Александр Вильшанский
(Текст автора - синий)

Еврей, говоришь? Ха!

Продолжение статьи "Мы, чистокровные...
Переход в начало статьи по щелчку мышкой здесь

Попробуем теперь разобраться в позиции р.Штайнзальца - признанного современного религиозного авторитета. Предваряя все последующее, скажу, что как и ранее, я буду подходить к этому вопросу с позиции "рационалиста", и вот почему. Как уважаемый р.Динкевич, так и р.Штайнзальц, рассуждая на эту тему, все время имеют перед собой образ человека РЕЛИГИОЗНОГО. Говоря слово "еврей", они ПОДРАЗУМЕВАЮТ понятие ИУДЕЙ. Именно это и вносит путаницу и сбивает с толку тех, кто действительно хочет понять, о чем идет речь.

Чтобы увидеть, что это так - достаточно В ЛЮБОМ месте текста р.Штайнзальца заменить слово ЕВРЕЙ на слово ИУДЕЙ. И все, что говорит Штайнзальц, немедленно станет бесспорным. Ибо он говорит именно об ИУДЕЯХ по крови, по материнской линии родства, то есть о тех людях, которых современный иудаизм считает "своими", в том числе и отошедших от иудаизма. По своим собственным соображениям, оспаривать которые невозможно, иудаизм считает иудеями людей, которые были рождены от матери иудейского происхождения по материнской линии. Имеет полное право так считать. При этом не имеет никакого значения образ жизни такого "урожденного иудея" - он может быть сто раз светским. Все его "преимущество", вся разница между ним и человеком иного происхождения состоит вовсе не в каких-то особых качествах, а лишь в том, что ЕСЛИ он когда-нибудь ВДРУГ

  1. захочет снова стать религиозным (бааль-тшува), он может это сделать мгновенно без каких-либо дополнительных процедур.
  2. захочет вступить в брак с женщиной того же происхождения, он сможет это сделать через равинат

Прим 1. В современном Израиле человеку иного происхождения сделать это на территории страны будет затруднительно. Но этот вопрос к теме нашего обсуждения сейчас не относится.

Прим.2 Люди иного происхождения не входят в сферу интересов современного иудаизма. Об этом следует постоянно помнить, читая текст р.Штайнзальца, потому что применение им термина "еврей" может ввести в заблуждение тех людей, которые по мнению иудаизма и р.Штайнзальца таковыми не являются. Он говорит ТОЛЬКО о людях специфически иудейского происхождения.

Поэтому в моих комментариях я буду постоянно на это обращать внимание. Ибо, не уточнив терминологию, мы никогда из этого болота не выберемся. А стало быть и не сможем понять, где и когда нас обманули (и продолжают обманывать).

Для отличия моего комментария от текста р.Штайнзальца мой текст - синий.

 

 

 

 

 

Р. Адин Штайнзальц.

Дом Яакова

http://www.judaicaru.org/navigator/steinsaltz_articles_frame.html

Буря, сотрясающая основы еврейского мира, вызванная вопросом о том, кто является евреем, не затрагивает существа проблемы: а можно ли дать исчерпывающую формулировку понятию “еврей”, не нуждающуюся в дополнительных определениях? Между тем в ответе на этот вопрос - определение не только принадлежности к еврейству, но и самого смысла существования народа Израиля.

Везде далее автор имеет в виду урожденных иудеев. Поэтому на самом деле никакого дополнительного определения понятию "еврей" ему вообще говоря не требуется - происхождение от иудеев по материнской линии. Принадлежность к такому "еврейству" (иудейству) для религиозного человека ясна. Следовательно, в дальнейшем автор намерен говорить только о принадлежности к "еврейству" светских евреев иудейского происхождения? Ведь другие р.Штайнзальца не интересуют?

Для многих не очевидно наличие у еврейства собственной внутренней сущности, не подпадающей под стереотипы, созданные его многочисленными врагами. Точное определение даст возможность людям, ощущающим свою принадлежность к нашему народу, избавиться от сомнений при самоидентификации, обрести перспективу - и при этом не столь важно, будет ли такая дефиниция
(определение - АВ) носить национальный, религиозный или биологический характер. Важно, чтобы она раскрывала суть проблемы, - а значит, определяла рамки еврейского бытия.

Это верно. С этим можно согласиться на сто процентов. Эта "дефиниция" должна будет отражать понятие ОБЩНОСТИ людей, а не народа, нации, национальности и пр. Тем не менее, р.Штайнзальц и в дальнейшем будет использовать термины "народ", "наш народ".

