NAZAD This Page VPERED Home Page

Пути Господни неисповедимы, и человеку понять их не дано.
Проблемы теории Авраама
ЦельТворения.
Свобода творчества и авторитеты
Зачем же Всевышний создал человека?
"Чтобы возделывать и охранять".

Философия Авраама

Как мог рассуждать Авраам, пытаясь представить себе Вс-вышнего и образ Его мыслей и действий? Ведь только, зная Его намерения, мы можем правильно рассчитать последствия своих собственных поступков.

Внешнюю часть его рассуждений знают все - это касается идолопоклонства. Авраам путем логических рассуждений пришел к мысли, что полная гармония, которую мы видим в природе, не может быть результатом действий отдельных богов, идущих на поводу у желаний людей (приносящих жертвы с целью умилостивить их). Поэтому, скорее всего, Бог один-единственный. Но при этом возникает целый ряд вопросов, которые надо было как-то для себя решить.

Кто Он и где Он? Каковы его Цели и намерения? Почему в одних случаях Он поступает так, а в других - иначе? Чем объяснить Его загадочное поведение в истории с Адамом и Хавой? (Об этой истории Авраам знал от Эвера).

И Авраам вышел из положения чисто философски. Не исключено, что в этом ему помогли идеи Эвера. Кстати сказать, имя Эвер на языке иврит содержит те же самые три корневых буквы, что и слова "еврей" и "иврит" - (это буквы "айн", "бет", "рейш"). Это "совпадение", как и ему подобные в Торе, вряд ли случайно. Оно на что-то нам намекает. На что именно - мы узнаем позже, когда будем обсуждать вопрос "Кто такие евреи?"

Авраам постулировал (ввел утверждение) которое, как выяснилось много столетий спустя, нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Вс-вышний, Единый Бог - Всемогущ, (поскольку создал этот мир, что явно под силу только Всемогущему Существу), Всеведущ (поскольку знал, как именно нужно было создать мир, чтобы он "работал"), Неизмерим (потому что больше этого мира, иначе он не смог бы его создать), Вездесущ (так как находится одновременно везде, и в то же время нигде - этакий "принцип неопределенности Авраама", явно повлиявший на идеи Гейзенберга) и Совершенен, то есть самодостаточен - не нуждается ни в чем. Он не является ничем, похожим на человека, но в каком-то определенном смысле подобен ему в смысле того, что лишь человек из всех существ на земле способен создавать что-то, пусть не из "ничего", как это сделал Всесильный, но все-таки производить что-то новое, пользуясь при этом свободой воли. Последнее несколько спорно, поскольку в свете новейших исследований поведения животных можно считать, что элемент свободной воли у них в определенной и разной степени присутствует в поведении. Но животные ничего не создают. (Однако мудрецы сильно расходятся в самом определении – что такое “свобода воли”, и как это явление надо понимать.)

Однако самым главным, что связывает Бога с человеком, является душа человека, которой у животных в явном виде вроде бы нет. Сейчас это положение оспаривается даже религиозными деятелями, так как оно позволяет относиться к животным как к бездушным машинам, но во времена Авраама точно так же относились и к людям. Что же касается Целей Вс-вышнего - для чего Он создал этот мир и человека в нем, почему Он поступает так или иначе, не сообщая нам о своих целях - ответ следует из вышеизложенного сам собой, а именно: Вс-вышний Неизмеримо велик по сравнению с нами; цели Его никогда не могут быть нами поняты, потому что мы неизмеримо мельче Него. Так, одна клеточка печени нашего организма, даже обладай она сознанием, не может понять цели и задачи самого человека. "Разные весовые категории".

Нам остается лишь применять так называемый "ретроспективный анализ": наблюдая, получилось ли в результате наших действий добро или зло для нас и наших близких, мы можем судить, угодны были наши действия Вс-вышнему или нет. Вс-вышний - не человек, учил Авраам, но Он - Разумное Существо, хотя и не материальное. Только "задним числом" мы можем попытаться представить себе (и то не с полной уверенностью), чего именно ХОТЕЛ от нас Вс-вышний. Хотя понятие ХОТЕЛ к нематериальному Самодостаточному Существу и неприменимо, но по отношению к нам все выглядит так, КАК БУДТО Он хотел. (Вопрос о том, что представляет собой такое "нематериальное разумное Существо" - принципиально обсуждаться не может в силу отсутствия у нас каких-либо возможностей его себе представить - ну точь-в-точь как "квадратный трехчлен" в анекдоте про Василия Ивановича).

Такая точка зрения была просто неизмеримым шагом вперед, прорывом в философско-гуманитарном отношении. Она поднимала человека "с колен", на которых он стоял во времена язычества. Но она, тем не менее, утверждала, что Хозяин в этом мире отнюдь не сам человек. Все без исключения делается только по воле Вс-вышнего Существа, наблюдающего за поступками человека, и (в зависимости от их "качества") воздающего добром за добро, и наказанием - за причиненное кому-либо зло. И даже злые мысли в человеке тоже появляются по воле Вс-вышнего, и объясняются Его желанием дать мне испытание, дать мне возможность преодолеть в себе "дурное начало", которое само по себе тоже "от Бога". Вот так...

После этих формулировок оставалось не так уж много вопросов, но все же оставалось. А именно вопрос: "Если Вс-вышний Всесилен, то почему он не сделает сразу всех людей хорошими, неспособными творить зло?"

Ответ Авраама: "Вс-вышний очень ценит в человеке особое качество, отличающее его от животных - свободу воли. Он ХОЧЕТ, чтобы человек сам научился отличать добрые поступки от злых, и таким образом приблизился бы по уровню понимания мира к самому Вс-вышнему". Дело выглядит так, как будто Он хочет. (Эта точка зрения дожила до наших дней).

Тот, Кто создал этот мир, действительно должен быть Неизмеримо могуч. Он и человека создал гигантских размеров, судя по дошедшей от Адама до Авраама информации. Ведь, несмотря на то, что между ними было почти 2000 лет, их разделяло всего несколько поколений долгожителей, а сам Авраам еще был современником Ноаха, который умер примерно через 60 лет после рождения Авраама! Сам же Ноах родился через 126 лет после смерти Адама, так что о своем дедушке-прадедушке он уж точно знал максимум того, что можно было знать!

