*
В статье сделана попытка дать максимально корректное определение понятий «евреи, иудеи, народ, нация, Народ Израиля, Государство Израиля». Эти определения основаны на уникальной истории нашего народа, и в силу ее уникальности не вполне совпадают с определениями, укоренившимися в нашем сознании со времен жизни в СССР и советской пропаганды. Однако их преимущество в том, что они вполне логичны. В результате эти определения позволяют представить Народ Израиля как единое целое, способное на общие взгляды и действия. Существующие же расхожие определения не имеют под собой логической основы, и создают непроходимую путаницу, которая используется как раз для разделения народа на отдельные «касты», якобы находящиеся между собой в непримиримом противоречии. Это выгодно только власть предержащим.
На основании выработанных определений появляется возможность найти ответ на вопрос: "Каким должно быть современное государство Народа Израиля".
Аналогии:
1. Принцип «Разделяй и властвуй» использовался во все века англичанами для управления народами Британской Империи. Это нельзя назвать преступлением, это – дипломатия. Но этот же принцип применяют власти Государства Израиль в отношении собственного народа, что уж точно является антинародным принципом.
2. Гитлер применял политику геноцида в отношении всех народов кроме собственного. Впоследствии это было квалифицировано как преступление против человечности. Сталин не применял геноцида против других народов. Но он применял геноцид против собственного народа. Какое из этих преступлений более тяжелое, сказать не берусь.
*
Во второй части статьи на основе данных определений будут сформулированы требования к «конструкции» Государства Израиля.
«В общественной науке необходимо не забывать
основной исторической связи,
смотреть на каждый вопрос с точки зрения того,
как известное явление в истории возникло,
какие главные этапы в своем развитии проходило,
и с точки зрения этого развития смотреть,
чем данная вещь стала теперь» (Ленин, ПСС.39.стр.61)
"Еврейский вопрос" - это не внутренний вопрос какого-то народа, каким, например, в России в свое время была внутренняя борьба между двумя направлениями православной церкви.
Всем "снаружи" все было "до фонаря", как они там внутри разберутся. И разобрались. Староверов уничтожили или выгнали. Изгнанные прижились в Аргентине и неплохо себя чувствуют.
А у "еврейского вопроса" есть две стороны.
Первая - тоже внутренняя, как и упомянутая выше проблема, стоявшая в России. А именно - разделение евреев на религиозных и светских. Чтобы сразу была ясность: я сейчас не настаиваю на безусловном значении этих терминов. Только для удобства и краткости я пока называю ИУДЕЯМИ евреев религиозных, и ЕВРЕЯМИ - евреев светских. Все вместе они, понятно, в моем понимании представляют ЕВРЕЙСКИЙ НАРОД. (Ниже названия будут изменены на более адекватные).
Внутренняя сторона вопроса - это дело самих представителей еврейского народа. И они эту проблему в свое время начали успешно решать, но потом - Катастрофа, государство Израиль... Отвлеклись немного от его решения... Однако на сегодняшний день все же можно сказать определенно, что у нашего еврейского народа есть два слоя, явно разделенных, а есть еще и слой промежуточный, "вязаные кипы", люди, соблюдающие традиции народа, но не поддающиеся жесткому давлению некоторых "авторитетов Торы", требующих от иудеев соблюдения всех правил, которые эти авторитеты считают необходимыми, исходя из своих собственных представлений, выдаваемых ими за мнение Всевышнего.
Поскольку этот внутренний вопрос - кого считать иудеем (иеhуди) - решается в рамках самого еврейского народа, то казалось бы, тут можно подходить с позиций дворника Гаврилы из «12 стульев», а именно: «Как пожелаем, так и сделаем!»
Однако это не проходит, и при произвольном решении этого вопроса (к примеру – берем указание Талмуда тысячелетней давности о том, кого считать евреем, и им руководствуемся!) – как раз и возникает «раздрай» на современном этапе. Почему? Потому что сегодня мы имеем уже совсем не тот "ерпейский народ", который был 1000 лет назад. Потому что возникло большое количество евреев по происхождению, не желающих жить "по старой вере". И эти люди построили свое, светское государство, в котором одновременно с ними сосуществуют и религиозныые евреи, харедим, сторонники "классического", ортодоксального иудаизма. И теперь они конфликтуют.