И это тоже понятно. Потому что в основу своей "дефиниции" иудаизм положил понятие РОДСТВЕННОЙ связи, происхождение по материнской линии. РОД - вот что важно для этого подхода. Ну, а где РОД, там и НАРОД, почему бы и нет? (Однако и это не так…)

Поэтому, забегая в конец, не должно показаться удивительным, что р.Штайнзальц приходит к определению "нашего народа" как СЕМЬИ. Можно и так считать, никто не против. Вот только зачем использовать чуждый, современный, большевистского происхождения термин для названия этого народа - ЕВРЕЙСКИЙ народ? Иудейский народ, народ иудеев, иудеи - пожалуйста! Нет, это не годится. Потому что термин "иудей" - тоже занят; по общему мнению (других народов) это религиозная принадлежность. Поэтому и берется термин ЕВРЕЙ. Но по мнению других народов ЕВРЕЙ - это совсем не то, что имеет в виду р.Штайнзальц. К ЕВРЕЯМ другие народы относят людей иного происхождения, чем считает автор - они не различают среди нас "европап" и "евромам". Они при случае ставят нас к стенке без разбора таких высоких тонкостей, известных лишь религиозным иудеям.

Но почему тогда надо прислушиваться к мнению других народов вообще? Почему не называть народ иудеев народом иудеев? Тем более, что р.Штайнзальц далее намерен доказывать, что миссия у этого народа - сохранять Тору, что "народом" по-существу является сегодня меньшинство иудеев (религиозное), что образ жизни иудея неотделим от религии и, по-существу, это одно и то же?

Ответ единственный и логичный - потому что ему нужно признать иудеями тех людей, которые сами себя иудеями уже давно не признают. Светских евреев иудейского происхождения. И ради этого он даже готов сам себя называть ЕВРЕЕМ, вкладывая в это слово русского языка (!) ПРОИЗВОЛЬНОЕ содержание, отличное от того, которое вкладывают в него те, кто его изобрел и применяет совершенно в ином смысле - русские люди.

Но ЗАЧЕМ?

Ведь те люди категорически не хотят называть себя ЕВРЕЯМИ. Об этом я подробно написал в статье "Мы, чистокровные!" Они хотят ЗАБЫТЬ о своем еврействе.

Они не хотят быть преследуемыми. Они для этого создали свое государство (светское государство), и они поэтому приехали в него из России. И стали здесь ИЗРАИЛЬТЯНАМИ. Они НЕ ХОТЯТ быть ЕВРЕЯМИ, гонимым и преследуемым народом. Но они и не иудеи, так как не религиозны. Они и НЕ ХОТЯТ быть иудеями.

Почему же их нельзя предоставить самим себе и оставить в покое? Почему же им обязательно надо внушить идею родства с религиозными? Ну, пренебрегли их предки Торой, что теперь поделать? Почему нужно им внушать собственные представления о коллективной ответственности иудеев друг за друга? Они не хотят и знать об этом!

Но им внушают, что они - одна семья. Что они никак от этой ответственности не уйдут…

Зачем? Хорошо, вы их предупредили. Вы их предупредили более, чем три раза. Согласно иудаизму же, ответственность с вас снимается и перекладывается на них. Чего же еще надо?

Ответ прост, как и предыдущий. НЕОБХОДИМО считать светских израильтян и иудеев одним народом. Иначе светские могут отделить религию от государства, и перестать помогать религиозным евреям материально. Вот в чем коренная причина нынешнего жесткого противостояния антирелигиозной партии "ШИНУЙ" и религиозного сектора. А вовсе не в каких-то "идеологических" разногласиях и подходах. Не в "свинине дело", а в деньгах. И если бы верны были утверждения вроде того, что религиозный сектор способен и сам просуществовать (на алмазах, например), то он бы давно так и сделал. То есть, скорее всего, он и просуществовал бы, но наверняка не на нынешнем уровне.

Вот для чего нужна путаница в терминологии.

Теперь, понимая все это, займемся текстом, держа в памяти одно - говоря о ЕВРЕЯХ, р.Штайнзальц говорит об иудеях и людях "иудейского происхождения по материнской линии".

В течение многих поколений принадлежность к еврейству связывалась с определенным образом жизни и мировоззрением: евреем назывался человек, избравший тот способ существования, который диктовал ему иудаизм – так что вопрос, о котором мы говорим, тогда попросту не существовал. Хотя согласно еврейскому закону отошедший от иудаизма остается евреем, было совершенно очевидно, что он тем самым пренебрег своим еврейством и, стало быть, перестал быть “настоящим” евреем – независимо от того, сменил ли этот человек вероисповедание. Поэтому на протяжении почти всей нашей истории еврейство оставалось монолитной группой, единство взглядов и чувств которой определялось религиозной общностью.

Верно.

