Иосиф
История Иосифа и его братьев столь известна, что, кажется, и добавить к ней почти нечего. Кто не читал - прочитайте в Торе, но есть еще и хороший роман Томаса Манна "Иосиф и его братья".
И, тем не менее... В истории Иосифа следует, прежде всего, отметить не вполне правильную реакцию Иакова на сообщения Иосифа о тех или иных действиях братьев.
Мудрецы учат нас, что, вообще говоря, в этих действиях Иосифа не было "состава преступления". На самом-то деле Иосиф вовсе и не "доносил" на своих братьев отцу, это они так воспринимали события. Иосиф
Мудрецы считают, что Иосиф выяснял у отца, соответствуют ли те или иные действия братьев принятой традиции или нет. Может быть, мудрецы желают обелить Иосифа, а может так оно и было. Хотя в Торе ясно сказано - "и носил дурные слухи о них", и не сказано, что именно
носил, и что только к отцу. Пусть так. Однако Иаков не пресек сразу неправильные действия Иосифа, чем способствовал раздору между братьями. За что и получил впоследствии разлуку с любимым сыном на многие годы в мыслях о его смерти.Какие же праведные поступки мы находим в жизни Иосифа?
1. Он преодолел домогательства жены Потифара.
Но где сказано, что жена Потифара нравилась самому Иосифу? Нигде. Она была красива, привлекательна, верно. Но делать из этого вывод, что она обязательно должна была понравиться Иосифу - это уж слишком. Так что вполне возможно, что искушения никакого Иосиф и не преодолевал, и, скорее всего, домогательства Зулейхи были ему неприятны как минимум. Вся эта
история рассказана в Торе совершенно с другой целью. По все видимости Тора хочет показать, до какой подлости может опуститься человек (жена Потифара и, частично, сам Потифар), если руководствуется только своими страстями, а не Законом, который, безусловно, к тому времени знал Иосиф.Устная Тора утверждает весьма странную вещь – Иосиф женился на дочери Потифара. Если так, то Иосиф совершил громадную ошибку, ничем не оправданную и не объяснимую. Наследственность у невесты с обеих сторон должна быть тяжелой, это было ясно и Иосифу: отец - палач, мать - самая настоящая (не хочется произносить).... Иосиф приобрел не просто стерву-тещу, а обозленную стерву, которой он ранее пренебрег! Ничего хорошего не вышло из этой женитьбы, да и не могло выйти - двое сыновей, получивших вместо Иосифа надел в Эрец-Исраэль (за его праведность), оказались не очень достойными отца-праведника.
Некоторые комментаторы утверждают, что Иосиф женился не на кровной дочери Потифара, а на приемной. Утверждается даже, что это была дочь Дины от Шхема, который изнасиловал Дину, после чего она (согласно другому мидрашу) была взята в жены Шимоном - сыном Иакова, чтобы она не была опозорена. Эта дочь Дины после длительных приключений якобы попала в Египет и стала приемной дочерью Потифара. Трудно отделаться от ощущения, что читаешь "накрученный" французский роман. Если так оно все и было, то опыт женитьбы Шимона на родной сестре был первым в истории после Потопа, но совершенно никак не комментируется в Торе (как бы само собой разумеется).
Так что дочь Потифара могла быть приемной, без наследственности Потифара и Зулейхи (его жены), но все же египтянкой, как и Агарь. Тем более, что еще один мидраш, желая как-то оправдать действия Зулейхи, домогавшейся Иакова, утверждает, что Потифар был евнухом. Главный палач фараона, может быть, и мог быть евнухом, но как он при этом мог быть еще и женатым - это противоречит не только всему, что мы знаем о Древнем Египте, но и здравому смыслу.
Да если даже и так, как же мог Иосиф, борец за выполнение заповедей Торы еще до того, как она была дадена, столь грубо нарушить одно из основных требований - сохранять чистоту племени, и не брать жен из других народов? Одно лишь можно сказать в его оправдание – у него был пример своего прадедушки Авраама и его наложницы Агари.И в течение долгого времени пребывания в Египте у него вообще не было шансов жениться на ком либо еще, кроме египтянки.
2. Он простил братьев.
