Евреи после Иосифа. Возникновение народа.
Последовав за Иосифом в Египет, его братья и старик Иаков, отец Иосифа, остались там жить в пределах выделенной им фараоном земли Гошен. В течение пребывания там (около 210-230 лет) они размножились необычайно (этому способствовал тип их семейного уклада, хорошие условия жизни и один из важнейших факторов - они были обрезаны, и обрезание младенцев стало у них традицией.) Расчеты подтверждают, что за 230 лет их число действительно могло достигнуть 2-3 миллионов, хотя в Египет вошло только 70 человек.
Они существовали в пределах египетского государства, но, поскольку жили в отдельной земле, египтяне не приставали к ним со своим законодательством, понимая, что те сами справятся с поддержанием порядка. Некоторой проблемой было то, что "новенькие" не желали подчиняться египетским законам, основанным на признании многобожия. У евреев был свой бог, бог Авраама, Ицхака и Иакова, и были моральные нормы, которые по традиции (это очень и очень важно!) передавались из поколения в поколение, и этих поколений прошло в Египте около десяти. В чем же состояли и на чем были основаны эти нормы?
А основаны они были как раз на личном опыте жизни Авраама, Ицхака и Иакова, и идеях школы Эвера, которые они смогли передать своим сыновьям. И на деятельности Иосифа, сделавшие эти "теоретические законы" живой каждодневной практикой.
Вы скажете, что эта мораль была относительной, и будете совершенно правы - в таком виде она в принципе долго существовать не могла, и, в конце концов, эти люди растворились бы среди других народов вместе со своей относительной моралью и опытом предков, как это произошло в большинстве других исторических случаев. Но евреям "повезло". Выработанная и поддерживаемая ими мораль была уникальной, и вполне соответствовавшей, по-видимому, целям Геоса и Его первой цели - ликвидации вражды между людьми, причиняющей Ему значительные неприятности, как физические, так и моральные.
Теперь Геосу нужно было действовать дальше. По причинам, о которых мы можем лишь догадываться, Он считал, что постоянное место жительства этого народа - не в земле египетской, а в земле Ханаанской
.На одну из возможных причин этого намекает мидраш. Считается, что при образовании суши место, где находится Иерусалим, показалось из воды первым. Эта красивая сказка может быть фантазией только частично. Потому что известны некоторые особые свойства Страны Израиля. Наша Концепция и опыт многих людей и поколений позволяют предположить, что в этих местах легче устанавливается связь Геоса с человеком. Это для Него место "наиболее чувствительное". Племена же, населявшие эту землю в глубокой древности до Авраама (эморреи
), нарушали все законы Ноаха, и причиняли тем самым сильные неприятности Геосу. Не случайно в Торе Вс-вышний говорит Аврааму: "Я дам тебе эту землю, но еще не сейчас, не переполнилась еще чаша грехов эморреев". Похоже, Вс-вышний хотел заселить эту землю народом, который бы доставлял ему наименьшие неприятности. С этой целью и была предпринята "Операция Синай" - Исход из Египта. С этой целью евреям и был дан Закон, в соответствии с которым они должны были жить на Земле Израиля. Потому что если этот закон нарушать, то тогда какая разница Геосу, кто на этой земле будет жить? Все равно у Него будут неприятности.Отсюда понятно, что эта Земля предназначена евреям, но только в том случае, если они будут вести себя праведно. В противном случае они с нее изгоняются, а Геос занимает выжидательную позицию: дожди не идут, на этой земле ничего не растет, чтобы она никого практически не интересовала,
и никто ее толком не заселял. Как говорил старик Хоттабыч в знаменитой детской книжке: "Тебе или никому!" И ничего тут обидного нет для других народов - эта земля им практически не нужна, они с ней ничего не могут сделать, потому что Геосу здесь нужны только евреи с их еврейским образом жизни. Но зато ВСЯ ОСТАЛЬНАЯ ЗЕМЛЯ - для ВСЕХ НАРОДОВ. Кстати сказать, без понимания этой простой истины легко было впасть в ошибку – создать еврейское государство не на Земле Израиля, а где-нибудь в Уганде или в Биробиджане – результат был бы одним и тем же – безразличие Вс-вышнего.(Вопрос о том, куда деваться космополитам - евреям по отцу, которых иудеи евреями не признают, зато другие народы не сомневаются в их еврейском происхождении - это отдельный вопрос и ейчас мы им не можем заниматься).
