ИСХОД
Моисей (Моше) был сверх-высокоразвитым человеком. Еще во время своей жизни в Египте в семье фараона, он был не таким, как все. Но, находясь в среде языческой идеологии, он не мог в принципе изменить всю систему египетского вероисповедания. Даже если бы он сам дошел до идеи единобожия, он бы, подобно Эхнатону, не смог ничего изменить из-за противодействия священнослужителей. Моше было необходимо встретиться со своей семьей, своим народом, быть изгнанным из египетской среды, выведенным за пределы философии идолопоклонства, чтобы он смог установить прямую связь с Геосом.
И только после того, как народ в целом вышел из-под влияния Египта, ему потребовался новый Закон, и этот Закон был дан уже не на основе многобожия, а в качестве Единого для всех Закона, в форме Закона Б-жьего. В этом Законе формулировалась Единственная Истина о Едином Б-ге, единственный постулат, единственная Аксиома. Все же остальное, так или иначе, логически из этого вытекало. Закон исключал
возможность определения каждым отдельным человеком, что такое "Хорошо" и что такое "Плохо". Он устанавливал единую шкалу оценок для всех людей, относительно которой люди могли соразмерять свои действия и даже намерения. Именно в этот момент рождается понятие "совесть" как единой для всех шкалы оценки. До этого "совесть" была у каждого своя, а значит - ее не было вообще. С этого же момента открывается еще одна уникальная возможность для человека - возможность обессмертить свою душу.Нужно честно сказать, что для приведения первоначальных идей Авраама в состояние, когда это можно было назвать цельным мировоззрением, потребовались неимоверные усилия десятков поколений еврейских мудрецов - ученых-теоретиков, всю свою жизнь
потративших на изучение этого вопроса с самых разных сторон. Но в любом случае все выводы ученых базировались на Торе, врученной еврейскому народу на горе Синай через 50 дней после выхода евреев из рабства в Египте.Беспрецедентная верность Учению позволила еврейскому народу сохраниться в веках как нация без собственной территории (а может быть и вследствие этого), и донести свидетельство о существовании Единого для всех людей Б-га до наших дней.
Мелкие технические подробности. Чудеса
Учение иудаизма о Едином Б-ге не базируется на чудесах. Современные мудрецы учат нас, что на самом деле большинство чудес, описанных в Торе, чудесами как таковыми не являются, то есть - не наблюдается нарушений физических законов. Даже пресловутая история с рассечением Красного моря во время Исхода и переходом через него "аки посуху" по мнению некоторых из них вполне объяснима физическими причинами - сильным северным ветром, отогнавшим воду с мелких мест. (Некоторые авторы говорят о восточном ветре, другие - о юго-восточном, но достаточно посмотреть на карту, чтобы понять, что при любом другом направлении ветра кроме северного, вода из лимана не только бы не ушла, но еще и прибавилась бы. Но комментаторам, видимо, не до таких мелочей... Северный, южный, какая разница?)
Чудом (по мнению мудрецов) является не этот факт сам по себе, а слишком уж точное совпадение его во времени с необходимостью перехода Красного моря евреями. Отсюда один шаг до объяснения египетских казней естественными причинами, но совпавшими по времени с необходимостью Исхода (покраснение вод Нила, налеты саранчи, пылевые бури - это обычные явления для той зоны).
В принципе все "казни египетские" считаются объяснимыми "научно". Комментаторы утверждают, что это происходило в течение примерно полугода. Для Моше важно было только вовремя предсказать фараону характер очередного бедствия, а вопрос срока уже не стоял. Ну, какая разница, наступит засуха завтра или через месяц? Важно, чтобы она была предсказана и, в конце концов, наступила. Характер же бедствий был типично "египетский". И даже всеобщая "тьма египетская" могла быть вызвана сильной трехдневной пылевой бурей в верхних слоях атмосферы. Тем более, что Моше предсказывал даже не все казни, а только примерно 2
/3 из них.Тем не менее, Моше, предвидя возражения фараона о естественности этих событий, а не о вмешательстве Высшей Силы, предложил однажды фараону самому назвать дату, когда кончится то или иное “естественное” несчастье (казнь лягушками). Фараон сказал – “Завтра”. Несчастье кончилось на следующий день. Однако и это не убедило фараона.
