Антисемитизм гуманистов и просветителей
(Даниэль Гольденберг. "Окна"
26.11.98)Карл Маркс:
"Поищем тайны еврея не в его религии,
поищем тайны религии в действительном еврее.
Какова мирская основа еврейства? Практическая потребность, своекорыстие.
Каков мирской культ еврея? Торгашество.
Кто его мирской бог? Деньги…"
Несмотря на огромное количество литературы, посвященной феномену антисемитизма, некоторые важные аспекты этой проблемы мало освещаются в специальной литературе и почти не известны широкой публике. Литература, посвященная происхождению антисемитизма, рассматривает в основном два его аспекта - религиозный и экономический. Под религиозным подразумеваются стремления христиан и мусульман "переписать на себя" данные еврейскому народу благословения и занять его место как носителя "истинной" формы монотеизма, а также претензии христиан к евреям по поводу распятия Христа. В то же время антисемитизм рационалистически мыслящих людей анализируется довольно редко. Это привело к распространению ходячего заблуждения, что антисемитские взгляды присущи лишь малообразованным словям общества, и что хорошее образование и рационалистическое мышление сами по себе способствуют устранению этого порока.
В результате в популярной литературе очень слабо освещен вполне очевидный и естественный вопрос: кто впервые в истории представил "еврейскую проблему" с рациональных позиций в фашистской формулировке? Иными словами, кто впервые сформулировал, что евреи являются основным (или одним из основных) источником мирового зла, и поэтому они должны быть (или жедательно, чтобы были) уничтожены? Стандартные ответы на этот вопрос не идут дальше "Протоколов сионских мудрецов" или немецкой антисемитской литературы второй половины 19-го века.
Как известно, фашистская антисемитская пропаганда велась в двух различных, противоречащих друг другу направлениях: с одной стороны - стремление унизить евреев, представить их как самый жалкий, мерзкий и отвратительный народ, заслуживающий только презрения, а с другой стороны - их демонизация, изображение как
самого опасного и коварного врага, разрушающего государства, давшие евреям приют, и рвущегося к мировому господству. Первая из указанных тенденций известна с древности (Манефон и последователи), но откуда взялась рационалистическая демонизация евреев? Несмотря на кажущуюся простоту, на этот вопрос не отвечают ни статьи на тему "Антисемитизм" в еврейских энциклопедиях, ни большинство научно-популярных книг, анализирующих происхождение антисемитизма.Чтобы ответить на этот вопрос, углубимся в историю и познакомимся с антисемитизмом людей, мысливших рационально и при этом занимавшихся (по профессии или призванию) анализом человеческого общества, то есть ученых и философов. Парадоксально, но антисемитизм у этих людей принимал зачастую такие дикие и нелепые формы, что, казалось бы, должен был бросить тень на их научную и моральную репутацию Много известных в других областях людей были завзятыми антисемитами, но это не пересекалось с их профессиональной деятельностью. Так, например, антисемитская деятельность Вагнера не компрометировала его талант композитора. Напротив, специалист, занимающийся анализом человеческого общества и претендующий при этом на научность, неизбежно должен был бы компрометировать свои труды низкопробными антисемитскими высказываниями. Тем не менее, как будет показано ниже, многих это не останавливало. Рассматриваемый здесь тип антисемитизма интересен тем, что у его носителей религиозная и экономическая составляющие либо отсутствуют, либо слабо выражены, что дает возможность изучать почти в чистом виде "рациональный антисемитизм и его носителей - философов и просветителей, претендующих на научность и прогрессивность своео анализа человеческого общества.
(Продолжение следует)