Физическим объяснением этого феномена может быть сверхглубокое на поверхности Земли место около Мертвого моря - 400 метров ниже уровня Мирового Океана. Попадающий в те места человек при определенных условиях "ближе к Геосу", хотя бы на полкилометра, чем в любом другом месте планеты. Не случайно секта ессеев обосновалась в свое время в этом районе, и именно там были найдены "кумранские рукописи".
В связи с этим должно быть ясно, что отдавать эти территории кому бы то ни было евреи просто не могут. Это самая чувствительная точка Геоса. Сейчас идет спор об Иерусалиме, тоже чувствительной точке, но никто не вспоминает о Хевроне и Иерихо, где обосновались арабы и претендуют на эти земли. Если эта земля останется в руках арабов, то не имеет значения, в чьих руках будет Иерусалим и Храмовая гора - они будут всего лишь "историческими памятниками". Евреи не просто "имеют право" на территорию, обозначенную в Торе. Они ОБЯЗАНЫ ее занимать, и при этом они ОБЯЗАНЫ на этой территории вести правильный образ жизни, не гневя Вс-вышнего. Именно в этом их основная обязанность по отношению к Нему. Хранить Тору очень важно, но цели Геоса недостижимы ни без Земли, ни без Торы на этой земле. До тех же пор, пока эта территория находится в чужих руках, Геосу все равно, есть ли на всей остальной территории Израиля иудеи или их там вовсе нет.
В связи с этим понятна и заповедь "Не восстанавливать город Иерихо". Эта точка - одна из самых чувствительных. Любое крупное поселение на этом месте, так или иначе, приводит к нарушению Закона и проблемам у Геоса.
Интересен в связи с этим вопрос о городах-убежищах. Минимум два из них находятся вблизи известной геологической "линии разлома" - Хеврон и Шхем.
У Господа Б-га наверняка имелось множество сценариев для перемещения евреев в "чувствительную точку", и достаточно причин для этого. В конце концов, Он мог бы явить и чудо. Но Геос - не мог. В Его задачу не входило облагодетельствовать еврейский народ за какие-то заслуги. Если я правильно понимаю Его проблемы, то Он хотел создать новый народ, вооруженный Торой в качестве Закона, чтобы в дальнейшем этот Закон распространился бы тем или иным образом на другие народы. Другого способа не существовало, поскольку Геос не Всесилен, иначе бы все вопросы на земле он решил бы "одним взмахом волшебной палочки лишь только пожелав". Он действительно ИЗБРАЛ еврейский народ, но он выбрал его так, как хирург выбирает один из своих инструментов для операции.
Превращение относительной морали в мораль абсолютную
Относительная мораль - это моральные нормы, которые мы считаем правильными для выполнения их людьми, живущими в обществе. Мы можем устанавливать те или иные правила либо силой, либо с помощью "общественного договора", в зависимости от нашего собственного понимания "что такое хорошо, и что такое плохо". (Само по себе появление на свет этого стихотворения Вл.Маяковского тоже кое о чем говорит).
Изучая все происшедшее с "библейскими персонажами" со времен Адама и до Иосифа, мы можем сделать только относительные выводы об их поведении, но всегда неявно будет присутствовать наше личное отношение к этому, основанное на тех или иных внушенных нам ранее моральных нормах. Если вас с детских лет убеждали в том, что евреи - это плохие люди, то во многих случаях вы сделаете вывод не в их пользу. Если вы руководствуетесь правилом, что человек может иметь только одну жену (а две -
это уже тяжкий грех), то вы никогда не поймете мотивов поведения людей времен Авраама и Иакова, а они, оказывается, действовали в полном соответствии с моральными нормами того времени. Человеческая мораль относительна, и нет надежды людям и народам договориться между собой на основе принятых ими разнообразных форм поведения. И даже между людьми одной страны и национальности - один считает так, а другой, на основании собственного неоспоримого опыта - иначе.Поэтому все, что мы знаем о судьбе основных исторических личностей от Адама до Иосифа, может, вообще говоря, пониматься и толковаться по-разному. Оценка их поведения - это и есть относительная мораль, потому что мое толкование вам может не понравиться.