Он простил братьев, несмотря на то (и он это знал!), что они, безусловно, не преклонились бы перед ним, если бы он не оказался столь велик по положению. Это прямо следует из слов Письменной Торы. Вся остальная его праведность как раз и заключается в том, что каждый свой поступок он сверял с необходимостью выполнить ту или иную заповедь. (И, как мы видим,
вполне успешно).А все остальные свои положительные качества (честность, связь с Вс-вышним, способность толковать сны, неординарный ум) Иосиф использовал вроде бы для того, чтобы возвыситься в Египте до уровня Фараона. Чем, конечно, способствовал выполнению Божественного промысла по переселению семьи Иакова в Египет. Но - не более того? Почему же за Иосифом прочно укрепилось звание праведника?
*
Непредвзятому читателю бросается в глаза полный провал в описаниях событий между Благословением Иакова, данным перед смертью своим потомкам (в конце книги “Берешит”) и временем, предшествующим Исходу. Как будто между этими событиями не прошло более 200 лет! Что же происходило в это время? Что делали евреи?
Ответ кажется простым. Что делали? Жили, размножались, превратились в большой народ. Примерно в двухмиллионный.
Но ведь такой большой народ должен был бы жить 200 лет в чужой стране, не смешиваясь, по каким-то законам?! Ни Авраам, ни Иаков не могли дать им таких законов, семья, которой они управляли, не превышала сотни человек и не требовала управления с помощью законов. Все спорные вопросы решал Патриарх.
А вот в земле Гошен, где они очень быстро размножились до пары миллионов, уже нужно было соблюдать законы. И эти законы в принципе не могли, не должны были быть египетскими. И лучше всех понимал это именно Иосиф. И никто другой, кроме Иосифа, не мог эти законы сформулировать. И сформулировал он их предельно точно. ТОЧНО. Поэтому Иосиф - цадик (точно знающий законы) - и только поэтому, а не потому, что он не пошел на поводу у "Потифарши".
А в рабстве они, собственно, были не так уж и долго. Потому что, находясь в рабстве, они в принципе не могли размножиться так значительно и быстро. В рабстве не размножаются, в рабстве работают и погибают, как это было в Риме, и Египет был ничем не лучше в этом отношении. Египтяне и в рабство-то их обратили только после того, как посчитали их количество опасным для государства. Маленькое племя в рабство обращать бессмысленно, пирамид с его помощью не построишь! Однако Тора нам ничего не говорит об этом периоде вообще! И это очень странно. Ведь не мог такой большой народ жить без законов, а до прихода в Египет этих законов у них как бы и не было...
Иногда спрашивают: "Что мог учить Авраам, Ицхак и Иаков в школе (ешиве) Шема и Эвера? Ведь Торы как таковой, а тем более - Талмуда и законов hалахи, тогда тоже не было?"
Ответы чаще всего бывают смешными, и их даже не стоит упоминать. А простейший и самый естественный ответ состоит в том, что именно Эвер первым увидел в маленьком Аврааме "Надежду Вс-вышнего" - выдающиеся умственные и душевные способности человека, который мог бы стать праотцем великого народа. Эвер сам был выдающимся человеком. Именно от него (а больше было неоткуда!) Авраам научился ивриту (в семье Тераха на иврите не говорили). Имя Эвера состоит из тех же букв, что и название языка "иврит". Эвер жил очень долго (464 года), жил он и в эпоху царя Хаммурапи
, и наблюдал со стороны функционирование его государственной машины со всеми присущими ей достоинствами и недостатками. И на основе своих наблюдений Эвер сформулировал основные принципы справедливого общественного устройства, которые он постарался заложить в основу миропонимания Авраама, сформировать у него представления о Божественной справедливости, поскольку, возможно, сам находился на пророческом уровне - ведь он был всего тринадцатым потомком Адама по прямой линии (внуком Шема). Кроме того, в воспитании Авраама могли принимать участие и сын Ноаха Шем (Шему тогда было 350 лет, а жил он 600 лет) и даже сам Ноах (то есть десятое поколение после Адама и первое поколение после Потопа). Крайне странно, что на все эти обстоятельства не обращают внимания современные комментаторы.Поэтому насколько Авраам является физическим праотцем еврейского народа, настолько же Эвер является его праотцем духовным. Утверждение же, что Авраам до всего дошел сам и только с помощью Божественного промысла, является, на мой взгляд, несправедливым умалением заслуг Эвера как учителя и воспитателя Авраама.