Стоит указать здесь на то, как создаются легенды. "Мидраш рассказывает", что при "превращении воды Нила в кровь" вода у евреев, тем не менее, оставалась чистой. Читаешь в книге - видишь чудо. Но надо знать, что египтяне брали свою воду непосредственно из Нила. Вода не была слишком чистой, но у них был детский иммунитет к микробам в этой воде, которых там хватало! А евреи воду из Нила не пили вообще во избежание кишечных заболеваний, и даже скоту своему не давали, а брали воду
из специально вырытых колодцев, как они привыкли это делать еще со времен Авраама в Ханаане. Ясное дело, в колодцах вода оставалась чистой!Но вот что касается последней казни - смерти первенцев - "прогрессивные комментаторы" предпочитают этот вопрос не обсуждать. Трудно представить себе, видимо, реальную физическую причину. А причина, как всегда, проста.
Уничтожение первенцев могло быть делом рук крайней религиозной группировки жрецов Египта. Посланные Всевышним "казни" сильно ударили по экономическому господству и благосостоянию жреческой касты. Но фараон никак не соглашался отпустить евреев - тем самым был бы создан прецедент, и другие племена, находившиеся в рабстве, могли последовать за ними. Вот какая политическая причина стоит за периодически повторяющимися словами Торы "И ожесточил Господь сердце фараона". Масса толкований существует этой фразы, кроме одного - соответствующего ситуации и логике событий.
Эта ситуация повторилась через полторы тысячи лет в Риме, когда по здравому смыслу следовало бы дать возможность Спартаку с его армией эвакуироваться из порта Брундизий на пиратских кораблях. Но римская элита опасалась, что таким образом будет создан прецедент. И было решено предотвратить эвакуацию, и заставить Спартака остаться в Италии с тем, чтобы потом уничтожить его. Если бы кто-то писал священную историю Древнего Рима - прости меня, Всевышний! - то он вполне мог бы тут сказать "И ожесточил Господь сердца сенаторов".
После "девятой казни" к фараону пришла группа верховных жрецов и потребовала от него дать разрешение евреям на Исход (тем более, что по данным "общественного опроса" намеревалось уйти лишь 600 тысяч, а примерно 2 миллиона считали, что так или иначе от рабства можно избавиться, и незачем идти в пустыню на верную смерть).
Обозленный фараон ответил:
- Никогда! В вашей просьбе нет никакой логики! И дело даже не в том, что будет создан прецедент - это было бы так в случае обычного восстания рабов. Проблема гораздо важнее - это наша с вами Вера. Если мы подчинимся требованиям еврейского Бога, мы тем самым распишемся в том, что наши собственные боги бессильны! Может быть, так оно и есть? Молчите? А что произойдет с государством, если до всех и каждого дойдет это простое соображение? Но вы беспокоитесь не о государстве, а о собственных карманах! Я вынужден думать о вашем собственном будущем вместо вас! И если вы не хотите, чтобы я вас сейчас же казнил за государственную измену - убирайтесь с глаз моих! И чтобы сидели тихо! Малейшее движение с вашей стороны будет мною расценено как бунт! Со всеми последствиями!
И жрецы были вынуждены удалиться. Фараон был прав. Но и терпеть все это было нельзя. Они собрались на совет. И на этом совете один из наиболее рьяных предложил принести египетским богам массовую жертву, еще не виданную в Древнем мире - всех первенцев Египта. В том числе и первенца самого фараона.
Моше, который жил во дворце фараона с детства, знал в нем все ходы и выходы. Через своего человека он получил информацию о плане заговорщиков. Изменить ситуацию он не мог - значит, надо было ею воспользоваться. Он предупредил всех евреев, выразивших желание с ним уйти, о "готовности номер один", понимая, что десятая казнь (да еще такая) может быть для фараона "решающим аргументом". Идея, осенившая рьяного фанатика, явно исходила от Всевышнего.
