Изнасилованный Нострадамус

(рецензия на книгу)

В 1999 году на книжных прилавках появилось сочинение российских писателей Дмитрия и Надежды Зима "Расшифрованный Нострадамус". Книжка читается как роман, что, вероятно, и обеспечило ее популярность. Некоторые места в ней, правда, сами авторы рекомендуют пропустить, если кажутся читателю слишком сложными. Но нам они слишком сложными не показались; и если эти места не пропускать, то "роман-предупреждение", каким его хотели бы представить авторы, начинает казаться не таким уж безобидным.

Надо отдать должное упорству и уверенности авторов в своих силах. Это большой плюс. Создается впечатление, что Д. и Н. Зима раскрыли код Нострадамуса, раскрыли даже, что Нострадамус знал, кто именно раскроет этот код! Причем даже и это весьма скромно объясняется авторами - настало время, вот и все!

На фоне полной неспособности предыдущих исследователей найти в течение веков ключ к шифру Нострадамуса, ход рассуждений авторов впечатляет. Впечатляет также и полное бескорыстие авторов - они от чистого сердца хотят предупредить человечество, что с высокой степенью вероятности (определяемой количеством сбывшихся предсказаний Нострадамуса) оно идет к катастрофе.

Чтобы наши суждения о книге Д. и Н. Зима были понятны даже человеку, не читавшему эту книгу, а также для того, чтобы наши возможные оппоненты были уверены в нашем собственном понимании ее текста, кратко повторим здесь идею ее авторов.

Д. и Н. Зима обратили внимание на несколько ключевых моментов в катренах (четверостишиях - катр) Нострадамуса, из которых сделали произвольный вывод, что по отношению к моменту написания письма Нострадамуса королю Генриху (1558 год) в будущем произойдет примерно столько же значимых событий в истории человечества, сколько их произошло с момента Сотворения Мира. Намеки Нострадамуса на некоторое событие в будущем, которое представлялось ему концом истории, авторы сочли возможным истолковать как время второго пришествия Спасителя (И. Христа). Таким образом, будущая история является как бы зеркальным отражением истории, предшествующей написанию письма Нострадамуса. Мы говорим "как бы" потому, что моменты, когда происходили эти значимые события, отсчитываются не в обратную сторону от 1558 года (как если бы в этой точке действительно находилось "зеркало истории"), а с момента Сотворения Мира. Время идет в одну сторону в рассуждениях Д. и Н. Зима. (Поначалу это даже кажется естественным.)

Далее Д. и Н. Зима догадались, что прямо в первых двух катренах Нострадамуса должен находиться ключ к шифру, и они его нашли в зашифрованном виде в виде коэффициента 11,11. Именно во столько раз история человечества с момента Сотворения Мира до 1558 года по мнению Нострадамуса длиннее, чем оставшееся время существования человечества после 1558 года. Поскольку Нострадамус почти точно указал предыдущее количество лет, было уже нетрудно (поделив это количество на 11,11) установить, сколько времени нам тут жить осталось. Некоторые дополнительные рассуждения позволили уточнить это время с точностью до года - ровно 477 лет оставалось миру после 1558 года.

Конец света должен состояться в 2035 году!!!

И еще одна догадка: по номеру катрена и номеру центурии (“десятки”), в которой катрен находится, часто (не всегда, но часто) можно подтвердить год и даже иногда месяц, в котором должно было произойти событие, на которое намекает этот катрен. Есть и менее важные идеи, но общая идея кажется нам именно такой. Это, так сказать, техническая сторона дела.

Авторы специально указывают, что (по крайней мере до настоящего времени) подтвердить "похожесть" аналогичного исторического события можно было только что называется "задним числом", то-есть после того, как оно произошло. Однако теперь в наших руках имеется Ключ, что дает нам возможность сравнительно точно оценить дату будущего события. Правда, надо сказать, что ближайшее будущее представляется “в этом ключе” достаточно мрачным.

Попробовав использовать полученный ключ на практике, авторы увидели, что найденный им метод вроде бы работает. Понятно, что даты почти любого "значимого" события недавнего прошлого (1558-1997) в очень большом числе случаев после предлагаемой авторами простейшей арифметической "обработки" почти точно совпадают с событиями древней истории евреев, греков и даже римлян. Но дело не только и не столько в совпадении событий - естественно, что какое-то событие в "пост-нострадамском" периоде имеет свое отражение в "Зазеркалье". Важно то, что при сравнительно небольшой фантазии и некотором знании истории можно найти определенные аналогии (что собственно и делают Д. и Н. Зима), и эти аналогии при определенном настроении можно считать если не доказательствами, то уж во всяком случае - информацией к серьезному размышлению. А поскольку таких совпадений-аналогий получилось слишком много, то авторы уверовали в то, что они правильно решили техническую часть задачи.

Однако, по их же собственному признанию, они повидимому ужаснулись последствиям неправильных действий человечества. Каждое следующее пророчество, которое им удавалось расшифровать, грозило все более ужасными последствиями прошлых и нынешних грехов человечества. Естественно, перед ними возникла "задача номер два", весьма благородная - спасти (если это вообще возможно еще сделать) людей от грозящих в самом ближайшем будущем всемирных катаклизмов. По мнению Д. и И. Зима идея такого спасения не нова и проста - перестать грешить, возлюбить друг друга, и "перековать мечи на орала". Но, если ранее многочисленные призывы такого рода были абстрактными, то теперь, после расшифровки пророчеств Нострадамуса авторами, ужасные последствия становятся вполне конкретными и вот-вот произойдут. Осталось совсем ничего - если даже в 1999 году как-то "обойдется", то уж в 2035-2037 годах Спаситель точно явится в самом наиужаснейшем своем облике для грешников.

Таким образом, книга "Расшифрованный Нострадамус" приобретает выраженный идеологический оттенок. Потому что существуют самые различные точки зрения на то, как избежать грядущей катастрофы. И эти точки зрения часто идеологически несовместимы. Посмотрим же, что собой представляет "идеологическая подкладка" книги Д. и Н. Зима. (В скобках в дальнейшем указывается страница, на которой находится приведенная цитата из книги авторов "Расшифрованный Нострадамус").