Ясное дело, что если Вс-вышний сотворил Адама, значит, люди действительно находятся если не в центре, то в круге его внимания. Итак, Он Всезнающ и Всемогущ, кажется ясно. Почему же Адам оказался в столь поганом мире?

Ответ прост, и этот ответ был получен от самого Адама. По мнению Адама, он согрешил, сорвав и съев плод какого-то дерева, о котором он и понятия не имел, что это за фрукт (знал только, что Яхве запретил его есть под страхом смерти, но Адам видел, что Хава его ела и не умерла), за что и был изгнан из Ган-Эдена. Вместе с Хавой и всем их последующим потомством. Безо всякой перспективы быть прощенными и вернуться обратно.

Сколько ни напрягай мозги, рассудок Авраама отказывался понять, как можно было за столь безобидное действие получить столь большой срок. (Объяснение этому мы дали ранее, но во времена Авраама – да и сто лет назад еще - оно было просто немыслимым). Вероятно, Яхве зачем-то было нужно, чтобы плоды дерева (по крайней мере - до поры до времени) оставались нетронутыми. Но если это было так важно, что за нарушение запрета последовало столь ужасное наказание, то почему Господь не поставил ограду вокруг дерева? Не посадил туда ангела с вращающимся мечом, как он это сделал после изгнания Адама и Хавы? Не окружил его колючей проволокой под током высокого напряжения?

Ответ, который мог предложить Авраам, был столь же прост, сколь и гениален:

Пути Господни неисповедимы, и человеку понять их не дано.

Не дано даже Адаму, который (как утверждает Устная Тора) знал абсолютно все. Что уж говорить о нас с вами, Авраам Терахович! Достаточно одной этой Ган-Эденской истории, чтобы сделать такой вывод, не нужно даже наблюдать за происходящим вокруг.

И, несмотря на все это, Авраам делает еще один вывод из своих рассуждений: Б-г Всемилостив и Всеблаг, то есть желает только добра своим созданиям. Отсюда ясно, что для того, чтобы приблизиться по своим душевным качествам к Б-гу, надо и поступать ПОДОБНО Б-гу, то есть быть максимально добрым к людям и животным. Психика Авраама полностью соответствовала этому выводу, из чего следует, что и сам этот вывод был предопределен – Авраам был ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО добрым человеком.

Ведь поскольку Бог Самодостаточен (ведь Он Всемогущ, значит, Он может Все, значит, у Него есть все, что Ему нужно), то Ему нужно ни у кого ничего отнимать, то есть причинять кому-то неприятности, так называемое Зло. А Добро – это и есть как раз непричинение неприятностей. Максимальное непричинение неприятностей - это максимальное проявление Добра, которое только возможно. Как гласит английская пословица: «Лучшие новости – это никаких новостей!»

Но по отношению к Человеку Б-г очевидно далеко не нейтрален, как мы с вами видели, "побывав" в Ган-Эден. И здесь - самая большая трудность. Нужно объяснить причины столь необъяснимых действий Яхве, несопоставимых с впоследствии сформулированным Торой и мудрецами законом "Мера за меру". Ведь согласно мнению мудрецов Тора существовала еще за 2000 лет до начала Мира ("МР"). Значит, и закон существовал, и именно такой, другим он не мог быть. Значит, преступление соответствовало наказанию! Но сам Адам никогда не мог этого понять. А Яхве не потрудился разъяснить, так он был разъярен! И это, заметьте себе, Господь Всемилостивейший и Самодостаточный, которого по идее ничего взбесить не может, да и не Человек он вовсе. Обычно так называемый “Гнев Всевышнего” на самом деле гневом не является; по существу своему это - наисуровейший приговор Суда, при полнейшей невозмутимости самого Судьи. Закон "Мера за меру" в этом смысле - закон Природы, даже Б-г его не может отменить, если он уже в Торе есть и если мир сотворен по Торе!

Но такие проблемы Авраама в то время еще не волновали. Письменная Тора была дана много сотен лет спустя на Синае; рассказы же Адама о его жизни в Ган-Эден с точки зрения Авраама могли и не быть правдой на все сто процентов, а отражать лишь точку зрения самого Адама. Конечно, все эти идеи еще требовали доработки, которая продолжалась наследниками Авраама в течение многих столетий, и завершилась построением мировоззрения, называемого в наше время “иудаизмом”.

Придя к идее Единого Бога, управляющего всем миром, Авраам уже не мог усидеть на месте. В столичном Уре Касдимском его пропаганда могла быть расценена как подрывная деятельность, царь с детства покушался на его жизнь. Поэтому он, как было уже сказано, "подается в пастухи", и, передвигаясь со своими стадами с места на место по всей стране, сеет доброе и вечное. К этому времени он, по всей видимости, уже был женат на Саре (дочери своего родного брата Арана), и она сопровождала его везде. Однако детей у них не было. Вс-вышний высоко оценил эту деятельность Авраама и увидел, что этот человек может достойно представлять Его на земле.

После очередного возвращения в Ур и произошла история с идолами во дворце царя Нимрода, в результате чего Авраам сел на десять лет. В тот момент ему было 60 лет от роду. Выйдя из тюрьмы, он отправляется с отцом в Харан, подальше от Ур-Касдимского и царя Нимрода. По прошествии еще пяти лет Вс-вышний открывается ему (Авраам слышит Голос) и велит направиться в землю Ханаанскую, которую он намерен дать потомкам Авраама, причем размножить их необычайно. И Авраам выполняет указание Вс-вышнего. Что здесь весьма и весьма важно - он принимает Его указание как руководство к действию. Прежние пророки, если таковые и были, лишь предсказывали другим, что с ними случится. Авраам был первым, кто стал действовать по указанию Сверху самостоятельно.

Проблемы теории Авраама

Предположив существование Единого Создателя мира, постоянно снабжающего этот мир жизненной энергией, и следящего за тем, чтобы все шло по определенному плану, Авраам столкнулся с несколькими трудностями.