Но почему русским можно, а нам – нельзя? Почему нам нельзя взять и выгнать и наших «староверов» куда-нибудь в Аргентину (кстати, они – наши харедим - там тоже имеются в большом количестве)? И установить в Государстве Израиль тот порядок, который нравится светским людям?
А потому нам нельзя, что у "еврейского вопроса" есть и вторая сторона, которая возникла вследствие специфической истории нашего народа, вследствие титанической работы наших мудрецов по сохранению народа в условиях рассеяния, а также вследствие возникновения на обломках еврейского государства 2000 лет назад новой религии, получившей распространение во всем мире (см. методологическое указание Ленина в эпиграфе к этой статье, прости меня Всевышний, но оно – правильное). Поэтому "Еврейский вопрос" и стал мировой проблемой. К этому вопросу и его "решению" чувствует себя причастной по меньшей мере половина населения планеты, а то и более. И поскольку нас часто преследуют во всем мире, то у нас тоже должна быть ясность – ПОЧЕМУ это так, и КАК С ЭТИМ БОРОТЬСЯ.
Нам необходимо УЧИТЫВАТЬ УНИКАЛЬНОСТЬ истории нашего народа, необходимо, чтобы наши выводы были если не приемлемы большей частью нашего народа, то хотя бы защищаемы перед критикой «справа и слева». А для этого они должны быть как минимум - логичными.
История
Племена
Легенда утверждает, что в 1948 году от «Сотворения мира» в семье папаши Тераха – девятое колено линии Эвера, внука Ноаха, сына Шема (Сима), откуда собственно и семиты вообще – родился третий сын, Авраам. История Авраама прослежена вот тут, на мой взгляд наиболее понятно и ближе всего к Источнику:
http://www.geotar.com/geota/tora/T006.html
Но те, кто интересуется предысторией, могут ознакомиться и с предыдущими главами книги "Тора говорит человеческим языком".
Из текста ссылки ясно, почему Авраам в зрелом возрасте называл себя «Эверский» (иври) – он считал себя не только учеником, но и воспитанником Эвера (имя ЭВЕР на иврите пишется тремя буквами «айн-бет-рейш», и может произноситься и как ЭВЕР, и как ИВЕР). А про папашу Тераха, закоренелого язычника, Тора далее не упоминает. Уже отсюда должно быть ясно, что само по себе кровное родство принципиального значения для Торы не имеет. Это ясно также и из положения о герах, о гиюре, о возможности для человека любого происхождения стать «иудеем» путем принятия иудаизма.
Далее мы должны быть весьма осторожными с использованием терминов «народ, нация, иудаизм» и так далее. Эти понятия в разных языках имеют разный смысл. Мы будем придерживаться в основном русскоязычного смысла до тех пор, пока не натолкнемся на какое-то противоречие.
Уйдя из Харрана, из семьи папаши Тераха (взяв с собой жену Сару и племянника Лота), Авраам дошел до земли Ханаанской, где жили разные племена. Племя есть группа людей, объединенных понятием о кровном родстве. Это понятие хорошо известно и уточнять его нет необходимости. Вообще говоря, конечно, все мы, земляне, может быть, происходим от одного-двух предков, но общим племенем себя не считаем. Ибо как только праотец имеет несколько наследников, и от каждого из них начинает рождаться много потомков, каждый из этих потомков считает себя принадлежащим к племени сына праотца. Почему? Да потому что жизнь заставляет идти на соседнее племя, как говорится, "с колом и кайлом". Поэтому племена (африканские, славянские), как правило, воевали друг с другом иногда до полного уничтожения. Борьба за ресурсы, ничего не поделаешь. Очень кушать хочется.
И так называемая «междоусобица» (война между племенами) могла прекращаться и прекращалась только либо при объединении этих племен в единое ГОСУДАРСТВО, либо при завоевании внешним захватчиком, как это имело место и в Римской империи, и при А.Македонском.
Император следил за порядком в империи, ибо имел с этого доход, а подданные (упаси Везувий!) должны были оброк платить, и меж собой не драться.