В девятнадцатом веке, с началом эмансипации, ситуация стала меняться. Все большее число сынов Израиля отходили от иудаизма, не переставая, однако, считать себя при этом евреями, и сегодня именно они составляют большинство в нашем народе. В чем же состоит еврейство этих людей? С точки зрения ретроспективной, исторической все они – либо вовсе не евреи, либо если и евреи, то неполноценные. Хотя Закон рассматривает последних как “согрешивший Израиль”, остающийся все же Израилем, - в свете многовекового понимания термина “еврейство” они не являются таковыми.

Неверно. Не они считают себя евреями. ИХ считает евреями окружающая среда. Значительная часть из них с удовольствем бы избавилась от этой "идентификации".


Это относится не только к тем, кто считает себя нерелигиозными, но и к некоторым идеологическим течениям – в первую очередь, конечно, к реформистам и большинству консерваторов, отрицающих традиционный еврейский образ жизни.

Именно к этим только и относится.

Что касается их, то дело здесь не в различном понимании еврейского законодательства, а в отрицании ими абсолютного авторитета Торы. Многие века споры между различными течениями в иудаизме лишь способствовали объединению народа. Когда спорящие стороны основывают свои выводы на одних и тех же первоисточниках, одинаково авторитетных для них, то даже в случае разногласий по поводу толкований Писания или смысла сказанного в книге "Зоhар" всегда имеется общий базис, как бы далеко ни расходились их выводы. Сегодня же для ортодоксов с одной стороны и реформистов с консерваторами с другой этот базис не существует.

Итак, они отошли от Торы, либо понимают ее совершенно иначе.


Таким образом, в историческом понимании термина “еврейство” евреями являются только те, кто принадлежит к ортодоксальному направлению в иудаизме.

Поэтому их надо называть ИУДЕЯМИ, как ни посмотри.

Возникла очень странная ситуация, при которой лишь меньшинство в народе может по праву им называться.

Так почему бы не проявить стойкость и последовательность, и не ОТДЕЛИТЬСЯ от них, не размежеваться, как того и требует иудаизм, и как это всегда подчеркивают апологеты ортодоксии? "Вот народ, который живет ОТДЕЛЬНО!"

Именно поэтому вопрос о том, существует ли универсальное определение еврейства, которое было бы корректным по отношению к большинству народа Израиля в нашу эпоху, обретает особую остроту.

Простите, почему "ПОЭТОМУ"? Потому что они продолжают себя считать иудеями? Да и флаг им в руки! Караимы тоже продолжали считать себя иудеями, ну а нам-то что, ортодоксам? Откуда вдруг такая душевная привязанность?

Теоретически нетрудно выделить некие характерные черты или абстрактные идеи, которые составят суть формулы, устраивающей максимальное число людей. Однако сомнительно, будет ли она справедлива вне связи с еврейской историей. Тем не менее, пропасть, существующая между ситуацией, имевшей место в прошлом, и сегодняшней, как бы заведомо исключает возможность дать определение, основанное на исторических критериях.

Сомнительно не только это. Сомнительно, что те, кого р.Штайнзальц на этом основании станет считать евреями, сами с этим согласятся. Как у нас любят говорить - "А вы ИХ-то спросили"?


В жизни народа Израиля история занимает совершенно особое место. Все остальные народы объединяет общее происхождение, страна проживания, язык, культура. Евреи сегодня рассеяны по всему миру, их древний язык является разговорным только для израильтян, с отходом от религии распадается и культурная общность, поскольку в основе еврейской культуры лежит иудаизм. Существует, конечно же, ивритская культура и, быть может, культура
светского еврейства, но она не адресована всему народу – даже самые первоклассные произведения, составляющие ее, удовлетворяют лишь потребности израильтян и тех, для кого иврит является родным языком.

Это можно сказать о любой части культуры, в том числе и о культуре идиш. Культура "адресована" лишь тем, кто ее "культивирует". То же относится и к религии.

С этнической же точки зрения трудно утверждать, что существует такой единый этнос как евреи. Потерпели неудачу и попытки юдофобов отыскать объединяющие всех иудеев этнические черты. Географическая разобщенность, с одной стороны, и принятие в свою среду прозелитов – с другой, за долгие века размыли эти черты. Даже не зная точно, сколь велика среди евреев доля принявших иудаизм и их потомков, можно констатировать, что сам факт растворения их в еврейской среде лишает силы концепцию этнической общности евреев.

Скорее всего именно так и есть.

Таким образом, нам остается признать следующее: единственное, что нас объединяет, - это история. История еврейского народа и есть его родина.

Самое время обратить внимание на слова автора, сказанные тремя абзацами выше:

"""…пропасть, существующая между ситуацией, имевшей место в прошлом, и сегодняшней, как бы заведомо исключает возможность дать определение, основанное на исторических критериях…."

Так почему же нам "остается это признать? Как раз вроде бы наоборот….