Прежде всего - Он (Вс-вышний) должен быть Вездесущ. Куда бы мы ни посмотрели (в микроскоп или в телескоп, внутрь живой клетки или на звезды), мы везде обнаруживаем сверхвысокую для нашего понимания сложность функционирующих структур и процессов. Мы вынуждены прийти к выводу, что все эти процессы ежесекундно организуются некоей Силой, которую мы обнаружить не в состоянии. Ни во времена Авраама не могли, ни сейчас не могут. И Авраам сделал второе предположение, которое должно было объяснить первое: нужно признать и принять, что, кроме того мира, который мы видим и в котором действуем (и который потом греки называли "материальным", потому что все, что в нем есть, состоит из доступных нашему восприятию вещей и элементов), есть некий иной мир. Этот мир Авраам назвал "нематериальным".

Это даже можно считать логическим выводом. Потому что если Вездесущий материален, то его можно обнаружить в виде какой-то физической субстанции. И сразу же возникает вопрос - а откуда взялась эта субстанция, Кто ее сотворил и как? И так далее. Признавая же неощутимость и непознаваемость Вездесущего, мы сразу решаем этот вопрос однозначно. По существу, мы заменяем ответ "Не знаю" на другой ответ "Он - непознаваем". На мой взгляд, это не одно и то же. "Непознаваем" гораздо пессимистичнее, чем "не знаю". А Непознаваем почему? Потому что "Он - нематериален". А узнать что-то мы можем лишь о материальном мире. Круг замыкается.

Гениальность Авраама состояла не в том, что он предположил существование Единого бога вместо многобожия. Многие комментаторы утверждают, что многобожие возникло после единобожия - ведь Адам точно знал, что Бог - один, Адам с Богом лично общался, и для него даже вопроса такого не было - материален Бог или нет. Люди, которых я вижу только по телевизору, для меня лишь люди, и люди материальные, хотя я точно знаю, что внутри телевизора их, конечно, нет.

Гениальность интеллекта Авраама состояла в том, что он придумал неопровержимый ответ на вопрос: "Ладно, пускай Бог - один! Но где он!?" Ответ: “Он везде и Он непознаваем. О Его существовании мы можем судить только по Его проявлениям в этом мире”.

Понятно, что Некто, создавший этот мир (Вселенную), должен быть неизмеримо Силен, Всезнающ, Всемудр и так далее. И, кроме того, у Него должно быть все, что необходимо для создания этого мира и всего, что в нем появится впоследствии, то есть либо у Него ни в чем нет недостатка для этого, либо Он может все необходимое создать из ничего. А поскольку Он неизмеримо силен, то может это необходимое создать практически немедленно. (Но тогда совершенно необъяснимо, почему Ему для Творения потребовались 6 дней, а не 6 часов или минут. Неужели лишь для того, чтобы как-то обосновать существование Субботы?)

Все это (и плюс еще все, что мы можем придумать сверх этого) в наше время называется Абсолютом. Единый бог в представлении Авраама - это Нематериальный Абсолют, о котором мы ничего определенного сказать не можем. Кроме одного - однажды Он сотворил этот мир, неизвестно каким образом и неизвестно из чего. Скорее всего - “из ничего”, поскольку мира до того не было. Ничего не было. Да и сам Он нематериален, и мог для творения использовать лишь нематериальное начало, создав вначале "материю" - то есть "свет".

Ответив таким образом на вопрос о сущности Вс-вышнего Абсолюта, Авраам вывел этот вопрос за пределы обсуждения. Однако, кое-какие "непонятности" все же оставались. Например -

ЦельТворения.

Хорошо, Вс-вышний создал мир. Значит, он знал, как это сделать. Более того, Он знал, что с ним делать дальше, то есть этот мир был создан с какой-то Целью, подобно тому, как мы строим какую-то систему не просто так, для развлечения. Мы представляем себе не только в общих чертах, но и в мельчайших деталях, как система будет работать, и на каком этапе что произойдет. Для каждого блока этой системы его собственное существование выглядит как "жизнь", а с точки зрения Главного Конструктора - это функционирование Системы с какой-то целью, нам неизвестной и, более того, недоступной, потому что мы не можем выйти за пределы нашего блока. А если бы даже и вышли, то увидели бы лишь несколько соседних блоков, которые думают и чувствуют примерно то же самое. Но узнать назначение всей системы мы, похоже, не можем принципиально?

Однако все, что есть в мире, должно было быть в распоряжении Вс-вышнего для того, чтобы его создать. И даже еще кое-что должно быть сверх того. Значит, у Него есть все. Значит, он Самодостаточен. И Он Всемогущ. Другими словами, у Него должна быть в неограниченном количестве материя и энергия. Более того, если Он Всемогущ, значит, в принципе Ему достаточно иметь только Энергию, потому что Материю Он может творить из Ничего. Значит, он Самодостаточен, и может мгновенно удовлетворить любое свое желание. Отсюда прямо следует, что никаких желаний у Него нет, по крайней мере - желаний, имеющих протяженность во времени больше мгновения.

Если вы руководствуетесь "этой логикой", то вы никогда не сможете ответить на вопрос, почему для создания мира потребовалось 6 дней, а не 6 секунд или того меньше. Придется опять сослаться на "неисповедимость". Так захотел Вс-вышний. Точка.

Но если вы последовательны, и если вы утверждаете, что Он - Непознаваем, вы должны честно сказать, что вы не только не знаете, а и не можете знать его Цель. Мы это только что и сформулировали. Поэтому и нечего Ему приписывать какие-то вымышленные абстрактные цели. Приписывать Ему единственное желание наслаждаться молитвами праведников самому и наслаждать все свои создания - означает считать Его столь же развитым в интеллектуальном отношении, сколь и мудреца, который придумал Ему эту цель (потому что не мог никак иначе объяснить Его действий).

