Антисемитизм социалистов
Немецкая антисемитская литература сформировалась в основном в конце
XIX века, так что нацистская пропаганда имела готовый и весьма солидный теоретический базис. В 1935 году вышел нацистский труд "Мировой антисемитизм" д-ра Кербеля и проф.Пугаля, в котором был раздел "Евреи о самих себе"., открывающийся портретом Карла Маркса и его словами:"Поищем тайны еврея не в его религии, поищем тайны религии в действительном еврее. Какова мирская основа еврейства? Практическая потребность, своекорыстие. Каков мирской культ еврея? Торгашество. Кто его мирской бог? Деньги…"
Этот отрывок из статьи Маркса "К еврейскому вопросу" не является случайным; в этой же статье можно найти следующие утверждения: "…мы обнаруживаем в еврействе проявление общего современного антисоциального элемента…", "Химерическая национальность еврея есть национальность купца, вообще денежного человека" и, наконец, "Как только обществу удастся упразднить эмпирическую сущность еврейства, торгашество и его предпосылки, еврей станет невозможным, ибо его сознание не будет иметь больше объекта".
Вполне последовательно и в частной жизни К.Маркс не упускал случая попрекнуть своего оппонента еврейским происхождением. В своих письмах он называет публициста М.Фридлендера "проклятым евреем", а Лассаля, основателя и лидера первой рабочей партии Германии - "еврейчиком". Из письма к Энгельсу: "Бравый Лассаль взялся за философию…Мы все же посмотрим на эту вещь сами, и при непременном условии, конечно, чтобы от Гераклита не несло чесноком".
На первый взгляд, эта патологическая ненависть к евреям может быть объяснена особенностями биографии Маркса, который, хотя и происходил с обеих сторон из раввинских семей, был крещен в детстве со своей семьей и всю жизнь хотел "откреститься" от своего происхождения (следует отметить, что ему это не удалось: философ Евгений Дюринг, крайний выразитель расового антисемитизма, обвинял Маркса в еврейском характере его учения).
Однако более детальный анализ ситуации показывает, что дело не только в этом, и что подобный антисемитизм был свойственен значительной части его окружения, а также и его предшественникам. Многие юдофобские идеи и доводы К.Маркс черпал у Бруно Бауэра и Людвига Фейербаха. Например, из труда последнего: "Сущность христианства" взят им тезис,
что "иудаизм - это эгоизм в форме религии". Широко распространенный взгляд на евреев как на ростовщиков и паразитов разделял и великий философ И.Кант: ("….коммерсанты, объединенные большей частью старым суеверием….Они не ищут гражданского почета, но скорее стремятся компенсировать его отсутствие, выгодно обманывая тех самых людей, среди которых они находят защиту…"), и некоторые видные социалисты. Так, Шарль Фурье считал торговлю "источником всего зла", а евреев как воплощение торговли - паразитическими, хищными, пагубными". По его мнению, никогда не существовало нации более презренной, чем евреи". Его антисемитизм вдохновил многих последующих социалистов, а проповедующая его взгляды газета "Renovation" отличалась яростным антисемитизмом во время дела Дрейфуса. Еще более одиозно высказывался Пьер-Жозеф Прудон, один из наиболее влиятельных ранних социалистов. Он просто считал евреев воплощением дьявола, и был повидимому первым, кто ввел в обиход термин "раса Шема" для объяснения этого: "Еврей по своему темпераменту непродуктивен… Его экономическая политика всегда негативна; он есть элемент зла, Сатана, Ариман, олицетворенный в расе Шема". Прудон не мог признать за евреями даже приоритета в области монотеизма:"Монотеизм в настолько незначительной степени является евреской или семитской идеей….Монотеизм это порождение индо-германского духа; он мог появиться только оттуда…"Итак, нелепые антисемитские высказывания, несмотря на свой "ненаучный" характер, были весьма распространены в среде социалистов
XIX века, и их авторы не боялись нанести ими ущерб своему научному авторитету. Некоторые видные социалисты являются ярыми юдофобами; их антисемитизм рационален и имеет явно выраженную экономическую компоненту. Главным врагом для них являются не евреи как таковые, а торговые отношения и капитал; евреи являются лишь орудием этого мирового зла. И хотя Фурье объявил торговлю "источником всякого зла", а Прудон намекнул на расовый характер вредной еврейской деятельности, все же до развитой расистской теории и призыва к уничтожению евреев дело у социалистов не дошло.Но является ли антисемитизм указанных социалистов их собственным изобретением, или кто-то передал им эстафету? Рассмотрим, как обстояло дело с антисемитизмом у их предшественников - деятелей эпохи Просвещения.