Конечно, после встречи с
“представителями духовенства” фараон стал опасаться заговора и покушения на собственную жизнь. Но такой подлости, которая была задумана, он, конечно, не ожидал. Не ожидали и остальные египтяне. В назначенную дату, вечером, члены тайного ордена жрецов, действовавшего по всей стране, вошли под благовидным предлогом в каждый египетский дом и отравили первенца в каждой семье. Все в Египте знали об этой страшной тайной организации типа КГБ. Поэтому, что называется, никто и не пикнул.Комментаторы обращают внимание на то, что в Торе указывается не вполне точное время казни: "около полуночи". Объяснения этому даются самые разнообразные, а то и фантастические. А объяснение и здесь простое - первенцы были убиты не прямо, а с помощью яда, действующего с не слишком большой задержкой, но, естественно, не точной. Во избежание подозрений. На эти дела египетские жрецы были большие мастера, как выяснилось спустя 3500 лет после вскрытия одной из пирамид (практически все, кто принимал в этом участие
, вскоре умерли от неизвестной причины).Сына фараона воспитывал также один из представителей этого ордена, и он также успешно выполнил миссию, возложенную на него. Сам же фараон, хотя тоже был первенцем в своей семье, естественным образом не пострадал, так как в покоях его стояла стража, что исключало возможность покушения. Да и требовалось, чтобы фараон сам принял решение, нельзя его было убивать.
Проснувшись ночью от жутких криков во дворце и окрестностях, фараон узнал о происходящем, бросился в спальню сына и нашел его бездыханным безо всяких признаков насильственной смерти. Фараону стало очевидно, что Моше и Всевышний бог евреев тут были ни при чем. Явно была видна рука КГБ. И было понятно, кто будет следующим - так или иначе жрецы дотянутся до горла фараона.
Между тем у дворца собралась толпа, подстрекаемая теми же фанатиками, которая требовала отпустить евреев, наконец, и прекратить издевательства над египетским народом! А местные
“КГБ-шники”, не задумываясь о последствиях, старались распространить слух о том, что эта очередная казнь - следствие гнева Бога Израиля.Фараон немедленно послал за Моше и Аароном
, и отдал приказ об освобождении евреев и их немедленной эвакуации из Египта. Интересны последние слова фараона, сказанные им Моше и Аарону: "Идите, и благословите также и меня". Раши комментирует это так "Ведь и я - первенец". Но этот комментарий слабоват - ведь первенцы уже умерли, "ангел смерти прошел" и возвращаться вроде не собирался. А фараон по-прежнему опасался за свою жизнь, которая продолжала висеть на волоске; он понимал, что после ухода евреев его положение долго еще будет весьма неопределенным, и лишнее благословение достаточно сильного Бога евреев даже ему не помешает.Между прочим, фараон говорил такую фразу почти каждый раз, когда давал разрешение евреям уйти после очередной казни (хотя потом забирал свое слово назад, и не отпускал их). “Помолитесь за меня!” – говорил фараон Моше. Каждый раз, давая такое разрешение, он боялся, что с евреями уйдут и другие рабы Египта, и у него будут ба-альшие неприятности.
Фраза эта странно не вяжется с последующими действиями фараона - ведь если он рассчитывал на благословение Бога евреев, зачем же он послал им вслед армию?
