мы находим указания на то, что после бегства с Острова Вс-вышний не общался с Адамом (наверное, сильно рассердился...). К Каину Он обратился всего лишь один раз, после гибели Авеля. Ну, так ведь стресс-то был у Каина какой! А к потомкам Шета Он напрямую не обращался вообще. Первым таким человеком после Каина был Ноах (Ной), который ясно слышал обращенный к нему Голос. И это понятно - никакой системы образования не было, и мозг их формировался случайным образом, да и информацию принимал от полудиких матерей. Поэтому все потомки Каина автоматически восприняли идолопоклонство от племен, среди которых жили.

Интервалу времени между Адамом и Потопом Тора (а вслед за ней и ее комментаторы) большого внимания не уделяют. Перечисляются лишь прямые потомки Адама и Хавы, в том числе и их дочери, родившиеся после Шета. Кроме того, упоминаются какие-то гиганты, бравшие себе в жены дочерей человеческих. Мудрецы пускаются в рассуждения о том, что последующий Потоп был наслан, в том числе и за то, что якобы был аморальный порядок взятия в жены женщин. (Некоторые из комментаторов вполне серьезно утверждают, что последней каплей, переполнившей терпение Б-га, было повсеместное распространение воровства, но это мнение ни на чем не основано). Однако "за кадром" остается маленькая неувязочка, которую мудрецы предпочитают не обсуждать.

Из Торы нам известно, что после гибели Авеля Каин ушел от отца с матерью, и занимался всяческой деятельностью, в том числе "строил города" и прочее. Если Адам, Хава, Каин и Авель были единственными людьми на земле, то упоминание о "городах" совершенно непонятно, если только не воображать Каина фигурой аллегорической, от чего многие мудрецы вообще предостерегают - при любом толковании конкретный смысл и персонажи должны считаться реальными. Ибо аллегории могут завести слишком далеко...

Кроме того, известно, что Каин был случайно убит на охоте своим собственным потомком из седьмого поколения. У мудрецов принято считать, что практически все эти потомки были, мягко говоря, аморальными поганцами. Возникает вопрос - откуда эти потомки взялись, если Каин был единственным (оставшимся в живых) сыном первого человека? Даже если у Адама и Хавы были дочери, о которых упоминается в конце истории Адама, то в любом случае они родились потом, после Шета, который родился через 130 лет после гибели Авеля. И произошло это ПОСЛЕ прихода к Адаму жен Лемеха - седьмого потомка Каина - а не ДО того. Какой-то клубок противоречий, распутывать который ни у кого нет желания... Мол, неважно.

Однако с точки зрения нашей концепции никакой путаницы нет. Каин действительно бежал от отца с матерью. Но, в конце концов, он набрел на местные племена, о существовании которых мы упоминали, когда обсуждали Ган-Эденскую историю. Эти племена вели сравнительно первобытный уровень жизни, едва уцелев после Великой Катастрофы. Тот, кто не может себе представить, что в одном регионе мог одновременно существовать "Остров" с его высочайшей технологией, и совершенно отсталые способы ведения хозяйства на расстоянии буквально пятисот километров, тот, вероятно, никогда не был в современной российской глубинке; в конце ХХ века в Зарайске (название-то какое символическое!) люди пахали на лошади с помощью деревянной сохи, в то время как в Москве, на расстоянии 100 километров, делали операции на сердце и управляли полетами в космос. Совмещается, представьте себе!

Еще одна проблема Каина состояла в том, что его родители, Адам и Хава, были, как мы помним, клонированными людьми, обладавшими гигантским ростом и силой, а также очень большой продолжительностью жизни. В частности, гигантские размеры Каина являлись определенной проблемой для продолжения его рода. К счастью для него, он был еще подростком, мальчишкой, не достигшим своих "нормальных" гигантских размеров, поэтому ему удалось, в конце концов, подобрать себе нескольких жен. Этому способствовали обычаи многоженства окружающих племен - вынужденного явления в условиях тяжелой жизни на природе. Кроме того, племя сразу зауважало пришельца-гиганта (здраво рассудив, что такой товарищ может быть очень полезен племени), всячески ублажало Каина, и старалось, чтобы от него пошло соответствующее потомство.

Так и случилось. Однако потомки Каина были, естественно, меньших размеров, а также обладали значительно более простым сознанием, так как сам Каин после истории с Авелем вынужден был жить отдельно от Адама, и более не мог у него ничему научиться. Дефекты сознания передаются потомкам, потому что их тоже оказывается некому учить.

Все они жили примерно в одном районе, просто Каин старался не попадаться на глаза Адаму; но Адам и Хава, безусловно, знали о нем многое, а с женами седьмого потомка Каина - Лемеха - были знакомы лично, что следует из самого текста Торы.