Следует подчеркнуть, что эта дефиниция отвечает требованиям, которые мы предъявляли к искомой формуле, верной для всего дома Израиля, - тогда как конфессиональная дефиниция носит в значительной мере внеисторический характер. Поскольку, согласно раби Саадье-гаону, “наша нация только благодаря Торе своей является нацией”, а сама по себе Тора не может рассматриваться как культурно-историческое явление, - всякий, кто придерживается ее, - еврей, и ни его прошлое, ни предшествующая история не имеют формирующего отношения к его еврейству. Другими словами, вне религиозного определения еврейства единственно возможная дефиниция – историческая.


В одном абзаце смешано все - и религиозная часть, и национальная, и историческая, и сделан совершенно произвольный вывод. Верно на самом деле лишь одно - слова Саадьи-гаона (на то и гений), который, видимо, прекрасно понимал, что "нация" - термин, отражающий наличие государственности, и применил его совершенно АДЕКВАТНО. Об этом шла речь в эссе "Народ в четвертом измерении" (к сожалению без ссылки на Саадью-гаона, что поправимо):

http://www.geocities.com/israpart/narod/narglav3.html

Итак:

Конфессиональная дефиниция - внеисторическая, хорошо.

Согласно Саадье-гаону всякий, кто ее придерживается - еврей, вне связи с историей.

Вне религиозного определения единственно возможный подход - исторический.

Мы так решили. Потому что нам больше в голову ничего не приходит.

И, поскольку мы хотим найти внеконфессиональное определение - мы должны принять историческое.

Замечательная логика. А вдруг еще какое-то есть, какое нам в голову не приходит?

А мы ДОЛЖНЫ принять историческое?

В статье "Мы, чистокровные!"

http://www.newjudea.com/viewtopic.php?t=306

принимается мнение М.Тартаковского

http://www.vatson.newmail.ru/operstat/tartakov.mht

….что СЕГОДНЯ существует действительно общий критерий для всех, кого называют чуждыми нам словами "еврей, жид, юде…" - это критерий ПРЕСЛЕДУЕМОГО НАРОДА. Сама причина преследований нас при этом не интересует, интересует ФАКТ. И тогда чуждые нам слова легко связываются с этим фактом.

Но можно ли на него опираться при поиске признака ОБЩНОСТИ, признака. объединяющего? Не исчезнет ли общность, если исчезнет преследование?

Наверное, особенно беспокоиться незачем. Прежде всего, преследование не исчезнет, сами современные религиозные философы утверждают, что антисемитизм - вечен. Во всяком случае до прихода Машиаха. Поэтому данный признак, к сожалению, обещает быть долгоживущим. Но если даже случится чудо, и евреев действительно перестанут преследовать в большинстве стран, то все очень просто. Те, кто в новых условиях не захочет быть евреем - не будет им. А те, кто все же захотят поддерживать свои связи с ИУДЕЯМИ, оставаясь светскими, смогут их поддерживать. Вот ЭТИ люди и будут продолжать считаться евреями и их даже могут считать евреями другие люди, по обстановке. И только тогда среди них останутся люди с происхождением по материнской линии. Но не ранее. То есть не ранее, чем придет Машиах.


Дать осмысленное определение тому, что такое еврей в наши дни, означает найти менее строгие критерии в сравнении с теми, которые предлагались в рамках ортодоксального мировоззрения.

Не выдерживают критики большинство предлагаемых в Израиле определений, связывающих еврейство с существованием еврейского государства, а также попытки воспользоваться для этого расхожим выражением “светоч народов”, которое носит столь общий характер, что вообще теряет какой бы то ни было смысл.

Верно.

Чем более универсальный характер приобретает формула, расширяя свои рамки для все большего числа людей, тем меньше остается в ней еврейской специфики.

И это верно. Но, если уже существует русское слово "еврей", под которым в той же России понимают что угодно, только не родство по матери, то зачем же использовать этот термин для "дефиниции", в которую автор явно хочет включить две группы людей - религиозных евреев и светских людей "материнского происхождения"? Ну, давайте их назовем как-нибудь иначе, например "ортоевреи" - и все срау станет на свои места. Ибо невозможно же в существующую терминологию воткнуть на самом деле НОВУЮ ОБЩНОСТЬ, которую автор хочет выделить из общей массы, называемой русским словом "ЕВРЕЙ"!

Нечто подобное мы находим в Талмуде при рассказе о попытках сформулировать суть Торы. Как известно, она содержит шестьсот тринадцать заповедей. Однако уже Давид выделил из них одиннадцать основополагающих, Йешаяhу сократил это число до шести, а Миха – до трех. Наконец, Хавакук свел всю сущность Торы к одной фразе: “…Праведник верой своей жив будет” (2:4) . В этом же плане можно рассматривать слова hилеля, определившего суть Учения так: “Не делай ближнему то, чего ты не желаешь себе”. Еще более радикален раби Акива, который свел Тору к формуле “Люби ближнего как самого себя”. Наконец, по Бен-Азаю, Тора сводится к принципу “По образу [Своему] Б-г создал человека”.

