Дети Иакова.
Судя по контексту, Иаков намеревался обойтись одной женой. У него был перед глазами пример деда (Авраама) и отца (Ицхака). Иногда комментаторы спрашивают в этом месте:”А как же тогда от Иакова пошел бы великий народ?” Вопрос, конечно, детский – а как пошел
великий народ от Авраама, которому было предсказано то же самое? Ответ прост -потихоньку-полегоньку. Если Всесильный что-то пообещал, значит – знал, что говорит. Уже на примере Сары мы видели, что незачем проявлять поспешность, пытаться выполнить обещания Вс-вышнего своими силами. Ошибиться очень легко.Если бы у Иакова была одна жена, то оба его сына от любимой им жены Рахели (Иосиф и Биньямин), возможно, дали бы начало еврейскому народу, обладавшему агрессивностью в очень небольшой степени. (На одно-два поколения позже, для Вс-вышнего это не срок). Эти двое обладали агрессивностью практически нулевой. Они могли лишь уходить от опасности, и даже весьма хитро, но никогда не шли навстречу ей в надежде преодолеть трудности. Не случайно Иаков больше всех любил именно Иосифа и Биньямина. И хотя в завещании Иакова Биньямин охарактеризован как “волк хищный”, но ни из Устной, ни из Письменной Торы мы
не знаем ситуаций, на основании которых Биньямин мог бы быть охарактеризован с подобной стороны.На немедленный вопрос с вашей стороны "Как бы мог выжить такой народ среди агрессивных соседей?" ответ простой: "Вс-вышний позаботился бы об этом, как Он впоследствии делал это не раз!" В частности – путем ухода от опасности, используя благоразумие.
Но легенда, придуманная Иаковом-Исраэлем, не позволила ему уклониться от получения в жены Леи. Возможность такого поворота событий даже не могла прийти в голову Иакову; ведь он в своих действиях основывался только на известной ему информации, а как же иначе? Ведь если бы Лаван с самого начала знал, что перед ним Иаков, он был бы вынужден просто-напросто отдать за него Рахель, и - делу конец. События пошли бы совершенно по другому пути. Но, как мы знаем, этого не произошло.
И сыновья Иакова родились от четырех матерей. Две из них (Лея и Рахель) были дочери Лавана, родного брата Ривки от общего отца Бетуэля. А затем каждая из его жен заставила его произвести детей и от своих служанок, отдав их Иакову в наложницы. "Мидраш рассказывает", что обе эти служанки также были дочерьми Лавана, брата Ривки, только от наложниц, а не от законной жены Лавана. Тем не менее, Иаков уравнял их детей в правах с детьми от законных жен - Леи и Рахели. Разве он руководствовался традицией? Нет. Разве он руководствовался требованиями Торы, которую должен был знать еще до ее дарования? Нет. Разве мы можем в связи с этим расценивать его пример, как пример для подражания?
А в реализованном варианте от Леи родились Шимон, Леви и Ие
hуда - ребята-львы - с весьма высокой агрессивностью. Именно благодаря им семья иакова оказалась в Египте, но благодаря им же были одержаны выдающиеся военные победы при Исходе из Египта и при завоевании Эрец-Исраэль.Дети же, родившиеся от служанок Билы и Зилпы (Дан, Нафтали, Гад и Ашер) ничем особенным себя не проявили (хотя и дали в поколениях некоторых мудрецов), а затем их колена постепенно исчезли.
Вы только не думайте, что я тут первый пытаюсь "пересмотреть историю". Многие мудрецы размышляли на эту тему, и даже пришли к заключению, что в истории евреев египетского рабства могло и не быть(!), как и самого Египта. Ну, так было бы что-то другое. Так вопрос ставить вообще нельзя.
Идея сохранения народа и генофонда
Мы знаем, что праотцы Авраам, Ицхак и Иаков стремились брать себе в жены женщин из собственного племени. С одной стороны праотцев заботило в первую очередь долголетие их потомства - это была прямая линия долгожителей, потомков Адама-Ноаха. Одновременно (об этом они, конечно, ничего знать не могли) в процессе внутриутробного развития ребенок получал от матери необходимые рефлекторные установки. Этим, кстати, и объясняется длительное отсутствие детей у праматерей Сары, Ривки и Рахели. У служанок, напротив, дети появлялись незамедлительно, но и "качеством" своим были пониже. На них “работало” только воспитание в семье Авраама, а генетика клонированных только наполовину – по отцу.