Вот что учили Авраам, Ицхак и Иаков в ешиве Шема и Эвера. Они учили там законы, которые должны были исполняться минимум через 300 лет. Они были специально ориентированы на будущее руководство народом. Это была именно "Школа Элиты".
А кто захочет это оспаривать, пусть обратит внимание на то, как сегодня, еще до провозглашения нового палестинского государства, в палестинской автономии готовят дипломатов для будущего представительства на международной арене. Палестинского Государства еще нет, и, возможно, вообще не будет, а посол в Москве уже есть! Впервые в истории человечества!
Из этого прямо следует, что все (или почти все) сформулированные в Торе законы уже были известны евреям и самому Моисею, но получили на Синае освящение Откровением Вс-вышнего. Они не были для них чем-то принципиально новым. Вот почему они сравнительно легко согласились их выполнять.
Но Аврааму, Ицхаку и Иакову эти законы были известны как бы "в теории", а Иосиф уже использовал их на практике для управления народом земли Гошен, став естественным продолжателем дела Иакова после его смерти. По существу
Иосиф был первым настоящим царем племени Иакова-Израиля (признанным по всеобщему молчаливому согласию), и за почти 60 лет своего правления евреями не опустился до уровня диктатора, выполняя собственные законы. Цадик...Тем не менее, не ошибается только тот, кто ничего не делает. Тора указывает, что в результате операций Иосифа по скупке зерна и последующей его продаже населению, это самое население, бывшее ранее относительно свободным, превратилось в рабов фараона. В рабов не превратились при Иосифе только евреи, жившие отдельно в земле Гошен - на них зерновой кризис не повлиял, они жили скотоводством.
И вот этот очевидный факт комментаторы обходят молчанием. Иосиф, хотя и спасал своими действиями население Египта от голодной смерти, но в то же время способствовал обращению египтян в рабство! Именно этот грех Иосифа, хотя и был связан с египтянами, в конце концов вернулся, и привел к обращению в рабство самих евреев спустя много лет. Был создан прецедент, в государстве появились экономические рабы, а не рабы в результате военных действий. И этот прецедент был распространен на всех, в том числе и на евреев.
Этот момент обычно не акцентируется. Принято считать, что пришел новый фараон, и - началось! И отсюда делается вывод, между прочим, что в галуте всегда так - сначала вроде бы ничего, а пото-ом...
Но, не сделав из этого факта ("совпадения") правильных выводов, мы потом получили Испанию (1492) и Хмельницкого - история повторилась.
Отсюда учим: если уж вынужден служить чужим богам, то служи им в меру. Где эта мера? Используй природные возможности, но не людей!
Хотя Авраам и его прямые потомки и были праведниками, они старались быть праведниками в пределах своих собственных представлений о праведности. Их постоянное СТРЕМЛЕНИЕ к праведности привело к тому, что Закон был дан, в конце концов, именно им. Но на этом пути они совершали очень серьезные ошибки, за которые впоследствии расплачивались не только они сами, но и, возможно, даже мы сегодня.
Утвердиться же взгляду на их жизнь как на пример для подражания помогло в значительной мере Евангелие, христианство, сделавшее образы Христа и апостолов именно таким примером. Как ответная реакция еврейского народа такая точка зрения на праотцев возникла и утвердилась в сознании очень многих людей Европы. Однако так было не всегда.
Со своей стороны мы, оценивая деятельность праведников и находя в них ошибки, не совершаем ничего преступного и аморального при одном условии - что мы хотим на этих ошибках учиться, а иначе для чего бы нам были рассказаны все эти нравоучительные истории? Если только для подражания, то можно такого наподражать...
Многие мудрецы обращали внимание на суровую критику действий праотцев и пророков со стороны Вс-вышнего, и сами находили в себе смелость "критиковать" праотцев за те или иные поступки. Эта критика сама по себе весьма интересна. Интересен подход мудрецов, в соответствии с которым надо найти в истории праведника момент, который можно считать причиной последовавших неприятностей, хотя в самом тексте Торы НИКОГДА не говорится, что вот за такой-то грех последовало такое-то наказание.
Так, РАМБАН (р.Вейсман "Мидраш рассказывает", предисловие к книге "Шмот") указывает на ошибки Авраама. По его мнению, спустившись в Египет, Авраам подверг Сару опасности, и поэтому Б-г покарал его потомков, которые были обращены в рабство в Египте.