Те, кто пытается воспользоваться плодами их поисков для создания новых этических псевдоиудейских учений, попадают в ловушку – ведь подобный подход всегда был чреват серьезной проблемой: несмотря на то, что все перечисленные выше мудрецы, искавшие универсальную формулировку, не пытались, конечно же, умалить значение каждой из заповедей, те, кто делает сегодня их высказывания своими лозунгами, приводят именно к этому. Находки наших учителей превосходны, они вполне могут служить эпиграфом к иудаизму в любую историческую эпоху - однако именно в этом состоит и их слабость сегодня: начертанные на знаменах идеологических движений, они теряют еврейскую специфику. Вот почему различные течения в еврействе, которые пытались принять их за основу, неизменно либо возвращались к иудаизму во всей его полноте, либо были вынуждены разработать собственную систему этических норм, имеющую к нему весьма отдаленное отношение.

Естественно.


Главный недостаток подобного “христианства без креста”, как метко именуют подобные попытки, состоит не столько в приближении к этой менее требовательной религии, сколько в выхолащивании из новых учений специфически еврейского содержания. Большинство предлагаемых ныне определений еврейства настолько общи, что ничего национального в себе не содержат; тем более (а может быть, именно поэтому) они неспособны служить “светочем для гоев”. Все эти клише последнего времени типа “превратить пустыню в цветущий сад”, “построить общество социальной справедливости” и “освобождение народов”, даже если их объединить единой формулой, все равно недостаточны, чтобы образовать нечто сугубо еврейское.

Автор так и не определил до сих пор, что имеется в виду под словом "сугубо еврейское". Если это "иудаизм", то почему это "еврейское"? Это - ИУДЕЙСКОЕ! Получается, что для объединения двух вышеупомянутых групп людей, ЕДИНСТВЕННЫМ "сугубо" отличающим их от всех признаком, является родство по матери. Но, простите, при чем тут понятия "еврей, жид, юде, джуиш", под которым понимается совсем не это?

Ортоеврей - наиболее подходящий термин для этого. Новый, красивый, правильный по сути, звучит…

Такова с давних времен судьба всех подобных попыток. Замена всех заповедей на одну лишь “люби ближнего”, несомненно, придает ей некую пикантность, но в отрыве от всех прочих она становится настолько размытой, что теряет всякий смысл.

Если судить только по результатам, к которым приводят подобные “общие” определения сути еврейства, можно подумать, что оно вообще не имеет уникального характера. На самом же деле они уводят в сторону от еврейского содержания, которое представляется тем, кто предлагает эти формулы как основу своей идеологии, чем-то ограниченным и даже пугающим.

Да. Именно так. Пугающим. Но не потому, что это связано с боязнью какого-то мифического "еврейского содержания", суть которого пока даже автор до нас донести не может, а именно с сутью самого термина "еврейский", которая связана в первую очередь с понятием "еврейский погром".

И поскольку весь смысл их поисков сводится к тому, чтобы избежать всяких национальных особенностей в определениях, последние в принципе не могут содержать в себе какой-либо конкретный смысл.

Ниже сам автор будет утверждать, что понятие "национальность" не имеет с "еврейством" ничего общего.

Вывод из всего сказанного весьма прост, хотя и может кому-то показаться странным: чтобы стать универсальным, определение сути еврейства непременно должно включать в себя однозначное указание на его специфику, то есть на отличие еврея от “человека вообще”.

Вот это правильно. Именно ЭТО имеет в виду представитель другого народа, говоря слово ЕВРЕЙ. Какое-то КОНКРЕТНОЕ, определенное отличие его при этом никогда не интересует. Он часто даже не понимает, ксенофобия ли им движет, уважение или зависть. Он чувствует только одно - это ЧУЖОЙ, которого при случае можно преследовать. Убить, унизить, ограничить в правах - неважно, зависит от ситуации. Говоря словами автора "еврей отличается от "человека вообще".

Ведь тот, кто, к примеру, определяет еврейство как общность, основанную на исполнении заповедей, уже может не добавлять, что речь идет об иудаизме. И это именно то, чего не хватает “обобщающим” определениям: примечания “при условии, что речь идет о евреях”. Как бы ни определять еврейство – как некую идею, образ жизни и тому подобное, - формулировка станет верной лишь настолько, насколько при этом будут подчеркнуты специфически еврейские особенности.

Какие, можно наконец узнать?


Поэтому принадлежность человека к еврейскому народу определяется иначе, чем принадлежность людей к другим народам (по рождению, вере и другим признакам), - а это означает, что искомая формула должна включать в себя четкую констатацию специфики национальной связи евреев между собой - связи, существовавшей во всех
поколениях.