Но, с другой стороны, если Он создал мир и принимает в его функционировании непосредственное участие (а на этом стоит все учение Авраама), то у Него есть какие-то цели, задачи. Без цели ничего не делается. А раз это так, значит нельзя говорить, что он Совершенен (нет потребностей) и Всемогущ (потому что иначе Он достиг бы своей цели сразу и мгновенно). А это, по-видимому, не так. Значит, у Него все-таки чего-то недостает, и именно этим только и определяется и объясняется Его деятельность.

Налицо так называемое "циклическое противоречие", которое разрешить невозможно. Но ясно, что если о намерениях Вс-вышнего мы можем судить только по результатам Его деятельности, то одно из двух:

а) или результат на данный момент достигнут, что маловероятно, потому что столь гнусно устроенный мир как Цель Творения мог быть задуман лишь в качестве тюремной зоны для преступных душ.

б) или результат на данный момент не достигнут, что само по себе странно - Вс-вышний шесть дней творил мир, на седьмой отдыхал, решив, что все "хорошо очень". Он что, не знал, как пойдут дела дальше?

Однако, не понимая, в чем состояла Цель Творения, нельзя понять и роль человека в мире, а стало быть, нельзя сформулировать объективные правила его поведения. Одни считают так, другие - иначе, и никакой средней точки зрения тут быть не может.

Получается, что, несмотря на наличие в мире Внешней Непреодолимой Силы, требования Абсолютной Морали сформулировать нельзя, поскольку неизвестна доподлинно ни цель Творения вообще, ни цели, преследуемые Вс-вышним в каждый данный момент. А мы-то надеялись, что достаточно только одной независимости морали от человека! Оказывается, еще и Цель нужно знать! А ее-то как раз знать и нельзя!

И Авраам, помня рассказы Эвера о жизни Адама в Ган-Эден, предлагает свой вариант понимания Цели Творения.

Оказывается, мир-то был сотворен самым наилучшим образом. И если бы Адам не нарушил запрета Вс-вышнего (не есть плоды с "дерева добра и зла"), История Мира на том могла бы и закончиться. Ган-Эден продолжал бы свое существование, и жили бы они в раю, где выполняли повеления Вс-вышнего "плодиться и размножаться", а также "возделывать и охранять" (Ган-Эден, а не землю!). А теперь вот нам всем приходится расплачиваться за действия Адама. Вс-вышний имел желание создать Совершенного Человека, и это понятно, потому что сам Вс-вышний Совершенен, и ничего несовершенного он создать не может по определению. Все созданное Им в мире - совершенно, потому что идеально приспособлено для той или иной цели своего существования.

Человек же получился, по-видимому, несовершенным, даже по Ган-Эденским стандартам. А почему? А потому, якобы, что у него было два свойства, данных ему Вс-вышним и отличающих его от животных: свобода воли, во-первых, и возможность творить, во-вторых. Свобода воли необходима, чтобы творить, иначе это не Творец, а автомат в сборочном цеху. Так что возможность творить - это главное, именно по этому параметру определяется наше подобие Вс-вышнему Творцу: Он - Творец, и человек - Творец. Потому что единственное, что нам известно об Абсолютном Нематериальном Вс-вышнем - что Он Творец, Он сотворил этот мир.

Надо сказать, учитывая Ган-Эденскую историю, что принцип подобия Авраам, конечно, узнал не из Торы, а по традиции от Адама, который уж это знал точно, ибо был похож на Яхве как две капли воды, отличаясь от него только размерами.

Но творчество без свободы воли невозможно. Поэтому, вложив в человека желание и способность творить, то есть способность мыслить отвлеченными категориями, Вс-вышний был просто вынужден дать ему еще и свободу воли.

Но свобода воли предусматривает возможность ошибочных действий при выполнении определенной задачи. Безошибочные действия возможны только при соблюдении каких-то инструкций. И Адаму были даны эти инструкции - не есть с дерева. (Что это значило - никто понять до сих пор не может).

Самое философское мнение имеется в иудаизме. По мнению мудрецов до поедания плодов Адам мог различать только между истинным и ложным, а после - стал классифицировать свои действия по принципу "хорошо-плохо", то есть по критерию личностному, не вполне объективному. Только Абсолютный Вс-вышний, имея всю полноту информации и собственные критерии "добра и зла" может судить о собственных действиях и действиях остальных своих созданий. Человек - не может. Философия, однако...

Вс-вышний - тоже Творец, и, безусловно, обладает свободой воли, присущей Творцу. Но он обладает и бесконечно большой информацией, позволяющей ему предвидеть последствия чьих-либо действий (и, понятно, своих собственных) на очень большой период времени. Зачем Ему нужен был человек? Ему было скучно?

Нет. У него было Желание Творить именно от полноты всего, что у Него было! Так нам объясняет намерения и действия Вс-вышнего классический иудаизм в лице его современных проповедников. Говоря грубо - у Него руки чесались сотворить что-нибудь Этакое. Почему мы так можем думать? Да, повторяю - по факту! Раз Сотворил - значит, имел такое Желание. Все просто. И нечего ставить вопрос о Цели. Захотел! Как пел Булат Окуджава: "Для чего - не нам судить!"

Старый анекдот. Разговор двух приятелей:

- Ты знаешь, мне вчера хотели дать по морде!!
-
Откуда ты знаешь?
- Так ведь если б не хотели, то не дали бы!

Я прошу вас все время держать в голове мысль-напоминание, что Вс-вышний Совершенен и Всемогущ, и, значит, человек ему был объективно не нужен как инструмент - Он прекрасно мог обойтись без него.

Но как же тогда быть с человеком? Какова цель человека в этом мире? Получается, Вс-вышний сотворил человека как нечто не вполне Совершенное? Но этого же не может быть по определению! Получается, что Бесконечно Мудрый и Всеведущий не смог преодолеть простого противоречия в создаваемом им творении (человеке) - противоречия между свободой воли (отличающей человека от животных) и ограниченной информацией (отличающей человека от Бога). И это при том, что даже мы сегодня приблизительно понимаем, где именно и какие нужно было поставить "автоматические предохранители"! И возникает Первое Главное Сомнение - нет, пока не во Всесильности Вс-вышнего, а лишь о правильности, внутренней логичности нашего представления о Нем.