Интересное дело! Он спустился в Египет не просто так, не туристом, а спасая семью от голода! Значит, если бы он не пошел в Египет, а остался помирать в Ханаане, он не подверг бы Сару и всю семью опасности? Я думаю, Аврааму было виднее, чем РАМБАНУ, какая опасность больше. Он-то знал (и Элиэзер знал), что на Вс-вышнего надежда не стопроцентная, и самому надо "шевелиться" тоже. Чудеса, конечно, случаются, но далеко не всегда по нашему желанию. И вообще, если Вс-вышний Всесилен, то он должен уберечь Авраама и в Египте, и в Ханаане. Ведь Он обещал!
Этот вопрос, как и во многих других местах, очень трудный. "Местного телефона" с Вс-вышним у Авраама не было, как у Моше. Связь была односторонняя - работала только тогда, когда это надо было Вс-вышнему. И не очень устойчивая была связь - не всегда Авраам слышал, и не всегда достаточно четко. Поэтому Авраам, направившись в Египет, принял решение очень простое, в полном соответствии со своим представлением о Вс-вышнем и его методах.
"Если мои действия правильные - рассуждал Авраам - то Вс-вышний вмешиваться не должен. Я - не робот, свобода воли у меня есть, таким меня Он сам создал. Я не могу все время сидеть и ждать от Него указаний - сделай так, сделай эдак. Не говоря уж о том, что Он проявляет Себя раз в 25 лет. Я должен действовать по своему разумению, и если моя жизнь для Него имеет значение, то в критический момент Он меня предупредит. Потому что Он - Всесилен, и найдет способ до меня "дозвониться". Если же Он не Всесилен, и нельзя надеяться на его помощь во всех случаях, то тем хуже для меня, и опять же надо действовать по собственному разумению, укрепляя это свое разумение".
Странно, что РАМБАНу не приходила в голову такая простейшая логика. Для этого нужно только на пять минут встать на место Авраама.
Еще одно "обвинение". После войны с четырьмя царями Авраам вернул Сдому всю добычу и пленников, сделал этакий “жест доброй воли”. Оставил кое-что, но не себе, а своим союзникам, с которыми он вместе воевал. По своим соображениям он считал, что не имеет морального права взять все это себе, хотя такая система и практиковалась в те времена повсеместно.
И вот находятся мудрецы (р. Йоханан), которые говорят, что он был потом так-то и так-то наказан, потому что якобы лишил этих идолопоклонников возможности приобщиться к великому учению Авраама, если бы они продолжали жить у него в стане (в качестве рабов, разумеется, а как же иначе?) Конечно, рабство у Авраама это не то рабство, которое там процветало, но все же. Значит, получается, что возвращать пленников было нельзя, и оставлять их у себя тоже нельзя? Никакого третьего варианта Авраам не придумал, да его и не было. И эти рассуждения авторы не стесняются приводить в книгах, претендующих на изложение еврейского мировоззрения!
Таким образом, пытаясь извлечь какую-то мораль из действий праведников, авторы на самом деле унижают их.
Абарбанель усматривает причину египетского рабства во враждебности, проявленной братьями к Иосифу. И это при том, что многие мудрецы считали братьев высокоморальными людьми, потому что если бы это было не так, то их потомки не удостоились бы получить Землю Израиля.
В каждом действии братьев он усматривает последствия:
-они продали Иосифа в рабство - и сами стали потом рабами (их колена),
-они его бросили в яму - их потомков египтяне бросали в Нил,
-из-за них Иосиф попал в Египет - и они тоже туда попали,
-они составили заговор во время пастьбы овец - и пошли за овцами в Египет.
Этот способ "доказательства" очень хорошо показывает метод мудрецов - использование аналогий для доказательства - метод подобия. Ну, а как иначе, я вас спрашиваю, если обычная логика отказывается служить?