Ответ и на этот вопрос есть в Торе - вместе с Израилем все-таки ушла часть рабов-неевреев (
“ам-аарец” - народ земли, не-евреи) и это общеизвестно. То есть создался тот самый прецедент, о котором говорил фараон жрецам. И фараон понял, что уход большого количества рабов сегодня будет поставлен ему в вину завтра, когда выяснится, что он отпустил и евреев и прочих, и теперь некому в Египте стало работать. И жрецы его “уберут”. Поэтому фараон и послал войско вслед ушедшим, но не евреям, а “примкнувшим к ним”.Фараон направил войско, чтобы вернуть этих “приблудных”
; конечно, с согласия жрецов, для которых только теперь правота слов фараона о создании прецедента стала очевидной. Фараон вовсе не хотел еще раз "связываться" с Всевышним Богом Израиля - с него хватило уже. Он только хотел вернуть назад свое, и этим сохранить собственную жизнь от покушения на нее со стороны жрецов.Но Всевышний распорядился иначе, и войско фараона утонуло в болотах, скорее всего в районе Большого и Малого Горьких озер, представлявших собой тогда мелководный залив Красного моря (лиман). Ничего из ряда вон выходящего в этом нет – мы уже упоминали о том, как генерал Доватор утопил свою конницу в смоленских болотах.
Теперь, после возвращения из неудачного похода с остатками легковооруженного войска фараон понимал, что по выражению А.Толстого "за его жизнь нельзя дать и дохлой сухой мухи". Поэтому просто по логике событий фараон должен был пойти на экстраординарные меры. Тора не интересуется судьбой фараонов, и поэтому мы не найдем в ней никаких намеков на дальнейшую судьбу Паро (нарицательное имя фараона в Торе). На этот вопрос нам дает ответ “презренная наука”.
Фараон еще не въехал в столицу, а передовые отряды его войска уже сделали свое дело. Высшая элита жрецов была арестована, обвинена в государственной измене и казнена. Народу было объявлено, что в течение многих лет жрецы вели себя недостойно, в результате чего боги уже давно отвернулись от Египта и позволили богу евреев совершить "десять казней". Что сограждане и могли самолично наблюдать в прошедшие полгода. Потеря войска у Красного моря - это вполне логичное следствие неправильной политики жрецов - фараон не хотел посылать войска, жрецы заставили. Бог, по-видимому, действительно Один (по крайней мере, теперь - Один), имя ему Атон, а его символ - Солнце (Ра). Египтяне не могли, подобно евреям, принять нематериальный Абсолют в качестве бога, им нужен был все-таки конкретный бог. В стране вводится единобожие, все рабы освобождаются для производительной деятельности, строительство городов Рамзеса и Питома прекращается, страна становится на прогрессивный путь развития... ну и так
далее. Множество декретов... Светско-духовная революция...Археологическая наука утверждает, что в истории Египта был всего один такой случай, когда один из фараонов (Аменхотеп-
IV) попытался заменить многобожие единобожием. И даже свое имя сменил на Эхнатон - Сын Бога. Не стоит говорить, что для таких действий у фараона должны были быть более серьезные материальные причины, чем какое-нибудь ночное видение. Вышеописанная ситуация вполне "тянет" на такую причину. Тем более, что некоторые исследователи высказывают предположение (одно из трех возможных), что именно Эхнатон (Аменхотеп) был тем самым фараоном, при котором произошел Исход евреев из Египта. Понятно, почему этого не могло случиться раньше. Впоследствии же (примерно через 5-10 лет) фараон был убит (считается, что своими же приближенными). Видимо, до конца ему не удалось вырвать корни у жреческой элиты. Поставленный же на его место Тутанхамон вернул все "в исходное состояние".Датировка событий жизни Эхнатона и времени Исхода совпадает лишь приблизительно, но у остальных вариантов она не совпадает еще больше, а, главное - в других вариантах отсутствует описанная выше логика событий.
По еврейской хронологии Исход датируется 2448 годом от с.м. или 1312 г до х.эры. Современные комментаторы рекомендуют не принимать эту цифру уж слишком всерьез (плюс-минус лет 200 может быть). Научные же данные говорят о том, что есть расхождение примерно в 180 лет между еврейским летоисчислением и научным (археологическим).
Правление Аменхотепа-
IV (Эхнатона) датируется наукой 1585-1562 г. до х.эры, то есть разница с датой Исхода по еврейскому летоисчислению составляет 250 лет. Для столь больших интервалов времени это вполне допустимая неточность, и мы можем считать, что Исход с большой вероятностью произошел именно при Эхнатоне.