Специалистам хорошо известен один психологический опыт. На гладком полу имеются две зоны, расчерченные на квадраты, белые и черные. Зоны соприкасаются между собой вдоль прямой линии. На первой зоне квадраты нарисованы обычным способом, как мы видим квадрат, глядя на него сверху. А по другую сторону от границы между зонами (в другой зоне) квадраты нарисованы так, чтобы создавалась иллюзия перспективы, иллюзия высоты - квадраты как бы уходят вниз, сходясь и уменьшаясь в размерах.

Затем трехмесячного ребенка, еще не становившегося на ноги и не знакомого с понятием высоты и возможностью упасть вообще, пускают ползать по этому полу, по зоне с нормальными квадратами. Так вот, дойдя до границы, которая воспринимается им как граница над пропастью, ребенок никогда не сделает движения в сторону пропасти, он отползает от нее прочь. Эти опыты были строго поставлены и описаны в литературе.

Это означает, что в “центральный процессор” мозга маленького ребенка вложены ограничители, которые мы обычно называем "инстинктом самосохранения". Это не то же самое, когда ребенок не лезет в огонь, если хоть раз обжегся. Он НИКОГДА не пересекает границы над пропастью, не имея первоначально никакого опыта падения! У него есть полная свобода воли ползти куда угодно, и мы даже (как Вседобрый Вс-вышний) защитили его от реального падения лишь иллюзией пропасти, но - не ползет! Не понимает еще ничего, а не ползет!

Если такой "механизм" имеется даже у трехмесячного ребенка, это напрочь опровергает рассуждения о невозможности даже для Вс-вышнего создать существо, у которого есть свобода воли и одновременно способность принимать правильные решения в критических ситуациях; существо не ошибающееся, и уж тем более не нарушающее столь простые требования Вс-вышнего как "не есть с этого дерева".

Автор специально проводил простейшие эксперименты над своей трехлетней дочерью: показывал ей красивые ягоды на кусте (волчьи ягоды и ежевика) и говорил - вот видишь, какие красивые! Они даже очень сладкие! Но их нельзя есть - будет очень больно в животе!

Я не был для нее Господом Богом, а она, конечно же, не обладала всей мыслимой информацией, как это иногда приписывается Адаму. И, конечно же, она не знала слова "умрешь". Я только хотел, чтобы она как-нибудь, когда останется одна, не поела случайно того, что я ей иногда запрещал. Скажем "волчьи ягоды".

Вы думаете, она когда-нибудь нарушала запрет? На всю жизнь осталось у ней отвращение к ежевике (!), на которую я ей указывал в порядке эксперимента. Для постороннего человека явление совершенно необъяснимое, если не знать предыстории. А вы говорите - свобода воли....

Мудрецы говорят: Вс-вышний не хотел создавать робота, он хотел создать Человека со свободой творчества, а тот якобы проявил своеволие и нарушил запреты. Отсюда делается вывод, что иначе и быть не может - раз есть свобода воли - вот видите, что происходит! Несовместимы, мол, свобода воли и бессознательное выполнение ограничений. Но это предположение не выдерживает простейшей практической проверки. И не нужно ни в какой Ган-Эден ездить.

Свобода творчества и авторитеты

Однако, находясь в рамках, заданных классической философией иудаизма, этот вопрос и нельзя решить с помощью более убедительных аргументов. Тем не менее, каждый из нас знает на собственном опыте и из опыта известных творческих личностей, что свобода творчества обычно просто несовместима с признанием авторитетов. Необходимость в принятии решения по собственному разумению и воле возникает в двух случаях – когда авторитеты не дают ответа на вновь возникающие вопросы (и даже просто на вопрос «Почему»), или в случаях, когда действия авторитета противоречат личному опыту человека-творца.

Всевышний «объяснил» Адаму, «почему» нельзя есть плоды этого дерева: «Смертию умрешь!» - сказал Всевышний. Но разве Адам мог знать значение этого слова, если в Ган-Эден, как известно, никто не умирал? Вот почему «объяснение» Всевышнего осталось для Адама неубедительным. Вот почему я в эксперименте с дочкой не сказал ей: «Нельзя это есть, а то умрешь!» Не знала она значения этого слова, и не могла правильно истолковать запрет.

Я также понимал, что если вдруг моя жена съест на глазах у дочки ягоду ежевики, то жизнь дочери будет поставлена под угрозу – она может захотеть попробовать и волчьи ягоды – ведь мои слова не оправдались! Я перестану быть для нее авторитетом, слова которого подтверждаются практикой. Поэтому я строго-настрого запретил это делать моей жене.

Творчество начинается там, где на возникающие вопросы не дается удовлетворяющих человека ответов, или действия и ответы авторитетов противоречат действительности. Имеющийся у человека РАЗУМ (способность делать логические выводы из наблюдаемых явлений) инициирует необходимость творить, то есть принимать те или иные решения в неопределенной обстановке. Поэтому творческие способности являются просто следствием развития разума (уровня мышления), и именно поэтому их можно в человеке или развивать, или угробить.

Зачем же Всевышний создал человека?

И все же у нас нет ответа на главный вопрос – ЗАЧЕМ Он создал человека? Работать и охранять Ган-Эден? А Он не мог одной микромыслью решить все проблемы Ган-Эдена? Всемогущ?

Этот момент - один из самых трудных. Современный человек считает одной из главных ценностей - свободу. И с этим уже ничего поделать нельзя. Идея свободы превратилась в своеобразную веру, и, возможно, за два последних века за свободу отдали свои жизни едва ли не меньше людей, чем в свое время за любую другую веру. Поэтому и считается, что идея свободы освящена кровью.

И вдруг человек, знакомясь с иудаизмом, обнаруживает, что это самое дорогое у него хотят не просто отнять, а чтобы он сам это добровольно отдал. Требуются, знаете ли, серьезные основания, чтобы это сделать, да еще чтобы это правильно понять.