И, наконец, вершина всего: потомки Иосифа не миновали рабства и унижения, потому что Иосиф согрешил в своих снах, возвеличивая себя в них (Абарбанель). Как будто человек способен управлять своими снами! Всем (в том числе и мудрецам) давно известно, что сны - это сфера действия Вс-вышнего, иначе было бы невозможно пророчество в принципе. (МА
hАРАЛЬ с ним не соглашается и абсолютно прав).Как уже было объяснено, в самой Письменной Торе есть совершенно ясное указание на причину обращения египтянами евреев в рабство, но она мудрецами почему-то не принимается во внимание. А причина эта проста - Иосиф своими действиями в интересах фараона обратил египтян в рабство в своей собственной стране. Это сказано в Торе открытым текстом. И в этом не было никакой необходимости для самого Иосифа - он мог принять любое другое решение. Спустя почти 3000 лет аналогичная история повторилась на захваченной поляками Украине, где евреи служили управляющими у шляхтичей, навлекли на себя ненависть местного населения, и кончилось все Хмельницким. Не исключено, что это произошло, в частности, потому, что многие евреи не извлекли уроков из истории Иосифа. Но они не виноваты, это должны были сделать мудрецы - знатоки Торы.
Далее:
1. Раби Абаху утверждает, что Вс-вышний наказал Авраама за то, что он призвал людей на войну за освобождение Лота, оторвав их от изучения Торы.
Ну, во-первых, никакой Торы у них еще не было, так что отрывать их было не от чего. Во-вторых, ясно, что раби пытается оправдать какие-то современные ему условия (на войну не надо ходить, воевать за чужие интересы). Ведь ясно, что существовала угроза жизни племяннику, но мудрец выискивает причину, нужную ему в данный момент.
Любое наказание эффективно только тогда, когда наказуемый ясно понимает причину и следствие. Потомки, конечно, расплачиваются за действия отцов, но когда наказание несоразмерно поступку и это никак нельзя объяснить, то это может лишь озлобить потомков прежде, чем они сделают соответствующие выводы. Тем более, что очень часто совершающий проступок человек поставлен в условия выбора не между хорошим и плохим, а между плохим и очень плохим.
Итак,
Авраам
- Мы должны интересоваться, как устроен мир. Мы должны пытаться понять и объяснить его непротиворечиво. Мы должны подходить к объяснению мира с логических позиций, как это делал всегда Авраам, а не с позиций того, что вот так наши предки жили и нам велели. У Авраама тоже были предки, и он их тоже уважал. Однако, "Платон мне друг, но Истина - дороже!"
- Мы должны все время пытаться понять, что от нас нужно Вс-вышнему и стремиться это делать, именно это и только это. (Нет, отдыхать иногда тоже надо.)
- Мы должны распространять среди людей это знание, тем более что в его основе лежит не столько польза для человека, о котором позаботится Вс-вышний (как Он это обычно и делает), сколько польза для самого Вс-вышнего
(как это следует из книги “Геотеизм”).- Мы не должны "бежать поперед Батьки". Если Вс-вышний сказал или намекнул - не спеши, дай Ему время, Он сам все устроит наилучшим образом, да еще так красиво устроит, что тебе самому и в голову это прийти не могло. И в нужное Ему (а не тебе!) время. А будешь спешить, будешь тем самым подвергать сомнению Его возможности и разумность Его действий - тебе же будет хуже.
- Не следует иметь детей от кого попало, тем более по неизвестной материнской линии, а еще более того - если известно, что она не очень-то качественная.
- Не будь фанатиком. К каждому серьезному поступку подходи осознанно. Пользуйся свободой воли разумно, не позволяй делать из себя "робота", послушного Голосу Вс-вышнего - ты можешь легко ошибиться. Старайся быть максимально последовательным.
- Неправильные поступки имеют последствия, которые возвращаются в течение всей жизни как бумеранг. Правильные - тоже. Начиная с некоторого определенного возраста, вся наша жизнь становится в сильной степени предопределенной последствиями наших же собственных предыдущих поступков и решений, и мы практически теряем свободу воли, будучи вынужденными выбирать между плохим и очень плохим.
Ицхак
- Прежде, чем принять решение, выслушай обе стороны.
Сара-Ривка-Рахель
- "Не лезь поперед батьки!" Вс-вышний сказал - устрою, значит - устроит. А если даже и не устроит, значит, ты не совсем правильно себя вел и нарушил чем-то его расчеты. Нельзя выслуживаться перед Вс-вышним, нельзя забегать вперед, нет у тебя достаточной информации, чтобы принимать решения вместо него! Авраам и Сара не выдержали испытания с Агарью - отсюда потянулась длиннейшая цепочка событий.