Наблюдая за человечеством в течение долгого времени, Геос это давно понял. Но ход развития человеческого общества в значительной мере предопределен условиями существования - прародители создают племя, родовое общество и так далее на самых ранних этапах общественного развития. И когда в обществе возникают люди типа Авраама, оно уже стабилизировалось, обросло обычаями, правилами поведения, законами, в общем - той самой "относительной моралью". А мораль эта языческая, идея о Едином Неизмеримом Нематериальном Боге - вещь трудная для понимания, и еще более трудная для постоянного руководства в жизни. Но только такое понимание способно родить на свет Абсолютную мораль, мораль, зависящую не от договоренности людей между собой (это не мораль, а договор), а от подчинения некоей Внешней Силе, да еще такой, которая не проявляет Себя каждые пять минут.
И в определенный исторический момент Геос привел в исполнение некоторый заранее спланированный сценарий, в соответствии с которым законы Абсолютной морали были даны очень большому количеству людей на Синае, лично ощущавших присутствие Внешней Неизмеримой Силы. Причем эти люди не имели какой-либо организационной (типа государственной) структуры. Они только знали одно - Бог существует, и вот Он, здесь! Об этом подробно рассказано в Торе (Библии).
Дождавшись, когда евреи размножатся в Египте, Геос организовал длиннейшую цепочку событий, описанных в Торе в книге "Исход". Все началось с обращения евреев египтянами в рабство, продолжилось с приходом пророка Моше, и "закончилось" (если так можно определить этот отрезок времени) исходом из Египта. По ходу сценария произошло вручение Моше на горе Синай каменных досок ("скрижалей" - странное старорусское православное название
, в оригинале на иврите это просто "доски" - ЛУХОТ) с записью десяти основных заповедей, которые необходимо выполнять каждому человеку. Из них семь были известны еще Ноаху, а три Геос добавил "от себя" - две насчет единобожия и кумиров и одну - о необходимости соблюдения субботы (шабат). Но для того, чтобы придать святость всем десяти, они были записаны на досках еще раз.Вот в этот самый момент мораль, ранее существовавшая в головах этих людей в той или иной относительной форме, превратилась в мораль Абсолютную, мораль, правильность которой была подтверждена ИЗВНЕ.
Более того, эта Внешняя по отношению к человеку Непреодолимая Сила ясно дала понять, что готова заключить с народом союз, договор, Завет, в соответствии с которым Она обязуется всячески поддерживать народ и охранять его от разных бед и полного уничтожения (потому что исторические периоды велики, другой такой случай может представиться не скоро, а времени у Геоса не так уж много осталось до следующей космической катастрофы –
см. книгу первую, раздел “Геос”). Со своей же стороны еврейский народ пообещал свято соблюдать Договор (Завет) и выполнять все указания.По существу принципы относительной морали остались теми же самыми, но они были "освящены" Присутствием Бога, ощущением Его Присутствия (“шхина” - иврит). Тем самым людям было показано, что эти принципы правильны не только для отдельного человека и народа, но приемлемы также и для Вс-вышнего и, самое главное, могут служить той основой, на которой начнется ускоренное движение человечества к новому будущему ("перестройка и ускорение"). Потому что, по расчетам еврейских мудрецов, выполненных впоследствии, Геос ожидает возникновение некоей серьезной опасности космического масштаба примерно через 3500 лет от того времени, то есть примерно в 2237-2241 годах х.эр. И к этому моменту объединенное человечество должно быть готовым отразить эту опасность под угрозой полного уничтожения.
