Джордано Бруно

как основатель "рационального" антисемитизма

 

Джордано Бруно (1548-1600) известен в основном как мученик, осужденный инквизицей на сожжение за распространение учения Коперника и за его собственное учение о множестве обитаемых миров. Он является автором обширных трактатов по космологии, философии и метафизике; при этом многие его произведения имеют совершенную литературную форму и написаны в виде диалогов или поэм. Однако мало кому известно, что Бруно, как истинный новатор во всем, считал себя также и реформатором этики. Он был убежден, что истинная нравственность должна основываться на таких же незыблемых естественных законах, как и наука. Он хотел написать отдельный трактат, посвященный систематическому изложению новой этики, но не успел. Он оставил только введение в свою этику, своеобразную прелюдию к ней: это трактат "Изгнание торжествующего зверя" ("The expulsion of the triumphant beast", "Spassio de la bestia trionfante"). Вот как выглядит содержание этого трактата в пересказе Ю.М.Антоновского (из биографии Джордано Бруно, написанной им для "Биографической библиотеки" издателя Флорентия Павленкова):

"Под видом аллегории Бруно заставляет Юпитера, отца богов и людей сожалеть о том, что небо заселено разного рода животными, изображающими знаки созвездий. Он находит, что для богов было бы достойнее изгнать отвратительных животных и заменить их добродетелями. Таким образом, аллегорические звери, то есть пороки, должны уступить свое господствующее значение силам нравственного порядка. "Законы, культы, жертвы и церемонии, - жалуется у Бруно Юпитер, - которые …я допустил и упорядочил, теперь нарушены и вовсе уничтожены; место их занято вредным и недостойным религии обманом, и притом так успешно, что люди, которые благодаря нам стали подобны богам, теперь обратились в нечто худшее, чем звери"…

Одной из характерных особенностей этой книги является резко выраженный антисемитизм ее автора…Выступив борцом против средневекового варварства и темных сторон современного ему католицизма, Бруно был убежден, что во всем этом виноваты евреи, так как они, по его мнению, привили европейским народам нетерпимость и другие дурные стороны своего характера и свое ограниченное миросозерцание…. Жестокая суровость еврейских уголовных законов, послужившая печальным образцом для магометанского, а отчасти и средневекового европейского законодательства, объясняется, по уверениям Бруно, злым характером евреев. Закон, возлагавший ответственность на невинных детей за ошибки их отцов, мог исходить, по его слоавм только от такой человеконенавистнической расы как еврейская, заслуживающая быть истребленной еще до появления ее на свет. Но что хуже всего в евреях - это их высокомерие. Они всегда были продажным, необщительным, невыносимым для других рас народом, который всех ненавидел и, в свою очередь, был всеми презираем. Как нет зла или порока, к которому евреи не были бы причастны, так нет ничего хорошего или достославного, чего бы они сами не приписывали бы себе. Бруно неустанно оплакивает зло, от которого человечество страдает с тех пор, как семитизм внес утонченную злобу вместо прежнего неведения античных народов, а стремление к истине и добру заменил лицемерием и ложью, невежеством и нетерпимостью…. Евреи отчасти переняли и египетский культ, но, не будучи в состоянии понять его внутренний, идеальный смысл, обратили его в простой, лишенный всякой идеи фетишизм…. Свою склонность к фетишизму они, как утверждает Бруно, передали европейским народам, и потому теперь везде царит грубое невежество, варварство и фанатизм" (конец цитаты)

Антисемитизм Бруно принадлежит к тому типу, который Фрейд называл "антисемитизмом плохо крещеных": для Бруно, как и для Вольтера, золотым веком человечества является античность, главным образом эллинистическая эпоха, когда жизнь людей, по его представлениям, наиболее приближалась к идеалу. Но, в отличие от Вольтера, для Бруно главным врагом является не христианская церковь, а народ, породивший христианство. Антисемитизм Бруно, в отличие от Вольтера, имеет не уничижительный, а демонизирующий характер: евреи изображаются злобными, жестокими чудовищами, навязывающими свои пороки другим народам. Этот антисемитизм абсолютно свободен от экономического и религиозного компонентов - евреи критикуются с позиций "чистой" этики. И, наконец, впервые среди рассмотренных нами примеров, евреи объявляются главной причиной существующего в обществе зла, объявляются расой, заслуживающей быть истребленной ранее, чем она появилась на свет.

Таким образом, на поставленный в начале статьи вопрос: "Кто впервые подошел к решению "еврейской проблемы" с рациональных позиций в нацистской формулировке?" - следует ответить: гуманист Джордано Бруно.

Вернуться на Главную страницу