Нет никакой национальной связи. И не было никогда. Евреев укрывали от нацистов не только евреи, и не столько евреи. И сдавали евреев нацистам и неевреи, и евреи. Ну и где тут какая-то "связь" во всех поколениях? Выдуманная мистика.

 

Что именно создает эту специфически еврейскую связь – вопрос непростой.

Вот именно это и хочется узнать.

Мы уже отмечали, что евреев нельзя считать народом, руководствуясь общепринятыми критериями. Начиная с разрушения Второго Храма, а возможно, и раньше, большинство евреев не живут в одной стране, не имеют общей государственности. Даже еврейская история Эрец-Исраэль при всей ее национальной значимости – всего лишь история небольшой группы евреев на Святой земле. И все же внутренняя связь между ними и их собратьями в диаспоре не прекращалась никогда, и природа этой связи загадочна. И хотя еще Аман говорил: “…Есть один народ, рассеянный среди народов и обособленный, и законы у него иные, чем у всех народов…” (Книга Эстер, 3:8), – ни он, ни кто бы то ни было другой не понимал сущность этого народа.

"Мы уже отмечали, что евреев нельзя считать народом" - О-кей, положим!


Определения особой связи между евреями как конфессиональной и самого еврейства как религиозной общности явно недостаточно. Да, иудаизм – религия сынов еврейского народа, однако не каждый из них исповедует ее, а посему определение еврейства только в религиозных терминах никак не разъясняет его специфику.

Потому что неообходимо включить в эту "дефиницию" и светских. Ясно.


Существует, однако, такое понимание этой специфической связи, которое справедливо по отношению ко всей еврейской истории и остается таковым и по сей день, Оно было выработано самими евреями задолго до всех попыток “минимизировать” суть Торы. Согласно ему народ Израиля – не народ в обычном смысле этого слова, а некая группа людей, связанных родством, – семья.

Положим. Но родством - специфическим, по определению "меньшей части" - родством по матери.

Эта "дефиниция", возможно и подошла бы, если бы признавалось и родство по отцу. Тогда русское слово "еврей" совпало бы по значению с этой дефиницией. И спорить бы было не о чем. Есть религиозные (иудеи) и светские люди иудейского происхождения (евреи). Все вместе они составляют, положим, еврейский народ. Суду все ясно.

Но ведь автор хочет разделить при этом чистых от нечистых. По матери и по отцу. А это никак не получается.

Еще раз - ОРТОЕВРЕИ. Люди, имеющие родство по матери. Которые могут быть при этом как верующими, так и не очень. Какой народ они собой представляют? А никакой не народ. Потому что согласно трем абзацам авторского текста выше "евреев нельзя считать народом". Ну, нельзя так нельзя, от евреев ничего не отвалится. Ортоевреи - это ОБЩНОСТЬ, ведь к этой дефиниции склоняется автор! Пусть будет "общность". Но тогда перестаньте употреблять термин "еврейский народ", и "наш народ". Говорите "наша общность". Кстати, именно так и считают "ортоевреи", они говорят не "наш народ", а КЛАЛь ИСРАЭЛЬ - ОБЩИНА ИЗРАИЛЯ. И они совершенно терминологически правы.

И давайте прекратим поиски черной кошки в темной комнате. Ее там нет.

“Бейт-Яаков”, “Бейт-Исраэль” (“Дом Яакова”, “Дом Израиля”) – распространенные самоназвания нашего народа, и все они утверждают наличие этой связи между нами, существующей изначально и пронизывающей всю нашу жизнь: неистребимое ощущение родства.

КЛАЛь Исраэль. Община Израиля.


Принадлежность человека к еврейству определяется не только генетическими, культурными или эмоциональными факторами, как у других народов. Она не определяется и местом рождения. Членство в семье не добровольно, ее не выбирают. Человек может не симпатизировать другим ее членам, даже действовать во вред им – но одного он не волен сделать: разорвать свою сущностную связь с ними, избавиться от ощущения принадлежности к ним.

Еще как может. Примеров выше крыши.

Это, кстати, разъясняет, почему Израиль, несмотря на все грехи, тем не менее, остается Израилем, – ведь принадлежность к “Бейт-Исраэль” просто не может быть отменена. В сущности, иудаизм не может быть определен как религия в обычном понимании – то есть как набор универсальных истин, несущих человечеству “благую весть”. Это не означает, конечно, что иудаизм не обладает универсальными ценностями, однако по сути своей он является все же не более чем способом жизни “Бейт-Исраэль”, своего рода кодексом поведения семьи Яакова, и только ее.

Именно так.