И все это должно происходить на фоне того, что "пути Господни неисповедимы", намерения и цели его нам принципиально неизвестны. Так что тезис "Свобода - это осознанная необходимость" не так уж глуп, как кажется. Если в центре мироздания стоит человек, как меня уверяет атеизм, и если мне эта идея нравится, я никогда не променяю свою свободу на какую-то там "необходимость".

Если весь мир создан для человека и его счастья, как меня хором уверяют атеизм и иудаизм, то почему я должен "полностью подчинить свою волю воле Создателя?" Ведь если Он меня создал с этой свободой воли, значит, Он имел в виду, что я ей буду пользоваться! Но подчинить свою волю чьей-либо воле, в том числе даже Его воле? Отказаться от этого уникального свойства человека либо как от ненужного, либо даже как от вредного!? И, значит, тем самым пренебречь творением Создателя, да еще каким! То есть совершить тяжкий грех - выказать Ему свое пренебрежение бесценным подарком! Противоречие! Следовательно, нужно не подчинять свою волю чьей-то воле, а всего-навсего правильно ею пользоваться. А "правильно пользоваться" значит - пользоваться либо в интересах Создателя, либо так, чтобы это не противоречило Его интересам, целям. Но тогда надо точно знать, в чем эти интересы состоят, или уметь их определять "по ходу пьесы". Причем уметь это делать самому, а не бегать по каждому поводу к руководителю, что допустимо лишь на этапе обучения. Иначе вы рискуете подпасть под влияние руководителя и потерять эту свободу воли.

Стоп! Вам это ничего не напоминает?

Все для человека! Все ради человека! Свобода - это осознанная необходимость! Нужно уметь подчинять свои личные интересы общественным! Партия - наш рулевой! У нас есть научная программа построения счастливого будущего для всех и каждого! Уже нынешнее поколение людей будет жить при коммунизме (читай - в мессианскую эру)! Изучайте великое наследие - учение Маркса-Энгельса, Ленина-Сталина! И так далее и тому подобное...

Пардон, мы это, кажется, уже проходили в седьмом классе?

Если мне заявляют: что я - человек ничтожный по сравнению с Марксом и Энгельсом, а я думаю, что в любом случае я - человек разумный, "гомо сапиенс" так сказать, то у меня возникает естественное желание выяснить степень своей ничтожности по отношению к великим умам человечества. У других - не вызывает, а у меня - таки да. И когда я после нескольких прочтений "Капитала" вдоль и поперек выясняю, в конце концов, что там допущена сначала логическая ошибка, а потом и просто ошибка арифметическая, да еще, по-видимому, преднамеренная (потому что нужно как-то было выходить из положения, логика не прощает нарушений), то у меня возникают сомнения в правильности пути, на который меня пытаются толкать те, кто добросовестно изучает и хранит "великое наследие". Потому что таких людей интересует только один вопрос (как учил гений революции) - "Вопрос о власти".

***

Однако вернемся к Аврааму, которого мы бросили в море его собственных сомнений.

Естественно, у Авраама возник следующий вопрос: "Можно ли, не зная Цели Творения Вс-вышнего, тем не менее, поступать "правильно"? Что тогда вообще значит "правильно"? В соответствии с какими такими "правилами"?

Авраам был очень добрым человеком. И, перебрав все возможные качества, которые могли бы быть у Вс-вышнего (хотя бы и нематериального), он остановился на одном - бесконечная Доброта к своим созданиям, бесконечное сочувствие. Обладая свободой воли, Его создания (люди) действуют не всегда правильно, но Он, желая им только добра, вынужден наказывать их, как это делает самый хороший и любящий отец.

- Посмотрите! - говорил Авраам. Разве есть в мире нечто более совершенное, чем человек? И если Вс-вышний на самом деле Бесконечно Добр ко всем своим созданиям, то насколько же добрее Он должен относиться к человеку? Ведь согласно Торе, результатом шести дней Творения был именно человек, а не дельфин какой-нибудь, будь он трижды разумен!

И Авраам делает еще одно предположение, которое, естественно, нельзя ни доказать, ни опровергнуть, поскольку на этот вопрос может ответить лишь Сам Вс-вышний, а как Его спросишь? Авраам утверждает: "Мир создан только ради Человека, ради его счастья и наслаждения".

То есть Авраам формулирует предположительную Цель Творения. В пределах собственного разумения, конечно. Письменная Тора не утверждает, что Вс-вышний открыл эту Цель Аврааму. Письменная Тора даже нигде не упоминает про эту самую Цель. Это все - Устная Тора, данная в качестве пояснений к Торе Письменной.

Но не кажется ли вам странным, что столь важный момент, без которого даже нельзя толком определить обязанности человека по отношению к Вс-вышнему, не указан в “основном документе” вообще?

Однако многие, слушавшие Авраама, не были столь добры и оптимистично настроены, как он. Они указывали ему на неизмеримое количество несчастий, которые имеет в этом мире человек. И Авраам говорит, что все это - для блага?

- Конечно! - отвечал Авраам. - Ведь судья, который сажает человека в тюрьму, утверждает, что это делается для его же блага! Будешь хорошо себя вести - тебя выпустят досрочно! Да еще наградят потом ценным подарком!

Конечно, Авраам не был склонен "очеловечивать" Создателя после того, как сам же предположил, что Он - не человек. Авраам сделал такой вывод, базируясь на собственном опыте, и наблюдая судьбы других людей, включая историю Адама, которую он услышал от Эвера.

- Ведь посмотрите, все, в конце концов, складывается наилучшим образом - утверждал Авраам, - и даже тогда, когда человек умирает. На все Воля Вс-вышнего, и Он лучше знает, что нужно человеку.

Но если кто-то вам делает только добро (или стремится это делать), то какова должна быть ваша чисто человеческая реакция на это (а не кошачья - съел мясо в миске, облизнулся и пошел гулять)?

Человеческая реакция на добро, полученное от кого-то - это благодарность. И получается, что Вс-вышнему ничего от нас не надо кроме благодарности! В форме благодарственных молитв или жертвоприношений, как знак того, что мы помним о Нем и уважаем.