Племя Авраама
Племена израилевы пошли от внука Авраама, Иакова-Исраэля, родившего 12 сыновей (в Ханаане). Размножились они значительно позже, после того, как вся семья Иакова-Израиля перебралась в Египет к Иосифу, спасаясь от голода в Ханаане. Толкователи называют цифры – примерно за 250-400 лет в Египте семья Иакова от 70 человек (?) выросла до миллионного народа (!). Ну, дело не в абсолютных величинах, но много их стало, ясно…
Но это были не просто люди, связанные кровным родством. Их ментальность определялась мировоззрением Иакова, унаследованным им от деда его, Авраама. Можно предполагать, что следование обычаям семьи Авраама стало традицией в поколениях Иакова, хотя Тора нам об этом прямо и не говорит.
Это уже можно было бы назвать НАРОДОМ. Обычно народом называют совокупность отдельных племен, ведущих сходный образ жизни, имеющих сходные традиции, что называется современным словечком «менталитет» (ментальность). То есть примерно известно, чего от них можно ожидать. А чего – нельзя.
Традиции и образ жизни они унаследовали «иаково-израильский», но для египтян они были «иврим», как отрекомендовался еще сам Авраам при своем первом «спуске» в Египет. Никакого народа «иврим» (о котором рассказывают толкователи) тогда еще в помине не было, одни обещания Всевышнего... И никакой реки он не переходил, Нил еще был далеко впереди.
«Кто ты?» - спросили его египтяне на границе. "Авраам-иври!" – ответил Авраам. - "Авраам Эверский!"
И только уже при Иосифе вся семья «Иакова-Исраэля» переселилась в Египет, и семьи детей Иакова размножились, превратившись в племена. Их не очень заботило тогда, как именно их называют, времена были проще.
Племена эти жили-поживали себе в земле Гошен в Египте, куда их определил для проживания Иосиф. Жили себе, и в ус не дули. Племена объединяются в народ не тогда, когда все хорошо, так не бывает. Они ВЫНУЖДЕНЫ объединяться под угрозой уничтожения!
Запомним это до самого конца нашей повести!
Возникновение народа и нации "Ам-Исраэль" (Народа Израиля)
Такая угроза нависла над этими племенами, когда фараон решил их использовать на строительстве двух новых городов. Их объединило общее несчастье. Их вывезли из мест, к которым они уже привыкли (земля Гошен), где занимались скотоводством, и заставили в тяжелых условиях работать на строительстве. Легенда говорит также, что у них возникли большие проблемы с размножением.
Чтобы не писать лишнего и не повторяться – вот тут и далее все уже написано.
http://www.geotar.com/geota/tora/T013.html
Но, как известно от наших мудрецов, вместе с болезнью (и даже раньше нее) Всевышний создает и лекарство. Таким лекарством для племен израилевых был Моше.
http://www.geotar.com/geota/tora/T013m.html
Когда Моше выводил племена Израилевы из Египта...
http://www.geotar.com/geota/tora/T014.html
...эти племена еще не были народом. Но их уже объединила угроза уничтожения и стремление выжить ВСЕМ ВМЕСТЕ. Отдельные племена в Египте выжить уже не могли.
*
Через 50 дней после выхода из Египта, дойдя до Синая, эти люди второй раз оказались под угрозой гибели. Конгломерат племен, готовый стать народом, уже был, но у него не было ОРГАНИЗАЦИИ. Племена по-прежнему подчинялись своим вожакам («корахам»), и Моше был вынужден разрешать постоянно возникавшие споры. Но это не решало проблемы управления. А случись что с Моше, что тогда? Да и не вечный он... Что будет с нами? И вообще, чего ждет Моше? Он вывел людей в пустыню помолиться на три дня! Да, по дороге были какие-то странные чудеса… Но как жить дальше?
Только сегодня понятно, что Моше ждал момента, Знака. Можно говорить, что он на 200% верил Всевышнему, да, конечно. Но я, как и многие, в чудеса не особенно верю. Меня учили, что главное в чуде - не нарушение физических законов (этого обычно не происходит, в это верят только язычники), а то, что некоторое явление происходит в то время и в том месте, где оно в данный момент может изменить ситуацию.