Иудаизм не является религией, которая досталась евреям случайно, – он был предназначен для них. Из этого понятно, почему евреям всегда было чуждо миссионерство, в чем нет ничего от высокомерия или сепаратизма; это – жизненная позиция, выработанная в семье, живущей по своим законам и обычаям. Прозелитизм подобен вхождению после замужества молодой жены в дом супруга. Соответственно этому и отношение евреев к принявшим иудаизм сродни отношению семьи к присоединившимся к ней чужакам: любовь к ним сочетается на первых порах с понятной настороженностью.

Определение связи, объединяющей народ Израиля, как семейной, а не национальной, принципиально: семейные узы отличаются от всех других видов связи между людьми, кроме всего прочего, своей эмоциональностью. Ощущение родственности – первое и, пожалуй, самое фундаментальное из человеческих чувств. Оно древнее не только национальной, но и племенной связи. Семейные узы примитивны и, в сущности, иррациональны, ибо
основаны не на идеологии, а на неуловимом и экзистенциальном ощущении общей принадлежности. И поскольку последняя изначальна и нерациональна, она не может быть отменена по воле самого человека.

Да то же самое можно сказать и в отношении многих народов - русского, армянского…

Тот факт, что евреи чувствуют свою привязанность к своему еврейству именно как неустранимую принадлежность к некой семье, подтверждается омерзение, которое испытывает всякий еврей, даже атеист, к выкресту. Такое же чувство возникает у членов семьи по отношению к тому, кто предает и покидает ее. Они не воспринимают такой уход как свершившийся факт, ибо из семьи по-настоящему выйти нельзя, тем не менее само намерение сделать это вызывает у них отвращение.

Причина все та же, и действительно - в условиях преследований это расценивается как попытка спасти шкуру в то время, когда другим что-то угрожает.

Итак, “Бейт-Исраэль”, “Бейт-Яаков” – это действительно семья, но не в биологическом, а в метафизическом значении этого слова. Это общность, подобная семейной в главной ее особенности: нерасторжимом ощущении принадлежности к ней, которым обладает каждый еврей. В то же время это общность особая, специфическая. В чем же состоит суть этой семейственности?

Ясное дело, в метафизическом (читай - в мистическом). Реально-то никакой общности вроде и не наблюдается. Особенно видна эта "глубокая семейная связь" в Израиле, где взаимная неприязнь между членами этой "семьи" стала уже чуть ли не образом жизни, во всяком случае ее непременным атрибутом. Но р.Штайнзальцу это, наверное, неизвестно…

Понять это поможет нам осмысление природы прозелитизма, ибо в отличие от того, кому иудаизм достался в наследство, тот, кто проходит гиюр, присоединяется к народу Израиля сознательно, усыновляется или удочеряется семьей, и при этом характер существующих в ней связей становится очевидным. Есть некоторое число законов, отделяющих прозелитов от остальных евреев, однако они являются лишь внутрисемейными перегородками, подобными тем, которые отделяют потомков Аhарона-первосвященника от других членов семьи.

Возникает вопрос, как когда и каким образом принявший иудаизм становится частью дома Израиля. В наших святых книгах сказано, что “принявший еврейство подобен только что родившемуся младенцу” и поэтому считается свободным от всех прошлых семейных связей. Став евреем, человек, вне всякой связи со своей расовой и национальной принадлежностью, теряет биологическую связь со своей прежней семьей. Необходимым условием для прохождения гиюра, без которого он не имеет реальной силы, является желание присоединиться к дому Израиля на любых условиях. Семья усыновляет прозелита не благодаря его условному приобщению к ее праотцам (хотя он – “сын Авраhама, отца нашего”, он не считается в том же смысле сыном Яакова), а потому, что он хочет принять на себя ее законы и традиции, предписанные иудаизмом.

Изречение Талмуда “Отец твой – Святой [Творец], благословен Он, мать – община Израиля” – это не аллегория и не отвлеченная теологическая формулировка, но выраженное в поэтической форме определение еврейской семейственности. Народ Израиля – семья, его дети – братья и сестры, сыновья и дочери одного Отца. Но этот Отец – не Авраhам, не Ицхак, не Яаков, хотя они и являются ее праотцами в историко-биологическом плане; не ими создана эта особая еврейская связь. Она порождена отцовством Б-га. Вряд ли можно выразить эту мысль лучше пророка, сказавшего: “Только Ты – Отец наш, ибо Авраhам не знает нас и Исраэль не признает нас своими; Ты, Господь, - Отец наш; Спаситель наш – от века Имя Твое” (Йешаяhу, 63:16).

Эти слова – “Ты – Отец наш” – не порождение религиозного экстаза, не теологическое кредо, но уверенная констатация чуть ли не биологического факта. Отношение к Б-гу в иудаизме не является умозрительным, как в других религиях. Напротив – это отношение членов семьи к своему отцу, само по себе достаточное для привязанности к Нему, равно как и для единства народа в этой привязанности. “Друг сердечный, Отец милосердный” – так обращаемся мы к Всевышнему. То, что называется “религией Израиля”, есть фактически лишь система родственных отношений, семейных традиций.

