Антисемитизм просветителей.
Лидеры эпохи просвещения, создававшие основы новой, секулярной эры и боровшиеся с христианской церковью за влияние на умы современников, по-разному относились к евреям. Часть из них, ведомая Монтескье, Лессингом и Руссо, выступала за равные права христиан и евреев. Однако большинство из них считало при этом иудаизм не только вредным суеверием, как и христианство, но и антисоциальной религией, разделяющей общество, и поэтому подлежащей искоренению. Из всех выдающихся просветителей
XVIII века только Монтескье во Франции и Tоланд в Англии были готовы принять евреев такими, как они есть, без требований их "реформации".Другая часть просветителей, возглавляемая Вольтером и Гольбахом, проповедовала откровенный антисемитизм. Так, Гольбах в своей книге "Лик святых" называет евреев врагами рода человеческого и изображает их как банду преступников, не останавливающихся ни перед каким злодеянием ("Что касается истинной морали, то современные евреи полностью ее игнорируют, подобно евреям древности…."). Но, конечно, больше всех на этом поприще выделяется Вольтер. Его высказывания стали опорой для всех последующих антисемитов, пытающихся подвести под свои взгляды философский базис, и потому заслуживают более детального рассмотрения. Вот как Вольтер описывает евреев:
"Они - самые наглые из всех людей, ненавидимые всеми их соседями и ненавидящие их всех сами… Они все рождаются с яростным фанатизмом в сердцах, так же как бретонцы и тевтоны рождаются блондинами. Я не буду удивлен, если эти люди когда-нибудь станут бедствием для человечества".
Наличие у евреев законов о ритуальной чистоте Вольтер объясняет тем, что евреи по своей природе были грязными, зловонными и вонючими. (Невольно вспоминается анекдот из советской жизни: в коммунальной квартире кто-то стал пачкать стены общественного туалета нечистотами; собрание жильцов единогласно приходит к выводу, что виновник безобразия - Рабинович, так как он единственный из всех, выходя из туалета, моет руки)
Обращаясь к самим евреям, Вольтер заявляет: "Вы представляетесь мне наиболее безумными. Кафиры, готтентоты и негры Гвинеи - гораздо более разумные и честные люди, чем ваши предки, евреи. Вы превзошли все народы нахальными баснями, дурным поведением и варварством. За все это вы несете наказание - таков ваш удел". Кроме этого Вольтер сформулировал столь популярное в последующие века обвинение евреев в том, что они являются врагами государства. И все эти измышления принадлежат перу человека, который считал себя сам (и воспринимался окружающими) защитником прав человека, вестником прогресса и борцом против всяких предубеждений!
Антисемитизм Вольтера - это типичный "рациональный" антисемитизм, без примеси религиозной или экономической составляющих. Он носит отчетливый расовый характер ("рождаются с яростным фанатизмом в сердцах, как бретонцы и тевтоны рождаются блондинами"). Призывов к уничтожению евреев нет, но евреи объявляются врагами человечества и вероятной причиной его несчастий в будущем….
Глвным врагом таких просветителей, как Вольтер и Гольбах, были не евреи, а христианская церковь. И они использовали евреев для ее дискредитации, поскольку сами отцы церкви все время стремились использовать евреев и их литературу для свидетельства в пользу истинности христианства. Просветители же использовали евреев для доказательства его лживости и вредности. Евреи изображались ими как презренный и ничтожный народ, и одновременно подчеркивались еврейские корни христианства. Таким образом проводилась мысль, что последовательное христианство - это
тот же иудаизм, то есть самое мерзкое явление на свете.Итак, почти все выдающиеся просветители
XVIII века, кроме Монтескье и Толанда, относились к евреям и иудаизму негативно. При этом наиболее доброжелательные из них, хотя и признавали иудаизм наиболее антисоциальной религией, считали, что евреев можно "исправить", перевоспитать, и после этого принять в цивилизованное общество, тогда как менее доброжелательные проповедовали оголтелый расовый антисемитизм, исключающий даже возможность "исправления" евреев, объявляя их природными врагами государства и человечества.Но зададимся нашим прежним вопросом -является ли антисемитизм просветителей их собственным изобретением, или кто-то передал им эстафету? Рассмотрим, как относились к евреям их идейные предшественники - гуманисты
XVI века.