Процесс этот должен был закончиться на 12 сыновьях Иакова, потому что кроме Дины о его дочерях мы ничего не знаем. Рождались только мальчики! Уже на этом этапе новых высококачественных "племянниц" взять было неоткуда. А обеспечить нужное воспитание в семье как необходимый элемент психологии людей нового Народа, было необходимо, начиная уже с младенческого возраста.
И вот мы видим семью Иакова, 11 его сыновей и дочь Дину, почти в полном составе (Биньямин родится потом, по пути в Беер-Шеву), вернувшихся в землю Ханаанскую после бегства от Лавана и встречи с Эсавом. Дело происходит вблизи города Шхем, где семья остановилась на очередной отдых после длительного перехода.
Изучавшим Тору хорошо известна история уничтожения всех мужчин этого города двумя сыновьями-подростками Иакова - Шимоном и Леви (им тогда было около 14 лет). Учителя предлагают начинающим на этой истории особенно не задерживаться - потом поймете, когда повзрослеете. Это, мол, не для малых детей писано. И действительно, неискушенному современному человеку (если он не ортодоксальный еврей) действия братишек кажутся на первый взгляд не очень-то красивыми и достойными подражания, а ведь они считаются праведниками и основателями народа Израиля - два из 12 колен. С этим необходимо разобраться. Ибо, не поняв прошлого, мы рискуем не понять настоящего и будущего. Итак, история эта будет носить условное название
Раз-два-три-четыре-пять, вышла Дина погулять...
Дина упоминается как дочь Иакова, рожденная от его "первой" жены Леи. Сопоставление всех дат, вычисленных
комментаторами (по их собственному утверждению с высокой точностью) показывает, что к моменту появления семьи Иакова у стен Шхема Дине должно быть около 3-х – 4-х, но уж никак не более пяти лет."И вышла Дина... посмотреть на дочерей страны той. И увидел ее Шхем... сын Хамора, вождя той страны (имя сына вождя совпадает с именем города, в те времена это была не редкость)... и изнасиловал, и надругался над нею. И прилепился он сердцем к Дине, дочери Яакова
, и влюбился... и стал обольщать девичье сердце. И сказал Шхем Хамору, отцу своему так: "Возьми мне эту девушку в жены!"Сам факт изнасилования трех-пятилетней девочки теоретически возможен, но учителя предпочитают этот вопрос не обсуждать. Вопрос о возможности взять в жены пятилетнюю девочку также обычно обходится молчанием.
Но из текста Торы нельзя АБСОЛЮТНО точно вычислить, сколько именно лет работал Иаков у Лавана сверх тех 14, которые он отработал за Лею и Рахель. А Дина родилась последней у Леи, после шести ее сыновей. И получается, что возраст Дины к моменту прихода в Шхем зависит от дополнительного времени, которое проработал Иаков у Лавана, договорившись с ним о плате козами и овцами. На это видимо потребовалось лет 6-7. Так что Дине вполне могло быть лет 12.
А вот в этом варианте Шимону и Леви могло быть уже не 13-14, а 21-22 года. Это были крепкие ребята, богатыри, которым вполне по силам было выполнить операцию “Шхем”, и которые уже имели право голоса в семье, что очень важно в данном случае.Итак, молодому местному парню по имени Шхем Дина так понравилась, что он пришел к своему отцу Хамору с просьбой взять ее ему в жены (родителей почитал!). А принятый в тех местах и в те времена закон гласил - в подобных случаях родители "жениха" платят выкуп родителям девушки, какой они запросят. Более того! Этот закон действует у евреев по сегодняшний день. Чтобы в этом убедиться, нужно только заглянуть в "Кицур Шульхан Арух" – настольную книгу иудеев.
Хамор, князь города
, так и сделал. Он был готов заплатить. И он пришел к Иакову с просьбой-предложением, которое на первый взгляд было весьма дружелюбным - заплатить за грех сына, сколько назначит Иаков. Но братья ("поперед батьки") вышли вперед и объяснили Хамору, что семья Иакова не может согласиться выдать свою дочь за необрезанного язычника - пусть весь ваш город сделает обрезание, тогда у нас будет возможность выдавать наших дочерей замуж, и самим жениться на ваших. Хамор согласился и пошел уговаривать всех жителей города сделать обрезание.И во время своей речи перед согражданами у ворот Шхема он бросил фразу, из которой стали ясны его истинные намерения - воспользоваться случаем и постепенно прибрать к рукам всю семью и богатства Иакова. (Вероятно, эти богатства были значительными для такого города, как Шхем, иначе к чему было рисковать?) Не будь этой фразы в Торе, нам приходилось бы только догадываться о намерениях Хамора. "Стада их, имущество их весь скот их нашими ведь будут, только согласимся с ними, и они поселятся у нас" - сказал Хамор согражданам. Братьям это, конечно, стало известно.