Эт-точно.

Помогает ли это понимание определить, в чем состоит в наши дни еврейство человека, который не соблюдает заповеди, иначе относится к Б-гу или вообще отрицает Его существование? Безусловно. Ведь принадлежность к еврейскому народу, как следует из нашего понимания, не зависит от согласия с теми или иными идеологическими принципами, как не зависит она и от наличия каких-либо “объективных признаков” еврейства. Эта принадлежность – семейная, а ощущение принадлежности к семье лежит в совершенно иных пластах души, и оно неистребимо. Сын может не понимать сути своей связи с отцом, более того – может даже отвергать ее наличие и даже само существование отца. Тем не менее он остается его сыном.

И это гораздо лучше понимают люди других народов. Человек может не иметь никакой связи с этими "семейными" иудейскими традициями, более того, даже отвергать их наличие. Тем не менее, он остается сыном (именно биологическим, а не каким-то там "метафизическим") своей матери и своего отца (вместе или порознь), и для любого человека в мире он - ЕВРЕЙ. И только для своей собственной "семьи" он может быть ГОЕМ - когда его отец - еврей, а мать - нет.

Но, раз для всех он - ЕВРЕЙ, значит он на самом деле - еврей. А люди, которые ведут иудейский образ жизни - ИУДЕИ. А вот те светские, кого иудеи признают "членами своей МЕТА-семьи", но которые ведут себя иначе, тех следовало бы называть именно так, как оно и просится на язык - МЕТА-евреи. То есть они как бы и не евреи вовсе.

Потому что еврейского образа жизни они не ведут и не желают вести. Но им это прощается - ведь они как "пленные дети", их неверие зависело от обстановки!

И поэтому, вместо того, чтобы стыдиться своего поведения, они наглеют, и свысока относятся к настоящим евреям, евреям по отцу, к тем, которых называют евреями во всем мире, и почти никогда не перепутают, когда потребуется поставить к стенке. А вот еврей только по матери, да еще во втором-третьем поколении, который иногда совершенно и на еврея не похож, и безусловно никаким преследованиям никогда не подвергался, и приехал в Израиль в 95 процентах случаев из корыстных соображений - он здесь "чистокровный"! Он - пленный ребенок. Он ни в чем не виноват, и даже гиюра ему проходить не надо. Он- МЕТАеврей, член КЛАЛь ИСРАЭЛь по определению!

О 110 членов кнессета - стопроцентных чистокровных МЕТАевреях, продающих Страну всем желающим и делающих бизнес на крови, я уж и не говорю. Эти просто КЛАЛи на всех и вся.

Многие, возможно, не согласятся с изложенным здесь толкованием их еврейства. И, тем не менее, в их неосознанных переживаниях, отдают они себе в том отчет или нет, сохраняется это неизъяснимое ощущение именно родственной связи со всеми другими евреями. И отсюда берет начало основное свойство “царства священнослужителей и народа святого”: понимание этой миссии, своего долга и высшего предназначения “сыновей Б-га живого”, которое проявляется в великом множестве различных форм, всегда имеющих общее содержание. Отсюда же – ощущение связи с другими евреями, ощущение непонятное, удивительное и вызывающее тревогу во времена кризиса, в пору поисков своего места в мире, в пору, заставляющую еврея почувствовать, что он является сыном своего Отца и его место – рядом с другими Его сыновьями

Таким образом мы поняли, что "сугубо еврейские ценности", сплачивающие КЛАЛЬ ИСРАЭЛЬ в одну общность - это образ жизни, жизнь "по Торе". Но ведь это СУГУБО ИУДЕЙСКИЙ образ жизни! При чем тут "еврейство" какое-то? Зачем нам мозги морочат?

Идея ясна. Ортодоксальный способ жизни "ПО ТОРЕ", переставший удовлетворять 300 лет назад большую часть иудеев из-за возникшего разрыва в благосостоянии между нерелигиозными и религиозными иудеями, становится все более невозможным в наши дни, если его сторонники хотят иметь уровень жизни хоть как-то сравнимый с уровнем нерелигиозных. Порвать с ними связь означает пойти на самоуничтожение, кто бы и что бы ни говорил. Но и признать полностью себя частью израильской нации никак невозможно. Это тоже равно самоубийству.

По вопросу о так называемом "Еврейском государстве" мы поговорим на другой теме.

И говорить об этом можно только сейчас, когда мы уже в общем-то разобрались с вопросом "Кто еврей?", кто - иудей, а кто - мета-еврей. То есть ни богу свечка, ни черту - кочерга.

На главную страницу