Вот что такое, оказывается, Абсолютная мораль! Это вам не какие-то психологические ухищрения, не спор на этические темы…
(Две задачи Вс-вышнего)
Задумавшись о причине, по которой Вс-вышний пошел на заключение Завета с еврейским народом на Синае (а в его лице - и со всем человечеством), мы неизбежно приходим к выводу, что никакой рациональной причины для этого не было. Оставаясь в рамках классического представления о Вс-вышнем (о Его так называемых "атрибутах", присущих якобы Ему свойствах) как о Всесильном Абсолюте (что означает одновременно Самодостаточность), и о Его отношениях с человечеством как отношениях между Царем и подданными, мы этой причины не найдем никогда. Просто по самому определению Непознаваемого Абсолюта. Не нужно
это Ему было ни с какой стороны.Завет (Договор) заключается между равноправными партнерами. Смешно представить себе короля (особенно, если он - абсолютный монарх и может делать, что захочет), заключающего какой-то договор с кем-либо из подданных. Договор с собственным народом, например. Я, мол, буду вас с помощью армии (или дипломатии или всяких других "чудес") защищать, а вы обязуетесь не нарушать закон. Не было в истории человечества ничего подобного, да и быть не могло. И если мы считаем, что такого рода Договор (Завет) все-таки был заключен между народом и Вс-вышним на Синае (а Тора является свидетельством этого), то нам придется пересмотреть некоторые общепринятые исходные посылки, что и было нами сделано. И оказывается, что с этой новой точки зрения у Вс-вышнего был прямой резон заключить некое соглашение с обитающими на земле племенами.
Геос заключил союз (завет) с человеком по единственной причине - Его органы чувств (люди) своими действиями (убийства, воровство, человеческие жертвоприношения в любой форме) причиняли Геосу сильные неприятности. Не будучи в состоянии оказать на них прямое воздействие и "наставить их на путь истинный", Он воспользовался "прозрением" Авраама, помог его племени (евреям) размножиться в Египте, а затем организовал с помощью Моше (Моисея) массовый выход нового Народа из Египта, после чего дал ему на Синае кодекс законов, которыми этому народу следовало руководствоваться. Выглядело это в виде Договора (Завета), который был заключен между этими людьми и Вс-вышним, обязавшимся всячески оберегать народ от неприятностей в обмен на обязательство с их стороны следовать Его Закону.
При этом еще раз было обещано размножить новый Народ на территории Земли Ханаанской, и даже была провозглашена "в открытую" Цель этого деяния, что для Вс-вышнего - акт исключительный, ибо даже праотцам Он лишь обещал, что размножит, но не сказал зачем. А праотцы и этим были уже очень довольны, и ни о какой такой “цели” этого даже не задумывались. А Цель состояла в том, чтобы еврейский Народ стал образцом поведения для других народов, "светочем" так сказать. Впоследствии, через много веков, когда окружающие народы поднялись до определенного минимального уровня
, Геос прямо сформулировал эту Цель устами одного из своих пророков. Но и тогда не был услышан.Так многие комментаторы объясняют слова Вс-вышнего в Торе: "...будете мне избранным из всех народов... И будете вы мне царством священнослужителей и народом святым" (Шмот,19:5,6) Очевидно, Геос надеялся, что остальное человечество рано или поздно пойдет следом. Для этого у Него были веские основания - ведь праотец Авраам как раз и отличился перед Вс-вышним именно тем, что разъяснял "Основы единобожия" каждому встречному и поперечному. А евреи очень уважали Авраама и ценили его опыт.