Тут, конечно, Авраам попал что называется "в самую точку". Практика человеческая, по-видимому, подсказывала Аврааму, что намного легче создать мир, чем получить благодарность от человека. Если Всесильному и Неизмеримому и могло чего-то нехватать, то именно человеческой благодарности. От Него Самого это не зависело. С этим не поспоришь! Только вот ЗАЧЕМ ему нужна эта благодарность, - это снова вопрос.

Что же касается правил поведения, то Авраам усвоил от Эвера все Законы Ноаха, и прибавил к ним еще как минимум один от себя - обязанность гостеприимства.

Нельзя сказать, чтобы Авраам делал это совершенно бескорыстно. Принимая путников, он проводил среди них "разъяснительную работу", пропагандировал свое учение, и, бывало, очень огорчался, когда ему это не удавалось (см. мидраш со стариком, которого Авраам выгнал, а потом, после объяснений с Вс-вышним догнал и вернул). Однако, поскольку он все-таки использовал гостеприимство ради пропаганды святого дела, это ему было зачтено мудрецами как "плюс".

Суммируем сказанное:

а/ Еще в детском возрасте Авраам предположил существование Единой Силы, управляющей всеми процессами в этом мире, назвав эту Силу Единым Богом.

б/ В юношеском возрасте в процессе обучения у Эвера, он разделил весь мир на материальный и нематериальный, оставив за Вс-вышним область нематериального, считая ЭТО нематериальное первичным, вечным (существовавшим до акта Творения) Всесильным Богом, способным Творить Нечто из Ничего. О Нем мы ничего не можем сказать в принципе, потому что Он непознаваем, а можем лишь судить о Его присутствии по тем или иным проявлениям Его действий в этом мире, по последствиям. И, чем меньше мы знаем о возможных причинах происходящих процессов и явлений, тем больше у нас оснований считать их чудесными проявлениями Воли Бога. Однако и обычные вещи (стол и стул), хотя и сделаны руками людей, тоже являются в определенной степени Его проявлениями, как и весь этот мир. Вот так.

в/ Единственное известное свойство Вс-вышнего - Его способность Творить. Ибо известно еще от Адама, что в течение некоторого времени Он создал всю Вселенную и, в конце концов, человека.

Ни одно из положений (а, б, в) нельзя ни доказать, ни опровергнуть. ПРИНЦИПИАЛЬНО нельзя, а не потому, что наших знаний нехватает. Ответ на все эти вопросы по существу один: "Мы этого не знаем и никогда не узнаем". Человек, идеологически стоящий на такой позиции в философии называется "агностик". Но если он при этом еще верит в существование Нематериального Абсолюта, то он - религиозный агностик. По-простому же такой человек называется верующим, религиозно настроенным.

Религиозные агностики говорят: "Мы этого не знаем, и никогда не узнаем, потому что этого вообще узнать нельзя. Но мы все-таки верим в причинно-следственную связь между грехом и наказанием, хотя и с большими оговорками, потому что никогда точно не знаем, насколько правильны наши действия. Нашим предкам были в свое время даны указания лично Вс-вышним, и эти указания мы обязаны выполнять, не задумываясь ни о причине этих указаний, ни о последствиях, потому что все - во власти Вс-вышнего. А так называемая "свобода воли" - она, конечно, есть у человека. То есть ему кажется, что она есть. А на самом деле у Вс-вышнего существует множество сценариев, по которым Он может осуществлять свои цели-программы. И мы, поступая так или иначе, можем пройти по одному "маршруту", а можем - по другому. Но все равно придем туда, куда надо Ему".

И это тоже нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Да и незачем. Религиозный человек убежден на самом деле только в одном - если он будет выполнять те или иные действия, поступать так-то и так-то в тех или иных случаях (это называется соблюдением заповедей), то за это будет только поощрение и не будет наказания. Однако и в тех случаях, когда наказание следует независимо от выполнения заповедей, религиозный человек говорит: Значит, я наказан за грехи, которые я совершил, но даже не заметил. А, возможно, за грехи других людей. За какие - не знаю, это знает только Вс-вышний. Потому что я принадлежу к этому народу, а он карает весь народ. Это принцип коллективной ответственности. Значит, народ грешит так, что достоин наказания. Но мне это точно неизвестно, я сужу о намерениях Вс-вышнего по Его проявлениям. А настоящую причину я понять все равно не могу, так как мне надо для этого стать на Его уровень, а это невозможно по определению”.

Кто я в таком случае? Агностик.

Оказывается, что человек, который верит в существование Вс-вышнего, является агностиком (?!), то есть он считает, что ничего, в конечном счете, точно узнать о мире нельзя. Вот оказывается, к какому странному выводу можно прийти, если руководствоваться простейшей логикой, когда дважды два - это четыре, а не "сколько прикажете". Но, конечно, он не последовательный агностик, а верующий. Последовательный агностик утверждает, что даже о существовании бога он ничего знать не может. В этом состоит разница между иудеем (верующим агностиком) и просто агностиком, которые не имели за спиной Традиции предков, Торы. Это были представители других народов.

Однако, если мы отвечаем на вопросы таким образом, то возникают новые вопросы. О Цели творения, например, вообще, и о цели и назначении человека в этом мире. И Авраам, делая вид, что объясняет, на самом деле выдвигает еще одно предположение, уже "логически" выведенное довольно сложным образом, а именно:

г/ Вс-вышний Всеблаг, то есть создал этот мир для наслаждения всех своих творений. Авраам помнил, что рассказывал ему Эвер о жизни Адама в Ган-Эден - львы не ели овец и пр., а иначе какое же это благо для овец, если бы их ели? Для наслаждения ВСЕХ творений, в том числе и в первую очередь - человека. А то, что это не вяжется с сегодняшним состоянием окружающей среды, так это вина грехопадения Адама - из Ган-Эдена выгнали и Ган-Эден разрушили, а за что - остается только догадываться, потому что сам Адам ничего вразумительного (кроме голых фактов) сообщить не мог.