В отличие от старого Иакова, которому к тому времени было уже более 100 лет, и он преимущественно находился дома, братья занимались выпасом скота в округе, и были хорошо информированы о личности Хамора и характере местных жителей (хивейцев). Поэтому-то при разговоре с Хамором они пошли на обман (Тора называет это хитростью). Задача была решена "методом Бетуэля".
Жители города клюнули на удочку (Хамор по-существу сыграл на чувстве зависти к семье Иакова) и обрезались. Но на третий день, когда они еще лежали в постели, сильно ослабленные после этой операции, Шимон и Леви без труда перебили всех мужчин города, а затем к ним присоединились и остальные братья, завершив разграбление Шхема. Забрали все. После чего вернулись домой, и доложили обо всем Иакову "постфактум".
Иаков пришел в ужас. Произведено массовое убийство, по его мнению ни в чем не повинных людей; их дурные намерения - еще не повод для самосуда! Да, сын Хамора поступил гнусно, нельзя так делать! Но он ведь хотел искупить свою вину! Убить всех жителей города только за дурные намерения! Этого себе даже Вс-вышний не позволял!
И что теперь будет вообще!? Они находятся во вражеском окружении, все соседи объединятся против них и перебьют всю семью! (Сам Иаков в жизни никого не убивал, даже баранов всегда слуги резали.) Вся его карьера праведника, да что там - все старания Авраама и Ицхака в течение 100 лет, вся идея нового народа летит, что называется к чертовой матери из-за этих двух “борцов за справедливость и ритуальную чистоту”! Саре, значит, можно было выходить замуж за необрезанного Авраама и жить с ним, необрезанным, 50 лет. А его внучке Дине, видите ли, нельзя! За Диной надо было лучше глядеть, чтобы одна не шлялась! Разве от Дины должен был пойти еврейский народ?
-Успокойся, отец! - сказали Шимон и Леви. - Эти трусы не посмеют напасть на нас. Местные племена уважают только силу. Они гораздо скорее нападут на нас, если почувствуют нашу слабость, если мы это дело "спустим на тормозах". Ты говоришь - мы нарушили слово? Да мы и не собирались его держать, это была хитрость! С этими людьми нельзя быть честным, они моментально этим воспользуются и разденут тебя догола! Уж мы-то знаем! Если ты хочешь быть с ними честным, то ты обязан быть сильным, они должны тебя бояться. Другого языка они не понимают!
И это была чистая правда. Даже сегодня, в арабских телесериалах можно часто видеть именно такое отношение персонажей друг к другу. Арабских! Что ж говорить о временах трехтысячелетней давности!
- А насчет того, чтобы жить с ними вместе, - продолжали братья, - так ты же сам нас учил, что наше племя ни с кем смешиваться не должно, даже колена должны жить обособленно, не сливаясь. Учил?
И Иаков был вынужден согласиться. Учил. Взял Иаков все свое семейство и ушел прочь от Шхема. Тора рассказывает, что слух опережал их, и окрестные племена дрожали в страхе перед сыновьями Иакова, услыхав о происшедшем в Шхеме. Но дрожали они за себя и за свою жизнь, а вовсе не сочувствовали жителям Шхема, так как уже в те времена находились в постоянных междоусобных войнах друг с другом, и со Шхемом в том числе.
Ушел Иаков от Шхема, но дела этого не забыл. И когда уже в Египте пришла ему пора умирать, то, давая детям своим благословение, он особо указал, что в Земле Ханаанской, которую обещал им Вс-вышний, и в которую они должны будут вернуться, нельзя колена Шимона и Леви размещать рядом, так как они образуют "взрывчатую смесь". Колено Шимона получило два малых отдельных надела вместо одного большого общего, а колено Леви вообще земли не получило, оставшись рассеянным между остальными коленами, живя за счет их пожертвований на священнослужение, и не работая на земле.