И уж кому-кому, а Ицхаку это должно было быть даже лучше известно, чем самому Аврааму. Авраам доходил до всего сам, опытным путем, а Ицхак уже знал, чем кончается торопливость. И Иаков знал, от отца и деда. Итак,
"Имея пророчество, имей и терпение!"
- Не кради (Рахель). Сам факт кражи вызывает настолько широко расходящиеся "круги по воде", что потом иногда совершенно невозможно понять, как могло случиться то или иное событие. А оно СВЯЗАНО с предыдущим фактом кражи.
- Уважай родителей, кто бы они ни были, и да продлятся дни твои на Земле.
- Не решай проблемы с помощью обмана, даже если ты думаешь, что это "ложь во спасение". Человек не может предвидеть всех последствий своих поступков, тем более связанных с обманом. Ложь ходит на длинных ногах.
Иаков
- Не обманывай! Даже если тебя к этому призывают родители, которых ты должен уважать. Обмануть кажется легким делом. Но обман вернется к тебе, и ты будешь расхлебывать его всю свою жизнь.
- Не вступай в брак с близкими родственниками. Время клонированных давно кончилось. Иначе тебе придется жертвовать, по крайней мере, первенцами.
- Не лги "во спасение". Любая неправда усложняет Геосу понимание мира и обработку информации. И она может сильно усложнить жизнь тебе самому. Обман есть двойной грех - перед людьми и перед Вс-вышним. Его нельзя отмолить. Он искупается кровью и заканчивается смертью.
- Не клянись, тем более - на крови.
Иосиф
Нельзя доносить на кого-то, если тебе не нравится его поведение (даже если это отношения внутри семьи), нельзя даже обсуждать это прямо с другими людьми, даже с родителями. Это можно делать только в иносказательном виде, не называя имен. Иначе это может быть кем-то неправильно истолковано, и даже твоими собственными родителями.
Как это ни странно, но нельзя доносить о готовящемся преступлении. Потому что твоя оценка поведения других людей может быть неверной из-за недостатка информации. Примеры тому многочисленны, начиная от русских декабристов и кончая случаями угона самолетов уже в советское время.
Донося на кого-то и надеясь на соответствующие санкции, вы тем самым выражаете недоверие Вс-вышнему. Ведь, если Он все видит (а это неоспоримо), значит, готовящаяся акция есть часть Божественного плана, в который входит масса составляющих факторов. Мудрецы додумались
даже до того, что все чудеса Исхода были запланированы заранее и Вс-вышний даже "договорился" с Красным морем, что оно расступится перед Моисеем. Так что и нам не грех мыслить логически. Если мы не сомневаемся во всеведении Вс-вышнего, то наши выводы должны постоянно учитывать этот фундаментальный факт, а не вспоминать о нем лишь тогда, когда нам удобно.Предотвратив преступление собственными силами, вы сильно усложняете задачу Вс-вышнего, вмешиваясь в Его планы. Он все равно выполнит свое намерение, но при этом может "достаться" и вам - в критический момент вас "устранят" из сферы действия операции, а уж каким способом - выяснится по ходу пьесы, как уж получится
(см. параграф “Доброе дело” в разделе "Геос" в книге “Геотеизм”).- Если уж приходится служить чужим богам, то служи по минимуму, не вызывай в подчиненных тебе людях ненависти. Не обращай людей в рабство своими действиями, даже если ты намерен таким образом спасти их. Не делай людей зависимыми от себя, это зло в их глазах, и оно вернется к тебе.
- Старайся простить других людей, тем более - примерно одних с тобой убеждений: ведь ты же не знаешь всех обстоятельств дела, и не видишь себя со стороны.
-
Нельзя покупать свободу для себя (и даже своего народа) ценой рабства для других людей (или народов). Этот тезис не был усвоен апостолом Павлом, что и привело через много веков к созданию им христианского учения. А ведь знал!Давно все это поняв, мудрецы сформулировали практически универсальный принцип "Мера за меру" и даже более того - "В тысяче поколений прокляну!" Этому явлению есть много названий: "Принцип бумеранга", "Принцип вонючки" ("Все мое вернулось ко мне!" - сказал зверек-вонючка, когда ветер переменился"). Но идея одна и та же.