NAZAD This Page VPERED Home Page

Ицхак и Ривка

Почему у Сары, Ривки и Рахели
дети рождались в позднем возрасте?

Здесь мы забегаем немного вперед, так как ничего еще не сказали о двух других выдающихся женщинах – праматерях еврейского народа. Но сделать это необходимо.

"Всем было известно, что Сара была бесплодна - у нее не было и не могло быть детей" (Вейсман, “МР”). Само по себе утверждение весьма спорно и по существу и по форме. Кто это проверял и вообще мог проверить?

"Праматери еврейского народа были долгое время бесплодны - это общеизвестный факт". (Это - из другого "источника") Только Лея функционировала нормально. Почему?

Авраам, Ицхак (его сын) и Иаков (внук) брали жен только из среды своих родственников. Причина была проста: не было вариантов, с местными они общаться не желали. Было уже ясно, что брак с местными сильно влияет на продолжительность жизни детей, да и на их психику. Наиболее долго жили продолжатели прямой наследственной линии Адама, и нам теперь понятно, почему. Семья трех братьев (детей Тераха) - Авраама, Нахора и Арана вела свое родословие прямо от Ноаха, а значит - от Адама. Это было родословие долгоживущих гигантов, сила и продолжительность жизни которых постепенно угасала, но, тем не менее, они еще выделялись на фоне других людей. Кроме того, они не просто жили долго, а и еще и сохраняли молодость. Саре уже было очень много лет, когда она понравилась фараону, но он даже не заподозрил в ней пожилую женщину - так молодо она выглядела. Я уже говорил, что есть также мидраш, где Авраам просит Вс-вышнего как-то все-таки отличать стариков от молодых, потому что его путали с Ицхаком. Ицхак вообще был очень похож на Авраама, но Авраам к тому же очень медленно старел. Вс-вышний якобы решил, что просьба правильная, и наградил Авраама морщинами. (Отметим лишний раз, что все это становится ясным и естественным только с точки зрения нашей концепции о происхождении Авраама "по линии клонированных".)

Сара была племянницей Авраама - дочерью Арана, родного брата отца Авраама. У Арана были две дочери - Сара (Йиска) и Милка. На одной из них женился Авраам, на другой - Нахор. Это произошло еще задолго до гибели Арана.

Ривка, жена Ицхака, была сестрой Лавана, и оба они были детьми сына Нахора - Бетуэля, который не считался образцом поведения даже на фоне бытовавших тогда диких нравов. Не был праведником, мягко говоря...

Лея и Рахель - жены Иакова - были дочерьми Лавана, брата Ривки.

Таким образом, все они были близкими родственниками.


Родословная семьи Тераха (отца Авраама)

Поэтому возможно, что в этой семье генетика работала не совсем так, как у местных племен. Браки такого рода у обычных людей в наше время приводят к повышенной детской смертности и наследственным заболеваниям. Слава Богу, здесь ничего этого не случалось (по крайней мере, мы об этом прямо не информированы), но бесплодие женщин вполне могло иметь место.

Вот почему засмеялась Сара, услышав в возрасте 99 лет предсказание о рождении у нее в будущем сына. И не потому, что она была уже стара (как толкуют некоторые мудрецы) - она прожила еще 37 лет после рождения Ицхака, и могла бы прожить и дольше. Просто в течение 68 лет после замужества у нее не было детей! Так с чего бы им появиться? Другое дело, что столь поздние роды исключили возможность последующих, и она страшно боялась за жизнь Ицхака, ибо понимала - другого сына не будет.

Мудрецы учат, что Вс-вышнему нужны и приятны молитвы праведников. Как мы уже говорили, это входит в противоречие с Его Самодостаточностью. Зачем ему наши молитвы, у Него все есть и без того? Но роль молитв, которые возносила Ему Сара в данном случае, состояла в том, что они усваивались Сарой как образ мыслей, и только после этого и только поэтому в определенный срок этот образ мыслей и соответствующая ему структура мозга могли быть переданы Ицхаку. Сара (да и все остальные жены) происходили из семей грешников, хотя на их фоне могли казаться праведницами. Все познается в сравнении. Необходимо было сформировать у Сары определенный образ мышления, прежде чем у нее мог появиться достойный Авраама потомок. Потребовалось 60 лет, чтобы Сара, вырванная из семьи идолопоклонника Арана, смогла перестроиться под влиянием Авраама.

И тем не менее, надо постоянно иметь в виду «коэффициент пересчета», который для Сары был примерно равен трем (то есть в свои 60 реальных лет долгожительница из клонированных выглядела на 20 и, соответственно, лишь с этого возраста входила в период созревания как женщина). В следующих поколениях этот коэффициент постепенно уменьшался, так как генетика следующих матерей постоянно "размывалась".