Однако, высказав вполне определенно эту Цель (распространять знание о Едином Б-ге среди народов), никаких более конкретных способов ее достижения Вс-вышний не предложил. Ясно было только, что учить (и тем самым сохранять) Тору было необходимо. Законы, прямо в ней сформулированные, выполнять было необходимо. Соблюдать календарь и порядок праздников было необходимо. Соблюдать законы о семье, кашруте и женщине - необходимо. А вот заниматься миссионерством, распространять Тору среди народов - не заповедано, нет этого пункта в Договоре. Да и то сказать, если бы народы того времени оказались реально способными воспринять Тору, то незачем было бы и всю историю
длиной в 400 лет (от Авраама до Исхода) затевать. На том уровне развития, на котором находились народы в тех местах, они и не могли воспринять Тору. В тот момент времени, когда Тору удалось-таки дать еврейскому народу, никто кроме него и не мог ее принять. И незачем было даже пытаться распространять ее. На невозделанной почве семена не вырастают. А раз не заповедано, то и делать этого не надо, как и любое другое "доброе дело". Это вполне понятно, да?Таким образом, "задача номер один" была ясна - учить Тору, и чем больше - тем лучше, а также пытаться всячески применять ее на практике. Потому что когда Закон проникает в массы, тогда народ "пропитывается" знанием закона и становится единой силой - нацией. И если этот Закон -
Тора (а не какой-то другой, выдуманный или полученный "опытным путем", как у других народов), то необходимый Вс-вышнему моральный уровень народа автоматически гарантируется. По крайней мере, никогда нельзя сказать, что жизнь плохая потому, что законы плохие (как говорят часто в России). Законы вполне нормальные, Божественные, "спущенные сверху".Столь же автоматически (по мнению Геоса) должна была решаться и "задача номер два" - стать образцом для подражания другим народам. Если законы Торы исполняются, то обеспечивается высокий моральный уровень народа, Вс-вышний доволен и выполняет свою часть обязательств по Договору - поддерживает существование Народа на приемлемом с Его точки зрения уровне, достаточно привлекательном для других народов как пример для подражания. Он же обеспечивает и защиту этого привлекательного для других народов уровня, если они вздумают на него покуситься. Логика простейшая, понятная даже ребенку.
И сегодня мудрецы говорят: "Нам следует лучше учить Тору. Об остальном позаботится Вс-вышний!" Но куда уж лучше, и можно ли это делать лучше, чем делали первые поколения Народа после Синая, и, тем не менее, получили столько мучений и страданий? И впоследствии, несмотря на то, что в течение полутора тысяч лет массы народа только тем и занимались, что с неописуемым рвением изучали Тору, несчастья преследовали еврейский народ, и превратили его к ХХ веку в самый гонимый народ мира. А иудаизм как основа христианства и ислама всячески критикуется и замалчивается.
Объяснения современных мудрецов (Миллер и др.), что, мол, чем выше уровень праведности народа и человека, тем большие требования к нему со стороны Вс-вышнего предъявляются, и наказание следует за мельчайшие провинности, да при этом еще действует принцип "коллективной ответственности" - эти объяснения совершенно неудовлетворительны, потому что в результате это приводит к полному разочарованию воспитуемого таким образом человека и народа, и в конце концов - просто к его развалу, геноциду. А иные комментаторы договариваются уже и до того, что евреи не только должны смиренно принимать несчастья, но даже стремиться их поиметь, так как это очищает их на земле и "пересаживает в первые ряды" в мире Грядущем. Просто мазохизм какой-то. Один шаг до самобичевания.
Однако, не найдя более разумного объяснения происшедшему тогда, мы рискуем получить точно такой же результат снова. Поэтому, может быть стоит вернуться назад и пересмотреть наши взгляды на ситуацию тех времен? Может быть, мы сможем чему-то научиться?
*
Рабство в Египте для евреев не было никаким "благом", как нам пытаются представить дело некоторые современные религиозные философы. Оно было страшным несчастьем. Программа Вс-вышнего, как утверждают некоторые комментаторы, могла быть выполнена и другим способом, безо всякого рабства. Непредвзятому исследователю после ознакомления с "Историей Иосифа" становится совершенно ясно, что рабство
было наказанием всему народу за определенные действия Иосифа. На это не обращается внимания в простейшем толковании Торы, потому что Иосифа нужно обязательно представить праведником. Он и был праведником, но (как утверждают мудрецы и как мы уже видели сами) и праведники не застрахованы от ошибок. И в то же время египетское рабство всегда казалось комментаторам необходимым по одной простой причине - ОНО БЫЛО! Значит, Вс-вышний знал, что делал. И это надо было как-то объяснить тем, кто задавал вопросы. Не было бы рабства - не было бы и освобождения, говорят они, не было бы и основной идеи существования Народа - вне рабства, физического и духовного...Теперь нам уже должен быть ясен ответ на вопрос:
"Почему и для чего Геос избрал именно этот народ?"
