Умолчание антисемитизма Бруно
в современной литературе
Удивительным образом антисемитизм Джордано Бруно почти не упоминается в мировой литературе, посвященной анализу антисемитизма. Считается, что после смерти Бруно его философское наследие, отличающееся сложностью и запутанностью, очень слабо изучалось последующими поколениями вплоть до
XIX века, который возродил интерес к произведениям великого итальянца. Тем не менее, немецкая антисемитская литература второй половины XIX века была хорошо осведомлена о его взглядах на евреев. Например, автор "Антисемитского катехизиса" Теодор Фриш (книга опубликована в Лейпциге в 1893 году), доказывая, что антисемитизм имеет расовую, а не религиозную основу, апеллирует именно к проповедовавшим его "свободным мыслиелям": Джордано Бруно, Вольтеру, Шопенгауэру, Фейербаху и т.д.Тем поразительнее выглядит умолчание антисемитизма Бруно в англоязычной литературе. Вольтер и Маркс упоминаются обычно в статьях "Антисемитизм" в большинстве еврейских энциклопедий. А вот Джордано Бруно, который, как показано выше, является истинным провозвестником нацистского подхода к "еврейскому вопросу", не обсуждается не только в энциклопедиях, но даже и в специальной литературе. Его имя невозможно найти ни в объемистой "Истории антисемитизма
" Л.Полякова (4 тома англоязычного издания), ни в фундаментальной работе Дж.Кармайкла "Сатанизация евреев", ни во множестве других книг, носящих названия "Происхождение антисемитизма", "Корни антисемитизма" и пр. Среди десятков томов библиотеки Еврейского университета, посвященных этой проблеме, автор данной статьи нашел только три книги, вкратце упоминающих антисемиизм Бруно. Парадоксально, но даже внушительная, на трех страницах статья о Бруно в энциклопедии на иврите (Иерусалим-Тель-Авив, 1967) не упоминает о его взглядах на евреев! И уж совсем загадочно выглядит объемистая монография о жизни и деятельности Дж.Бруно (D.W.Singer. "Giordano Bruno. His life and thought"), в которой подробно, на четырех страницах пересказывается все содержание трактата "Изгнание торжествующего зверя" - за исключением того, что касается еврееев! Было бы интересно узнать мнение профессиональных историков о загадке такого "умолчания": является ли это элементарной неосведомленностью или осознанной попыткой "не замарать" философа, ставшего символом мученичества за свободу мысли.