Ицхак и Ривка

Учитывая эти обстоятельства, Авраам поступил весьма мудро, женив своего сына Ицхака на Ривке, когда она была еще в очень молодом возрасте. Некоторые называют срок 3 года - столько было Ривке, когда Элиэзер приехал взять ее в жены для Ицхака. Столь многие комментаторы выражают сомнение в этом, что и упоминать не стоило бы. Понятно, что это входит в противоречие с классической историей о том, как она напоила всех верблюдов и самого Элиэзера.

Так или иначе, но Авраам хотел забрать ее из семьи Нахора-Бетуэля еще в малом возрасте (не в 3 года, так в 13 лет), чтобы не повторилась история с бесплодием Сары. История, тем не менее, повторилась, однако срок бесплодия был сильно сокращен - Ривка родила сыновей уже в возрасте 34 лет.

Надо иметь в виду, что согласно хронологии Торы, которой мы придерживаемся, Ицхак был старше Ривки на 26 лет. История Ривки начинается после смерти Сары. В тот момент Ицхаку было 37 лет. Мидраш рассказывает, что Авраам отправил его учиться в ешиву Эвера. Но Ицхак был там не очень долго, года три, потому что сразу после его возвращения оттуда написано: "И было Ицхаку 40 лет, когда взял он в жены Ривку." В этот момент Ривке было 40-26=14 лет. Сказано, что после ее приезда с Элиэзером Ицхак ввел ее в шатер Сары, "...и стала она его женой, и полюбил ее". Для Ближнего Востока это нормально, а учитывая происхождение Ривки из рода Тераха - тем более. А Иакова она родила, когда Ицхаку было уже 60. Ривке было 34. То есть она была бездетной 20 лет.

Так что выход Ривки замуж за Ицхака в трехлетнем возрасте не вяжется со всем остальным текстом, и остается все на той же совести комментаторов.

В Устной Торе утверждается, что Ицхак якобы грубо ответил Ривке, когда зашла речь о том, что не только она, но и сам Ицхак должен молиться, чтобы Вс-вышний дал им сына. (Повторилась история Сары и Авраама). Ицхак тогда ответил Ривке - это ты должна молиться, я - в порядке, у меня есть сын от наложницы.

Это была не грубость, а констатация факта, и указание на необходимость перестройки сознания у Ривки.

Кстати, о наложницах. В те далекие времена люди относились к вопросам брака несколько иначе. Удовлетворение физиологической потребности и вопрос о продолжении рода - это были принципиально разные вопросы. Последний был гораздо более важным - это была и политика, и экономика. Удовлетворить же свою физиологическую потребность считалось, вероятно, столь же естественным, как кушать или спать. Ну, надо, и все тут, не зависит это от человека. Физиологическая потребность. Это и римляне в отношении своих рабов тоже ясно понимали. А то, что в результате такого удовлетворения иногда рождались дети, так и это естественно - не от одного, так от другого родились бы. И даже еще хуже бы им было, потому что по законам того времени дети рабынь были рабами, и чтобы поставить их на одну доску с “законными” (как это сделал Иаков со своими детьми от рабынь Билы и Зилпы) - это еще нужно было большие усилия приложить. Обычно обид тут никаких не возникало - все знали закон. Женщина-рабыня считала за честь стать наложницей хозяина, да еще богатого, плюс к тому это гарантировало ей обеспеченное будущее, как это было с Агарью. В противном случае она могла остаться без мужа вообще.

Через 1500 лет после этих событий, в древней Спарте, люди спускались с гор и просились (!) в рабство к жителям долин, потому что сами они не могли прокормиться, а хозяин давал рабу еду и кров. Рабство, говорите? Просто кушать очень хочется.

Ицхак, вероятно, имел наложниц (если даже Авраам их имел). Но вопрос о наследнике - это вопрос отдельный, не имеющий отношения к удовлетворению сексуальных потребностей. Наследник мог получиться только от "законной жены", взятой в соответствии с брачным обрядом и, как следствие, имеющей "ктубу" - брачный договор, документ о ее правах в случае чего.

Нам, с нашими "прогрессивными идеями", это иногда трудно понять. В нашем сознании вопрос о жене и наследнике связан воедино с вопросом о сексуальном удовлетворении. А “институт наложниц” позволял разделить эти две проблемы, и решать их "по мере возникновения" - при выборе жены обращать внимание не столько на ее "ходовые качества", сколько на более серьезные обстоятельства и черты характера.

Конечно, функционирование этого "института" тоже регламентировалось определенными традициями. Нормы какие-то были...

Сегодня нам кажется странным требование Торы жениться на вдове родного брата (если у нее нет детей) независимо от наличия у тебя жены. Фактически это невозможно, и не только в галуте, но даже и в Израиле. Тем не менее, такой закон существует и по сей день, и его никто пока не отменил. Поэтому ортодоксальные евреи, стремящиеся соблюдать Закон, каким бы он ни был, поскольку дан Богом, сегодня имеют проблемы в таких случаях. И, конечно, находят возможность этот закон "обойти".