Авраам предположил существование Единого Бога вследствие объективной высокой развитости своего мозга, способного уловить исходящую от Бога информацию. Предположим, что он был не одинок в этом, и были в его времена подобные мудрецы. Но лишь Авраам смог правильно истолковать желание Вс-вышнего, чтобы он ушел из Месопотамии, перестал жить оседлой жизнью в среде языческих государств, вышел из сферы действия государства и смог образовать собственное племя.
Но этого было еще недостаточно. Племя Авраама должно было превратиться в народ, объединенный идеологически понятием Единого Бога, то есть в нацию. Авраам как прародитель передал эти идеи по наследству своим детям.
Но и этого было мало. Эти дети должны были быть такими, которые были способны к обучению в высшем смысле слова - к формированию в своем мозгу сверхбольших структур, способных к взаимодействию с Богом. На протяжении истории племени Авраама - Исаака - Иакова (Израиль) - Иосифа дети должны были "фильтроваться" - например Эсав в принципе не подходил для продолжения рода Авраамова, поскольку его личные интересы генетически лежали вне изучения философии того времени. Поэтому, несмотря на все ошибки Иакова, именно он должен был продолжить род Авраама, другого варианта у Геоса не было.
Но было нужно еще кое-что, а именно - чтобы в процессе увеличения своей массы до "критической" племя не смогло сформировать у себя систему принуждения, необходимую для самоуправления, как это происходило автоматически у всех других народов. Для этого эта масса людей должна была сформироваться как народ под чужой системой управления, и потом выйти из-под нее.
Такая уникальная история оказалась в то время только у еврейского народа. Он был "избран Богом" лишь потому, что его праотец Авраам в то время оказался единственным человеком, который не только услышал Голос Геоса, но и поступил именно так, как тот ему велел. К тому моменту люди уже размножились весьма, и Геос, по-видимому, имел непрерывную "головную боль" от приема информации об их страданиях, ибо не было им числа. Появление Авраама вселяло надежду на некоторое облегчение этой боли, появилась перспектива Нового Эдена, общества
, защищенного от страданий.В дальнейшем Геос постоянно следил за Авраамом и его потомками, помогая им осуществлять свою миссию. Но Тора не могла быть дана Аврааму - его семья была небольшой и особых проблем с управлением не возникало. Тора - это инструмент, заменяющий силу при управлении большими массами людей. Впоследствии Савл (апостол Павел) это прекрасно понял и модернизировал Тору для управления не-евреями.
С другой стороны, Тора не могла быть вручена и племени язычников, они не могли воспринять ее в принципе, так как идея единобожия могла быть внедрена только на подготовленную почву (либо с помощью силы, как это сделали впоследствии римляне). Это подтверждает неудачная попытка внедрения культа единого Бога Атона во времена фараона Эхнатона.
Для внедрения этой идеи в мозги человечества необходимы были уникальные исторические условия. Нужны были, во-первых, массы людей, которыми необходимо было управлять, а во-вторых, эти массы к моменту внедрения в их сознание Торы не должны были иметь силовой структуры управления. Такой случай представился Геосу в виде народа евреев, в сознании которых уже "сидела" идея единобожия, и которые находились в египетском рабстве. Достаточно было вывести их из Египта, как сразу же возникла необходимость в Законе, с помощью которого этой массой людей можно было бы эффективно управлять. Эта масса существовала в Египте достаточно долго, но для организации Исхода был нужен Мессия, то есть человек, взявший бы на себя такую функцию, миссию. Геос, как мы уже говорили, не всесилен. Он должен был "ждать случая" - появления в уникальных условиях Моисея (Моше - иврит.), с помощью которого Он уже был в состоянии руководить дальнейшим развитием событий.