Моше ждал извержения вулкана. И он знал, что оно произойдет. Ждал, чтобы реализовать грандиозный спектакль по вручению своему народу Закона Всевышнего. Что это за Закон, Моше знал уже давно, и вот тут это описано:
Раздел: «Главная заслуга Моше перед человечеством»
http://www.geotar.com/geota/tora/T013m.html#04
(А что могло случиться, если бы Моше вдруг не стало, написано в истории о «Золотом тельце». Случилась бы катастрофа. И Моше это понимал.)
И вот, вручив народу Тору, и даже не саму Тору (она была записана позже), а лишь Знаки Всевышнего, доски с символами, «ЛУХОТ», называемые христианами сейчас уже непонятным словом «скрижали», и добившись от всех присутствовавших клятвы неукоснительно соблюдать Закон в будущем, Моше одномоментно превратил этот только что недавно возникший зачаток народа в нацию..
Это было завершение процесса и работы, начатой еще Эвером, который объяснил в свое время Аврааму всю мерзость тоталитарного монархического общественного устройства (по сути - беззакония) на понятном и очевидном Аврааму примере правления Нимрода. Эвер сумел втолковать Авраму, что когда законы страны и народа диктуются единовластным правителем, и меняются, как говорится, «каждую пятницу, лишь солнышко спрячется», такие народы долго не живут. «Что люди царства своего не уважают больше» (Окуджава) – это, кстати, к вопросу об отсутствии конституции в Израиле и судебном произволе. И что действительно вечным может быть лишь народ, который подчиняется Единому закону Незримого Правителя, Творца всего мира.
Эту основную идею Авраам сумел донести до своих потомков, но раньше Моше никто не мог эту идею дать всему народу, народа не было как такового. (Более того, племена израилевы были идеальным материалом для Моше – но об этом сказано в ссылках).
Это была уникальная нация с момента своего возникновения. Ее уже нельзя было уничтожить. Нельзя убить ее Царя, Всевышнего - Того, кого эти люди признают своим царем. А раз так, то нельзя и Закон отнять, нельзя нацию уничтожить. Дело было сделано. Эвер и Авраам могли больше не беспокоиться.
Но! Это была НАЦИЯ без территории!
Вот это было совершенно не под силу себе представить «Отцу народов» Сталину, давшему знаменитое определение НАЦИИ. На первом месте в нем (после языка) стоит территория и так далее. Может быть, это и правильно в отношении всех народов, но неверно в отношении той, новой нации, рожденной на Синае. Они затем могли бродить 40 лет по пустыне, а могли и 140 – неважно. У них был Царь и был Закон.
Как они называли сами себя? Кто они? Какой они народ?
Ответ известен. АМ-ИСРАЭЛЬ. В русском переводе - «Народ Израиля». До того они были племенами израильскими (от их праотца – Иакова-Израиля), затем в течение очень короткого времени стали нацией, и лишь спустя минимум 40 лет (а на самом деле значительно больше, так как жили в уже завоеванной Стране все еще отдельными территориальными группами-племенами) стали все больше походить на народ. Нация завоевала себе место под солнцем, и теперь вполне могла претендовать на статус земной нации. Но одновременно эта нация была и Нацией Всевышнего.
Сегодня многие не признают вполне логичного определения нации как большой группы людей, живущих в рамках государственности (то есть общего признаваемого всеми закона), а не сталинского определения. Поэтому именно вот этот момент и вызывает возражения. А напрасно. Тут есть полная ясность, четкое непротиворечивое определение (подчеркнуто выше), с которым можно успешно работать.
Конечно, современные представители народа АМ-ИСРАЭЛЬ тоже не слишком вдаются в эти теории. Понятия и слова "НАЦИЯ" в языке иврит нет. Поэтому приходится уточнять терминологию.
Русские княжества, русичи, славяне, германцы, «земли» в Германии… все это - уровень племенной. Но для племени наличие территории вовсе не обязательно, существовали же во множестве кочевые племена. Цыгане – кочевое племя. И были даже бандитские образования типа викингов и варягов. Это – племена. Народами они стали в порядке самозащиты, так сказать. Племена объединились под руководством самых сильных, по принципу силы. И лишь в дальнейшем, постепенно-постепенно, сформировалась законность, система ПРАВА, причем на принципиально разной основе в Европе и на Британских островах (римское право и прецедентное право). И тогда они постепенно превратились в нации. Территория представляется при этом настолько неотъемлемой частью понятия нации, что входит первым пунктом в любые энциклопедические определения. А на деле это вовсе не обязательный атрибут для нации, но при одном условии – что и само царство это – ВИРТУАЛЬНОЕ (словечко, означающее «вымышленное, придуманное»)! Что и доказал пример народа Израиля.