Ну, а отсюда с помощью простой "логики" лишь один шаг до первейшей обязанности человека перед Вс-вышним - благодарить Его за то, что вообще не уничтожил, за то, что дает хлеб и крышу каждый день и вообще за все. Потому что очень трудно объяснить логику Вс-вышнего по результатам Его деятельности как в Ган-Эдене, так и на Земле, и пусть этим занимаются мудрецы и потомки, не наше это дело.

Итак, первая обязанность человека - постоянно чувствовать присутствие Вс-вышнего в мире, и благодарить его в молитвах или жертвоприношениях (а оно Ему надо?) просто как сын - отца, как порядочный человек это делает. А после вручения еврейскому народу Торы на Синае первейшей обязанностью человека стало учить Тору и пользоваться ее указаниями во всех случаях.

Но что написано в Торе по поводу роли человека? Разве там написано, например, что "...и сотворил Вс-вышний человека для счастья его и удовольствия, и чтобы благодарил он Вс-вышнего и учил Тору Его..."? Нет, там так не сказано, это уже потом "вычислили". А значит, Цель Творения человека могла быть и другой? Тора говорит с людьми человеческим языком, это общепринятый тезис, и это значит, что человек ее всегда может понять, по крайней мере - на своем уровне знаний. Да, можно сказать, что Тора ничего не говорит нам о цели сотворения мира вообще. То есть, если из Торы это и можно понять, то на каком-то другом уровне знаний, может быть на кабалистическом, может быть - на научном.

Но ведь Тора открытым текстом сказала нам о цели сотворения человека!

"Чтобы возделывать и охранять"

Некоторые учителя Торы, когда комментируют слова Вс-вышнего "и увидел он, что это - хорошо", любят сравнивать сотворенные части мира с деталями от автомобиля "Мерседес" - мол, "хорошо" - это значит "полностью соответствует своему назначению". Когда Вс-вышний закончил процесс Творения мира, Он увидел, что это "хорошо очень". Потому что полностью соответствует задуманному. Получился мир ("Мерседес"), который как целое был качественно выше составляющих его частей. Просто на моторе ездить нельзя, и на колесах - нельзя, а на "Мерседесе" - можно. А затем он создал человека, чтобы "возделывать его" (ухаживать за ним) и "охранять".

Как вы думаете, кто больше подходит на роль "работать и охранять" - хозяин "Мерседеса" или его сторож или механик гаража? Ответ ясен - это явно роль сторожа или механика. Но разве логично предполагать, что "Мерседес" был создан для того, чтобы сторож его охранял (как утверждают мудрецы - сам от себя, чтобы - не дай бог! - не испортил) и получал зарплату?

Значит, мир-мерседес был создан для чего-то другого!? Логика подсказывает, что скорее всего он был создан для нужд самого Хозяина (Всевышнего)! Но обслуживающему персоналу (человеку) не обязательно (а иногда и не следует) знать, как использует мерседес его хозяин. Его дело – держать вверенный ему мерседес в порядке. И вот для этого ему должны были быть даны все инструкции. Этими инструкциями по общему мнению является Тора.

Вместо "Мерседеса" мы можем представить себе загородную виллу, которую неизвестный нам Некто построил (предание говорит, что за шесть дней) много-много столетий назад. И когда все строительные и садовые работы были закончены, осталось лишь одно - пригласить садовника-сторожа (или управляющего, как хотите), чтобы тот "возделывал сад и охранял бы его". А сам Хозяин на вилле появляется крайне редко; в поколениях сторожей сохранилась легенда, что последний раз Он посещал виллу три тысячи лет назад, оставив письменные указания сторожам, как вести хозяйство, чтобы вилла не сгорела. И это, возможно, так и было, потому что зачем бы сторожам врать, тем более при наличии Документа (Торы), а другого все равно нет. Так что на тот случай, если Хозяин (или его уполномоченный - Мессия) вновь объявится на вилле, мы всегда можем оправдаться, что вели себя так, как Он нам заповедовал.

Но затем сторож виллы, находясь на ней долгое время в одиночестве, и собирая плоды с окружающего виллу сада, решил однажды, что вилла построена специально для него, чтобы он жил в ней и был счастлив. Потому что дело именно так выглядит с его точки зрения уже примерно пару тысяч лет.

Мало того, глядя на жителей соседней деревни, приносящих жертвы своим выдуманным богам, сторож на всякий случай решил поступать точно так же, в знак уважения к собственному Хозяину. Он забыл на минуточку, что "жертвы" эти растут и пасутся в саду Хозяина, и приносить в жертву Хозяину его собственное добро, по меньшей мере, абсурдно, а на деле является преступлением. Ну и что, что ты пахал и сеял в саду Хозяина, и получил хороший урожай? Ты был обязан это делать и плоды эти - не твои! Скажи спасибо, что тебя не выгнали со службы, когда в прошлом году неурожай случился! А ты еще одну десятую часть сжег тогда "в честь Хозяина!", и при этом просил Его послать в будущем году урожай побольше!

Как будто это от Него зависит! Лучше бы посеял на 10 процентов больше и выполнил заповедь "возделывать!" не на 90, а на 100 процентов! Эту заповедь, кстати сказать, никто не отменял, поэтому изучение Торы - вещь нужная, но не в ущерб первой заповеди.

Если мы с вами продолжим обсуждение этого вопроса, мы залезем в такие философские дебри, из которых не выпутаемся. Авраам и не пытался. Он решил вопрос просто: "Незачем ставить вопрос о Цели вообще. Пути Господни неисповедимы!" Таким образом, вопрос о Цели Творения на деле выводится за пределы обсуждения, чтобы не отвечать на него простым человеческим способом - "Не знаю! Не могу знать!" А чтобы отвечать на вопросы малолетним детям, был заготовлен ответ: “Создатель сотворил этот мир и человека в нем, чтобы тот непрерывно благодарил своего Создателя за все, что он дает”.

И чтобы вы не подумали, что тут смеются над вами или над Учением, вот слова одного из современных комментаторов Торы:

"Наблюдение за собственным сознанием подсказало Аврааму необходимость благодарить великого Благотворителя. Так он понял великую мотивацию, которая побуждает человека полностью подчинить свою волю воле Создателя".

Ссылки специально не даю.