Третий сын (Шет) родился у Адама и Хавы, как известно, через 130 лет после гибели Авеля. После Шета у Хавы родились также и дочери. Все они, вероятнее всего, жили одной семьей - причин для разбегания не было никаких. И вот Шета Адам учил всему, что знал сам, что было вложено в его "биокомпьютерный" мозг еще во времена его пребывания в Ган-Эден. А заодно учил кой чему и своих дочерей. По этой простой причине Шет взял в жены одну из дочерей Адама в уже более зрелом возрасте, чем это случилось с Каином; а именно, когда ему было 105 лет, у него родился сын Энош, а потом еще и дочери. К тому времени Шет хотя и был несколько меньше по своим размерам, чем его отец Адам, но был по-прежнему гигантом, и тоже прожил около 900 лет. Чистая генетическая линия, не смешиваясь с местными племенами, все еще работала очень хорошо. Но гигантские размеры Шета во взрослом состоянии физически не позволяли ему взять в жены кого-то из местных женщин, даже если бы он и захотел.

В то же время сам по себе факт женитьбы на родной сестре не вызывал никаких проблем - христианской церкви не было, да и не было никаких вариантов. Возможно, также, что генетика клонированных не приводила тогда к наследственным заболеваниям. Более того, эта практика в те времена была распространена повсеместно, и даже спустя много сотен лет, согласно мидрашу, один из сыновей Иакова (Шимон) взял в жены собственную младшую сестру Дину. Так что все нормально.

Те из вас, кто все-таки знаком хотя бы с Библией, могут спросить - а что имеется в виду, когда говорится о грехе кровосмешения, за который якобы пострадали допотопные люди и впоследствии жители Содома (Сдома) и Гоморры - ханаанских городов во времена Авраама?

Я думаю, что Тора имеет в виду под словом "кровосмешение" случаи, когда дети вступают в контакт с собственными родителями и наоборот, во-первых, и грех гомосексуализма - во-вторых, что как раз и наблюдалось в Сдоме, когда его жители потребовали у Лота выдать им трех пришельцев "для развлечения". Грех совершили дочери Лота, вступив в связь со своим отцом, но для этого им пришлось напоить его до беспамятства, сам бы Лот на это не пошел. А дочери Лота росли в Сдоме, среди содомитян, и для них это не выглядело таким уж грехом. Да и об их потомстве Тора вообще не упоминает.

Женитьба же на прямых или почти прямых родственниках была делом нормальным, а если некоторые младенцы и умирали от этого - не беда; продолжительность жизни и активность до самых преклонных лет позволяла преодолеть эту проблему количеством - тогда проще смотрели на вещи. Жена Авраама, Сара, была его племянницей - дочерью родного брата Арана. Да и остальные жены Авраама, Ицхака и Иакова были не слишком дальними родственницами.

В соответствии с ранее обсуждавшимся принципом передачи информации от мозга матери к мозгу плода во время беременности (“Геотеизм”) можно предполагать, что при кровосмешении в мозгу плода возникает невообразимая путаница на уровне записи информации в Центральный процессор. Мы не можем точно сказать сейчас, что именно там происходит, но то, что в результате этого очень часто рождаются дети с совершенно извращенной психикой - это медицинский факт. Это же обстоятельство могло послужить причиной возникновения традиций жертвоприношения первенцев у малочисленных местных ханаанских племен - практика показывала, что если их оставлять в живых, племя очень быстро вырождалось и погибало.

Таким образом, Шет продолжил прямую чистую линию клонированных. А потомство Каина оказалось вынужденно смешанным и низкоморальным. Однако, не по собственной вине, а в силу исторической случайности - гибели Авеля в результате ссоры, которая произошла по вине Каина, которая в свою очередь состояла в его повышенной гневливости, которая в свою очередь происходит из унаследованной от Яхве АГРЕССИВНОСТИ. Именно агрессивность и является ПЕРВОРОДНЫМ ГРЕХОМ, первородным потому, что он был заложен в психику Адама еще до появления его на свет - генетически, от клетки Яхве - "Бога Ган-Эдена".

Адам, в конце концов, это понял. Проявив разум и великодушие, осознав собственную вину в происшедшем с Авелем и Каином, он помирился с Хавой, и только после этого "дело пошло". Скорее всего, он смог передать это знание (и умение обуздывать гнев) своему сыну Шету и дочерям, а те - далее по поколениям. Но - лишь по чистой линии этих поколений. Почему?

Да потому, что система наследования и воспитания сохранялась только в семье Адама. Часть его сынов и дочерей, переженившись между собой, дали потомство менее гигантское по размерам, и на определенном этапе у них появилась возможность смешиваться с местными племенами (дело, как говорил Карлсон, житейское). Семья Адама была хорошо известна в округе, и вызывала у местных естественное уважение и желание породниться, как это случилось с Каином. Иногда такие случаи бывали. Об этом и говорит Тора, что богатыри брали себе в жены дочерей человеческих. Если придерживаться вполне обоснованного мнения, что Тора "слов на ветер не бросает", и каждое слово в ней имеет глубокий смысл, то следовало бы задуматься, почему вначале речь идет об исполинах, а затем, когда упоминаются дочери человеческие, говорится почему-то о богатырях.