Хотите жить в галуте? Кто ж вам запретит кроме Всевышнего? Хотите при этом быть нацией? О-кей, живите по Моим Законам – говорит Всевышний через Тору.
Не хотите называть это нацией Всевышнего, потому что вы не верите в Его существование, и вы – не иудей? О-кей. Называйте это Виртуальным Государством. Суть дела от этого не меняется. Если человек ЗНАЕТ (не верит, а ЗНАЕТ!), что Царь Всевышний ЕСТЬ, то для него это не требует доказательств. Точно так же, как у какого-нибудь эвенка в царской России не было никаких сомнений, что русский царь существует, хотя никто в тех краях его в глаза не видел!
Но если вам нужно земное государство, земная нация, тот тут без территории не обойтись.
Все эти вопросы, конечно, являются, как и было сказано в самом начале, вопросами внутренними. Как народ мы называем себя "АМ-ИСРАЭЛЬ". А другие пусть именуют нас как хотят. Так, дома я – Иосиф, а какой-нибудь товарищ майор из отделения милиции ко мне обращается по фамилии. Разве это неверно? Верно. Для товарища майора я существую только по фамилии.
*
Далее – исторически (до х.эры) сложилось так, что нация АМ-ИСРАЭЛЬ, израильтяне, исраилиты, (исраилим - ивр.) разделилась на две части – Израиль и Иудею. Израиль не был сильно привержен Закону, Иудея – наоборот. Впоследствии Израиль пал под ударом ассирийцев, а Иудея некоторое время еще существовала. Более того, иудейский царь Хизкиягу повелел изучать Тору абсолютно всему населению, в расчете на Помощь Сверху. В результате народ был ослаблен еще больше, а Помощь так и не пришла. Иудея пала вслед за Израилем.
Этот печальный исторический опыт также следует постоянно иметь в виду, и именно он упускается из виду сегодня и религиозными, и светскими.
Возможно, потому, что «ведущим» в этом обществе племен считалось племя Иегуды, а также потому, что территория, на которой некоторое время собрались люди верующие, называлась Иудея, то и сами представители АМ-ИСРАЭЛЬ, и все другие-прочие стали называть людей из АМ-ИСРАЭЛЬ "иеhуди" (иудеями). Как я уже сказал выше, территория тут – дело третье, потому что иудеи были потом изгнаны из Иудеи, но и в изгнании остались как Ам-Исраэль – их образ жизни, их МИРОВОЗЗРЕНИЕ не изменились. Они (не все, конечно, как и не все вышли из Египта) сохранили свое мировоззрение вне территории Эрец-Исраэль (Земли Израиля, завещанной им Всевышним), в плену, в изгнании, в галуте, потому что их мировоззрение требовало подчинения своей жизни требованиям ЗАКОНА ВСЕВЫШНЕГО, требованиям Торы.
*
Иудаизм не является религией, в отличие, например, от христианства. Само слово «религия» - чужеродное для языка иврит. Внешние стороны, конечно, могут кому-то казаться похожими в том смысле, что есть и обряды, есть молитвы, есть вера в чудеса…
Но христианство не требует определенного ОБРАЗА ЖИЗНИ, определенного мировоззрения, определенного склада ума у человека. Христианин любого народа живет по законам и обычаям своего народа, своей нации, сложившейся в указанном мною выше порядке – вначале народ, потом - нация. Обычаи и законы, по которым живет христианин, сильно меняются от страны к стране, от времени к времени. А обычаи Ам–Исраэль, скажем так, более «монохроматичны», хотя тоже отличаются. Для всех иудеев всего мира «Шульхан-Арух" (сильно сокращенный Талмуд) - один и тот же. То есть образ жизни ИУДЕЕВ всего мира можно отличить "на-глаз".
А ВЕРИШЬ ты или НЕ ВЕРИШЬ – это никого ни снаружи, ни внутри не касается.