Почему вдруг такой подарок? Оказывается, что это и не подарок вовсе. Комментаторы утверждают, что колено Леви в целом было предназначено Иаковом для служения Вс-вышнему, для сохранения традиций, совершения обрядов и принесения жертвоприношений. Это не так. Вот, что говорит Тора устами Иакова на смертном одре:
“Шимон и Леви – братья, орудия грабежа они присвоили. В сговор с ними не войди, душа моя, к обществу их не присоединяйся, честь моя! Ибо они в гневе человека убили, и по их воле изувечили быка. Проклят гнев их, ибо силен, и ярость их, ибо тяжела. Разделю их в Яакове и рассею их в Израиле”. Все...
Достоинства представителей колена Леви (левиты) были выявлены значительно позже, после прихода Моисея. Кроме того, что и сам он (и брат Аарон) были из колена Леви, оно показало себя в Египте и во время Исхода (об этом – ниже) примером сохранения генофонда. Особая часть колена Леви была впоследствии выделена Моше у Синая; - эта часть (когены) была обязана нести службу Вс-вышнему в переносном храме (Мишкане), а впоследствии, через 600 лет, в Храме, построенном в Иерусалиме царем Соломоном.
Новичку это бывает трудно понять. Мы привыкли к образу миролюбивого, доброго священника. А тут в их роли оказываются левиты, наследники Леви - весьма и весьма жесткие люди, если не сказать больше.
Но обратите внимание! Эта жестокость - по отношению к иноверцам. Это нетерпимость крайняя, но в вопросе о сохранении самой высшей ценности - не собственной жизни даже, а жизни всего народа в целом! Эта Цель оправдывает средства, что бы там ни говорили всякие
хлюпики! Это - пример всем последующим поколениям. Выше этой идеи, идеи народа и народа Избранного, нет в иудаизме ничего! Даже идея Бога не выше этой, потому что если нет народа, то нет и его Бога, а значит - нет Бога вообще, ибо Он обещал сохранить этот народ. Такая логика.И колено Леви блестяще доказало, что способно нести эту обязанность. За 230
(210?) лет пребывания в Египте оно менее других смешивалось (не то, что с египетскими, упаси боже!) с другими коленами. Оно единственное из всех колен не подчинилось приказу фараона идти на принудительные работы, мотивируя это своим служением Богу, как бы своей принадлежностью к касте священников – этот мотив был понятен египтянам. И спустя 3500 лет после Египта многие евреи носят самые разные фамилии, но фамилии Леви (и их производные) и Коган (Коген) существуют до сих пор. Не смешиваются...Именно и в первую очередь такого сорта люди по самой своей природе стали получателями (и наследниками) Торы на Синае, именно они образовывали основное ядро пророков (среди них и сам Моше) и впоследствии - мудрецов, изучавших Тору, сделавших это целью жизни и профессией. Приходили и другие, учиться никому не запрещено. Но если мы видим среди мудрецов человека, упрямо, несмотря ни на что придерживающегося традиционного Толкования, можно быть почти уверенным, что это - левит. И если мы видим среди евреев человека, отличающегося особенным упрямством (упорством) в своих мнениях, то с высокой вероятностью его фамилия будет иметь основой фамилию Леви или Коган.
Совершенно естественно, поэтому, что дарование Торы было воспринято этими людьми не только как Божий Дар, но
, одновременно, и как одобрение всех их действий в прошлом (начиная со Шхема). А также как знак Избрания именно этого народа, и необходимости его сохранения в будущем в НЕПРИКОСНОВЕННОМ ВИДЕ, в неразбавленном. Гой (не-еврей) может стать гером (прозелитом, обращенным), внуки гера могут затем стать иудеями, но ни один из его потомков, да и никто из других колен не может входить в Храм, кроме левитов, а в определенные места Храма - никто кроме когенов, не говоря уже о Святая Святых - месте хранения ковчега со скрижалями, куда может входить только первосвященник - прямой потомок брата Моше Аарона, да и то раз в году. И в этом нет никакой дискриминации, да...Идея исключительности народа столь сильно владела мудрецами (и впоследствии массами) потому, что на вопрос: "Зачем нужен был Завет самому Вс-вышнему?" вместо "Не знаем" можно было легко ответить: "Потому что только этот народ (понимай - мы, левиты, его лучшие представители) может правильно понять волю Вс-вышнего и исполнить ее. Потому что это МЫ стояли у Синая и сказали "Сделаем и услышим!", а не наоборот. Потому что все, что нам велит Вс-вышний, мы будем исполнять, а не обсуждать. (Последняя идея в своем очищенном виде "Исполнять, не обсуждая!" оказалась наиболее полезной уже после Синая.)
Но при всем том следует помнить, за что был наказан праотец Авраам при своем десятом испытании. За фанатизм....