Ответ простой - к тому времени (а это уже, примерно, времена Ноаха, лет за 500 до Потопа), сверхгиганты типа Адама (исполины) уже породили в 8-10-м поколениях людей чуть помельче, также наделенных большой силой и ростом (богатыри), но уже соизмеримых по размерам с местными жителями; отсюда и появилась возможность брать их в жены.

Процесс размножения при наличии факта долгожительства с неугасающей потенцией пошел с необычайной быстротой. Расчеты показывают, что за время пребывания сынов Иакова в Египте (210-230 лет) численность их потомков-евреев достигла нескольких миллионов, и это в условиях невысокой продолжительности жизни! За 500 лет потомки Адама вполне могли размножиться до еще большего количества. При этом надо иметь в виду, что прямые потомки Адама могли выдавать своих дочерей за местных мужиков даже раньше, чем смогли брать местных жен сами, по вполне понятным, я думаю, причинам.

Все это привело к значительному размножению людей в регионе; а поскольку никакой системы обучения у них не было, то каждый делал что хотел, и моральные нормы практически отсутствовали. Лишь очень небольшая группа людей - прямые потомки Шета - сохраняли, возможно, некоторые представления о добре и зле, выработанные Адамом на собственном опыте, на генетическом или семейном уровне. Сын Ноя (Шем) впоследствии, уже после Потопа, даже организовал школу, которой затем руководил его внук Эвер. И они учили своих детей кой чему.

После того, как возникло сравнительно устойчивое человеческое общество (племя, народ, государство), возникла и необходимость держать большие массы людей в подчинении земным властям. Это достигалось с помощью, в первую очередь, силы, и, во вторую очередь, с помощью веры в богов. Однако вера в богов была так сказать чисто “потребительской”. Боги могли ни с того ни с сего разгневаться на людей; но считалось, что это происходит главным образом из-за того, что боги недовольны количеством или качеством приносимых им регулярно жертв. Ничем другим люди были богам не обязаны. Это выглядело как случайное соседство на одной территории двух разных племен: одного - высшего, сильного (боги), а другого - послабее, вынужденного опасаться неприятного соседства и унижаться перед сильными мира сего (люди). В таких случаях нужно было только принести жертв побольше, и боги смилостивятся, что и имело место на практике - ведь стихийные бедствия рано или поздно заканчивались. Действия богов не выглядели как наказание за те или иные человеческие грехи, потому что самого понятия “грех просто не существовало. Каждый человек считал правильным то, что ему казалось правильным, поступал по собственному усмотрению, жил так, как считал нужным, стараясь взять от жизни максимум, ибо второй жизни - не будет. Человек сам решал, что для него хорошо и что - плохо, что есть Добро, а что - Зло. И получалось, что Добро - это то, что хорошо для него самого и его семьи, а Зло - наоборот. Этот способ существования и это мировоззрение были названы впоследствии "языческими". Но, если исключить жертвоприношения, жизненная философия и практика язычника мало отличается от атеистической.

Люди оценивали свои действия только с этой точки зрения. А поскольку интересы каждого не могли совпадать с интересами других людей, то и невозможно было определить, что является истинным, а что - ложным. Никто в принципе не мог работать в интересах Истины. Вот в чем состоит второй, более глубокий смысл истории о плодах с дерева познания Добра и Зла. Если отсутствует некоторая точка отсчета, относительно которой все люди определяют уровень и мотивы своих действий, то каждый из них самостоятельно определяет качество этих действий. А определяет он их на основании своего собственного жизненного опыта (по большей части отрицательного в стране язычников или безбожников), и на основании внушенных ему тем или иным способом догматов, которые у каждого племени могут быть совершенно различными. И невозможно определить, какие из этих догматов истинны, а какие ложны - каждому племени свои догматы кажутся правильными. В этом - основа межплеменной розни и войн в "языческом" мире. И в ХХ веке - тоже.

Собственно, поведение "язычника" в принципе ничем не отличается от поведения высокоразвитого животного - и те и другие действуют только в соответствии с инстинктом самосохранения - себя или в лучшем случае своего ближайшего окружения. Все остальные особенности поведения - только внешние, антураж.

Чтобы утверждать, является ли действительно "добрым" какое-то дело, нужно предвидеть все последствия его осуществления на практике. А любой здравомыслящий человек должен честно признать, что этого он сделать не в состоянии. Именно отсюда родилась русская пословица "Благими намерениями вымощена дорога в ад". Почти каждый может вспомнить случаи, когда он сожалел о сделанном им так называемом "добром деле": "Ах, если бы я знал, что так получится, я бы..." и так далее. Отдельный человек не может просчитать”, предвидеть все последствия какого-то действия. Другими словами, основываясь лишь на собственном опыте или даже на традициях, никогда нельзя быть уверенным, что то или иное действие есть "объективное благо", которое не вызовет никаких последствий, противоречащих воле и закону Вс-вышнего.

(Подробно об этом можно прочитать в разделе "Геос" параграф "Доброе дело" в книге "Геотеизм").