*
Иногда говорят, что...
1. Часто утверждается, что мы стали народом на горе Синай. Это некорректно.
Эту стадию племена израилевы как бы пропустили, ибо стали на Синае НАЦИЕЙ, а народом постепенно осознавали себя в течение последующих столетий, так как существовали межплеменные противоречия. Да и сегодня еще, например, многие немцы позволяют себе свысока относиться к выходцам из других германских земель. Народом политически и формально можно стать быстро. А вот ментально – это очень долгий процесс.
Но у других народов «народообразование», так сказать, предшествовало становлению их как нации, потому что правовая основа закладывалась еще медленнее, царями и республиками. А "Ам-Исраэль" сначала и одномоментно стал нацией, потому что закон получил сразу, и прямо «с Неба он на них свалился». А в народ они превращались, осознавая свое единство и цели, еще очень долго.
2. Обычно утверждается, что общим для нас является молитва, обращенная к Израилю и ни к кому другому - "Шма Исраэль!" "Слушай, Израиль!".
Да. Это входит в обязанность исполнять Закон. Но сказанному не противоречит.
"Слушай, Израиль!" означает в переводе на русский "Слушай, Народ Израиля!"
3. Иногда утверждается, что мы "этнически" происходим от Эвера (Ивера)
Безусловно – нет. От Эвера произошли многие племена. Могие семиты произошли от Эвера. Отличие племени Авраама в том, что Эверу удалось внушить Аврааму духовные понятия, а Аврааму, в свою очередь, удалось передать эти понятия своим потомкам по линии «Ицхак-Иаков». С тем же успехом можно вести этническое происхождение от Ноаха, вроде бы от него все народы произошли, нет?
4. Иногда говорят о "расово-конфессиональном" принципе пророка Эзры.
Об этом я уже писал, на это можно пока не обращать внимания, как и на любые другие «политические» принципы. Именно во времена Эзры было создано множество подзаконных актов, выведенных из Торы, но прямо в ней не указанных, которые и по сей день существуют, и имеют общее название «ограда вокруг закона». Чтобы, не дай бог, никто не провалился в канализацию.
5. Иногда мнения по этому вопросу базируются на том, что при названии народа используется только слово - "иеhуди" (звучит похоже на русское слово "иудей") В «Законе о возвращении» (ЗОВ) - тоже. Но иеhуди - можно трактовать как "народ Иудеи", или как представитель религии народа Иудеи. А самое главное - это чисто бюрократический термин. Он был введен Министерством внутренних дел, им же и исключен из записей в удостоверениях личности. И если нет МВД, и (не дай бог) нет государства, то разве народ будет так называться? Нет, конечно.
Пункт специальный – об этносе. Гумилев, создатель этого термина, не мог применить его к Ам-Исраэль, оставаясь честным. Потому что этносы возникают и исчезают. В обычаях и законах этносов нет требования чистоты нации, из которого вытекает и чистота «крови». Славяне уезжают в США, смешиваются бог знает с кем… Где там какой этнос искать? Вот почему те правители, которые хотели уничтожить тот или иной этнос, занимались переселением народов.
(История знает вроде бы только один случай, когда народ был переселен не с целью его растворения, а как раз с политическим целями укрепления и его и соседних народов – это переселение хазарами племен с Урала на Дунай, где они образовали венгерскую нацию, преградившую путь бандитам-варягам на Константинополь.)
*
Часто на вопросы такого рода опытные люди отвечают – а вы у самих-то иудеев спросили? Спросите у них (в том числе и у тех, кто говорит по-русски): «Как сказать «НАШ НАРОД – ЖИВ!»
Они ответят АМ ИСРАЭЛЬ ХАЙ! Не так ли? А вовсе не «ам-иhудим хай!»
«Иеhуди» это формальность. Это запись в документе. Это формальный отличительный признак, как национальность в России, и потому теперь даже в России отменен. Поэтому он пока остается только в применении к религиозным людям. И "ЗОВ" – это формальность. Потому что сегодня "ЗОВ" есть, а завтра, к примеру, его изменят, или отменят вовсе. И что тогда? Куда денутся эти «иеhудим»? Перестанут существовать?
Продолжение статьи